Слайд 2Язык как развивающееся явление
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак.
Слайд 3Язык – живой развивающийся организм
Какие изменения происходят в языке?
Графические
Фонетические
Лексические
Грамматические
Приведите примеры исторических
изменений в русском языке.
Слайд 4Исторические изменения в графике
Какой азбукой мы пользуемся?
- Кириллицей
Почему она так называется?
-
Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий
Когда была создана кириллица?
- В 863 г.
24 мая – День славянской письменности.
Слайд 5Исторические изменения в графике
Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со
временем многие из них стали ненужными.
Какие буквы сейчас не употребляются?
Какие буквы добавились?
Что еще изменилось?
Слайд 6Исторические изменения в фонетике
Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем
было 11 гласных звуков.
Например: Ђ (ять) - [ие]
К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:
БЂдный блЂдный бЂлый бЂс
убЂжал за рЂчку в лЂс…
Слайд 7Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII
в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Слайд 8Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в были
мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Слайд 9Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) –
слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
Изменения в общественном
устройстве
Развитие науки и техники
Приведите примеры.
Исторические изменения в лексике
Слайд 10Исторические изменения в лексике
У каждой эпохи свои неологизмы.
Задание 1. Скажите, когда
в русском языке новыми были следующие слова:
Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.
Как долго слова остаются неологизмами?
Слайд 11Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях
они имеют помету устар.
Почему слова устаревают?
Исторические изменения в лексике
Слайд 12Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха,
колчан,
армяк, кичка, дилижанс,
конка, статский советник,
изба-читальня,
комиссар.
Исторические изменения в лексике
Слайд 13Исторические изменения в лексике
Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова,
замененные более современными.
Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.
Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.
Брадобрей, алчность, глаголет, лобызать, грядет, отверзать, отрок, денница.
Слайд 14Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.
Например:
подлый –
1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;
2) современное «бесчестный, нравственно низкий».
Исторические изменения в лексике
Слайд 15Исторические изменения в лексике
Значение слова может сужаться и расширяться.
Например:
Порох – в
древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»
(ср. порошок, запорошить, пороша).
Палец – первоначально «большой палец руки».
Слайд 16Какого цвета должны быть чернила?
Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
Подмышка –
при чем здесь мыши?
Этимология – наука о происхождении слов
Слайд 17Этимология – наука о происхождении слов
Этимология – (греч. Etymon – правда,
истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.
Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов
Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.
Слайд 18Изменения в грамматике
Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так
быстро.
Например:
имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей (звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.
глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).
Слайд 19Изменения в грамматике
Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз,
рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?
Слайд 20
ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ:
1. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б.
Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)
«В постелю с бала едет он» (А. Пушкин)
Слайд 22В 19 веке был возможен вариант выбора:
Еду в маскарад – еду
на маскарад
Играю в театре – играю на театре.
Слайд 23Подведем итоги
Какой уровень языка изменяется быстрее других?
- лексика
Какие группы слов выделяются
в языке по времени их появления?
- историзмы, архаизмы, неологизмы
Что может произойти со значением слова?
- измениться, сузиться или расшириться
Слайд 24Подведем итоги
Что изучает этимология?
- происхождение слов
Какие еще уровни языка подверглись значительным
изменениям?
- фонетика, грамматика
Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?
Слайд 25Домашнее задание
Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь
Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.
Слайд 26НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ШАНСКИЙ
Российский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, этимологии.
Научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы.