Слайд 1Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание
3.
Описание фотографии.
Презентацию подготовила:
Рохлина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №43» г. Ростов-на-Дону
Слайд 4Обратите внимание!
•Смысловая цельность –это соблюдение в монологе одной и той же
темы.
•Речевая связность –это наличие смысловых связей между предложениями (цепная или параллельная).
•Последовательность изложения -это соблюдение логических основ композиции: предложения следуют друг за другом без смысловых «провалов» между ними.
Соблюдая эти законы построения монолога, можно избежать логических ошибок.
Слайд 6К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических ошибок.
Слайд 7 Теоретическая часть
Повторим тип речи - описание
Описание – словесное изображение какого-либо
предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.
Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.
Схема построения описания
Представление предмета/явления/события
– признак 1
- признак 2
признак 3…
мои впечатления от изображенного
Слайд 8Теория
Структура и языковые средства
Морфологические средства
Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида
(часто в прошедшем времени) и наречия. «Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А.Горшков.
Слайд 9Теория
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале –первое предложение или
абзац в качестве исходного пункта, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Они между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически.
Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности –в форме настоящего времени.
В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего.
Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия.
Характерен синтаксический параллелизм.
В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Слайд 10Теория
Композиционная модель этого типа речи:
объект описания—его признаки—общая картина, образ.
Отправная точка
—сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки.
В текстах-описаниях признаки предмета —это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Слайд 11Теория
Описание на основе фотографии
Обратите внимание!
Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет
воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.
Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.
Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.
Слайд 12Теория
Примерный план монологического высказывания – описания
Вводные фразы по теме фотографии.
2. Описание
фотографии с учётом задания:
время действия (когда? в какое время?)
место действия (где? в каком месте?)
внешний вид участников (кто? как выглядят?)
занятие участников (что делают? чем заняты? как?)
настроение участников (какое? какие эмоции выражены?)
3. Завершающие фразы (общая атмосфера события; понравилась ли
фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок
и др.)
Слайд 145. Обратите внимание, как изображены предметы:
опишите фон, позы, цветовые эффекты;
ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Слайд 15Внимание!
Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
(Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…
Слайд 16 Для собеседования предлагаются разнообразные и доступные подросткам темы:
семья (отдых, праздники,
ссора, путешествия, семейные реликвии, традиции, домашние животные)
детство (игры, увлечения, хобби, приключения, досуг, книги)
школа (на уроке, школьный кабинет, праздники, любимый предмет, экскурсии, походы, спортивные соревнования, игры, встреча с ветераном войны, известные личности, социальные сети, космос, профессия)
достопримечательности, посещение музея, театра, кино, концерт, музыка, библиотека, читальный зал, описание города, природа, зоопарк и т.д..
Учителю предстоит большая работа по подбору лексики, соответствующей этим направлениям.
Слайд 18Основная часть
глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть,
представить, наблюдать, позировать…
глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…
прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Слайд 21Практика
Орфоэпические нормы.
Сочиняем «запоминалки»
На стене —смотрите! —новый стиль граффИти!
За труд не
нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Объявление: «По средАм я пою для милых дам».
Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
Слайд 22Практика
Орфоэпические нормы.
Сочиняем «запоминалки»
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную
цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ!
Возле речки —ива, а под ней —крапИва.
Облюбован мухами старый столик кУхонный.
Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
Как все дружно замолчат —сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты —розовые бАнты.
Слайд 23Практика
Подберите синонимы к словам
Фотография – фотокарточка, фото, снимок, кадр
Фотографировать – снимать,
делать снимок
Увидеть – рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть
Изобразить – показать, представить, описать, выразить, воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать
Ученики – учащиеся, школьники, ребята, дети, подростки, старшеклассники
Фотограф – автор снимка (кадра)
Слайд 24Практика
Подберите синонимы к словам, включая эмоционально-оценочные:
противники–нападающая сторона, противная сторона, соперники;
атаковать–идти на
приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;
бдительный–зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;
битва–сражение, схватка, столкновение;
–известность, популярность, знаменитость, признание;
защищать–оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;
напряжённость–драматичность, острота, накал;
победить–одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.
Слайд 25Практика
Практическая работа
Перед нами фотография ... (на какую тему?).
Пейзаж и одежда
людей позволяют думать, что это ...
(какое время года? укажите детали).
Можно предположить, что ...
(что предшествовало запечатлённому моменту?).
Автор снимка запечатлел ребят... (в какой момент?).
В центре фотографии мы видим, как ...
(что делают люди ? Как?)
На них ... (что надето?).
С собой у них ... (что?).
Чувствуется, что настроение у ... (какое?).
Они готовы ...(какова их цель?).
Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным ... (почему?).
Слайд 27Литература
Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения.
– Екатеринбург, «Сократ», 2012.
Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Флоренская Е.А. Русский язык. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. 9 класс.-М. Издательство «Вентана Граф», 2017.-160 с.
Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
Слайд 28Интернет-ресурсы
https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/126731-prezentaciya-gotovimsya-k-ustnomu-sobesedovaniyu-po-russkomu-yazyku-9-klass.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/09/24/ustnoe-sobesedovanie-2019-2020-monologicheskoe-vyskazyvanie