Презентация, доклад по русскому языку на тему: Язык как явление развивающееся (7 класс)

Содержание

Язык как развивающееся явлениеЯзык изменчив, как изменчива сама жизнь.С.Я. Маршак.

Слайд 1Урок русского языка 7 класс

Урок русского языка 7 класс

Слайд 2Язык как развивающееся явление
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.
С.Я. Маршак.

Язык как развивающееся явлениеЯзык изменчив, как изменчива сама жизнь.С.Я. Маршак.

Слайд 3Язык – живой развивающийся организм
Какие изменения происходят в языке?

Графические
Фонетические
Лексические
Грамматические

Приведите примеры исторических

изменений в русском языке.
Язык – живой развивающийся организмКакие изменения происходят в языке?ГрафическиеФонетическиеЛексическиеГрамматическиеПриведите примеры исторических изменений в русском языке.

Слайд 4Исторические изменения в графике
Какой азбукой мы пользуемся?
- Кириллицей
Почему она так называется?
-

Ее создатели – болгарские монахи Кирилл и Мефодий
Когда была создана кириллица?
- В 863 г.
24 мая – День славянской письменности.
Исторические изменения в графикеКакой азбукой мы пользуемся?- КириллицейПочему она так называется?- Ее создатели – болгарские монахи Кирилл

Слайд 5Исторические изменения в графике
Первоначально в кириллице было 43 буквы, но со

временем многие из них стали ненужными.
Какие буквы сейчас не употребляются?
Какие буквы добавились?
Что еще изменилось?
Исторические изменения в графикеПервоначально в кириллице было 43 буквы, но со временем многие из них стали ненужными.Какие

Слайд 6Исторические изменения в фонетике
Древнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем

было 11 гласных звуков.
Например: Ђ (ять) - [ие]
К XVII в. звук утратился, но до начала ХХ в. букву продолжали писать, и ученики запоминали ряды слов с ятем:
БЂдный блЂдный бЂлый бЂс
убЂжал за рЂчку в лЂс…
Исторические изменения в фонетикеДревнерусский язык был очень звучным, мелодичным, в нем было 11 гласных звуков.Например: Ђ (ять)

Слайд 7Исторические изменения в фонетике
Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII

в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ).
Например:
Бърьвьно – бревно
Съдоровъ - здоров
Исторические изменения в фонетикеБуквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки -

Слайд 8Исторические изменения в фонетике
Согласные ж, ш, ц до XIV в были

мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом?
Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость.
Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш.
Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.
Исторические изменения в фонетикеСогласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам

Слайд 9Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) –

слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий.
Причины:
Изменения в общественном
устройстве
Развитие науки и техники
Приведите примеры.

Исторические изменения в лексике

Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для

Слайд 10Исторические изменения в лексике
У каждой эпохи свои неологизмы.
Задание 1. Скажите, когда

в русском языке новыми были следующие слова:
Промышленность, мануфактура, гимназия, лицей, большевик, комсомолец, колхоз, пенициллин, космодром, прилуниться, принтер.
Как долго слова остаются неологизмами?
Исторические изменения в лексикеУ каждой эпохи свои неологизмы.Задание 1. Скажите, когда в русском языке новыми были следующие

Слайд 11Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях

они имеют помету устар.
Почему слова устаревают?

Исторические изменения в лексике

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. В толковых словарях они имеют помету устар.Почему слова устаревают?Исторические

Слайд 12Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.
Например: соха,

колчан,
армяк, кичка, дилижанс,
конка, статский советник,
изба-читальня,
комиссар.

Исторические изменения в лексике

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое.Например: соха, колчан, армяк, кичка, дилижанс, конка, статский

Слайд 13Исторические изменения в лексике
Архаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова,

замененные более современными.
Например: уста, перст, выя, длань, десница, шуйца, ратник, отрок, зело, пиит.
Задание 2. Объясните значения архаизмов, подберите к ним синонимы.
Брадобрей, алчность, глаголет, лобызать, грядет, отверзать, отрок, денница.
Исторические изменения в лексикеАрхаизмы – (греч. Archaios – древний) устаревшие слова, замененные более современными.Например: уста, перст, выя,

Слайд 14Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.
Например:
подлый –


1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый, принадлежащий к низшему сословию»;
2) современное «бесчестный, нравственно низкий».

Исторические изменения в лексике

Иногда у слов появляются новые значения, а старые отмирают.Например: подлый – 1) до XVIII в. «простонародный, неродовитый,

Слайд 15Исторические изменения в лексике
Значение слова может сужаться и расширяться.
Например:
Порох – в

древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких частиц, пыль»
(ср. порошок, запорошить, пороша).
Палец – первоначально «большой палец руки».
Исторические изменения в лексикеЗначение слова может сужаться и расширяться.Например:Порох – в древнерусском языке «вещество, состоящее из мелких

Слайд 16Какого цвета должны быть чернила?
Почему висок, ломоть, ветчина так называются?
Подмышка –

при чем здесь мыши?

Этимология – наука о происхождении слов

Какого цвета должны быть чернила?Почему висок, ломоть, ветчина так называются?Подмышка – при чем здесь мыши?Этимология – наука

Слайд 17Этимология – наука о происхождении слов
Этимология – (греч. Etymon – правда,

истина + logos – понятие, слово) наука о происхождении слов.
Задание 3. С помощью этимологического анализа объясните правописание слов
Зн..менитый, препод..ватель, зн..комиться, раздр..жать, насл..ждаться, м..шок.
Этимология – наука о происхождении словЭтимология – (греч. Etymon – правда, истина + logos – понятие, слово)

Слайд 18Изменения в грамматике
Грамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так

быстро.
Например:
имя существительное в древнерусском языке имело три формы числа, шесть типов склонения, семь падежей (звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.
глагол – восемь времен и несколько неличных форм (причастие, инфинитив, супин).

Изменения в грамматикеГрамматические категории языка тоже изменяются, хотя и не так быстро. Например: имя существительное в древнерусском

Слайд 19Изменения в грамматике
Почему в качестве формы множественного числа у слов глаз,

рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного числа?
Изменения в грамматикеПочему в качестве формы множественного числа у слов глаз, рог, рукав закрепилась древняя форма двойственного

Слайд 20
ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ:
1. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б.

Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)
«В постелю с бала едет он» (А. Пушкин)
ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ:1. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я

Слайд 21
Постель - постеля

Постель - постеля

Слайд 22В 19 веке был возможен вариант выбора:
Еду в маскарад – еду

на маскарад
Играю в театре – играю на театре.
В 19 веке был возможен вариант выбора:Еду в маскарад – еду на маскарадИграю в театре – играю

Слайд 23Подведем итоги
Какой уровень языка изменяется быстрее других?
- лексика
Какие группы слов выделяются

в языке по времени их появления?
- историзмы, архаизмы, неологизмы
Что может произойти со значением слова?
- измениться, сузиться или расшириться
Подведем итогиКакой уровень языка изменяется быстрее других?- лексикаКакие группы слов выделяются в языке по времени их появления?-

Слайд 24Подведем итоги
Что изучает этимология?
- происхождение слов
Какие еще уровни языка подверглись значительным

изменениям?
- фонетика, грамматика
Какие следы исторических изменений сохранились в современном русском языке?
Подведем итогиЧто изучает этимология?- происхождение словКакие еще уровни языка подверглись значительным изменениям?- фонетика, грамматикаКакие следы исторических изменений

Слайд 25Домашнее задание
Подготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь

Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, Школьным словарем устаревших слов под ред. Р.П. Рогожниковой и Т.С. Карской, Толковым словарем С.И. Ожегова и др.
Домашнее заданиеПодготовьте сообщение «Язык – развивающееся явление». Приведите свои примеры, пользуясь Школьным этимологическим словарем под ред. Н.М.

Слайд 26НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ШАНСКИЙ
Российский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, этимологии.

Научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы.
НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ШАНСКИЙРоссийский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, этимологии. Научный редактор серии учебников по русскому

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть