Презентация, доклад по русскому языку на тему От текста к сочинению

Содержание

Задание №25Новая формулировка задания . Теперь она выглядит так: «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте

Слайд 1От текста к сочинению- рассуждению


От текста   к сочинению-  рассуждению

Слайд 2Задание №25
Новая формулировка задания . Теперь она выглядит так: «Сформулируйте одну из проблем,

поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика).Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.
Задание №25Новая формулировка задания . Теперь она выглядит так: «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Слайд 3Композиция сочинения

Композиция сочинения

Слайд 4С чего начать?
Внимательное чтение и осмысление текста:
прочитать;
подчеркнуть ключевые слова, самые важные

предложения;
определить тему текста;
найти вопрос, который ставит перед читателем автор. Это будет проблема текста;
найти ответ на поставленный вопрос. Это будет позиция автора.

С чего начать?Внимательное чтение и осмысление текста:прочитать;подчеркнуть ключевые слова, самые важные предложения;определить тему текста;найти вопрос, который ставит

Слайд 5Работаем над вступлением
Важно помнить, что основная цель вступления – подвести

к формулировке проблемы.
Это можно сделать различными способами.

Работаем над вступлением  Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.  Это можно

Слайд 6 1. Проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить

книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…



1. Проблемный вопрос.   Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание

Слайд 7 3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к

обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.   Психологи утверждают,

Слайд 8 5. Создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления

детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

5. Создание определенного эмоционального настроя.   Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих

Слайд 9 7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная

с рассматриваемой проблемой.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», – поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры.

7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.  «Можно ли

Слайд 10 Как сформулировать проблему?  
  
ВЫЯВИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА:
запишите её в виде законченного предложения;
определите,

на какой вопрос отвечает это предложение;
запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Как сформулировать проблему?     ВЫЯВИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА:запишите её в виде законченного

Слайд 11Алгоритм выявления проблемы в публицистическом тексте
Определить ключевые слова в тексте;
Определить, как

характеризует автор это явление, событие, факт, размышление;
Сформулировать проблему, используя выявленные ключевые слова

Алгоритм выявления проблемы в публицистическом текстеОпределить ключевые слова в тексте;Определить, как характеризует автор это явление, событие, факт,

Слайд 12Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте
Проанализировать поступки, отношения, речь героев;
Определить, какие

существительные называют человеческие качества, присущие героям текста (долг, совесть, доброта, милосердие, жестокость, трусость и т.д.);
Определить, какие прилагательные определяют данные качества;
Сформулировать проблему, используя данную информацию
Алгоритм выявления проблемы в художественном текстеПроанализировать поступки, отношения, речь героев;Определить, какие существительные называют человеческие качества, присущие героям

Слайд 13И.Тургенев обратился к ()… проблеме
Он хвалит …
Писатель размышляет …
Делают добрые поступки
Но

симпатии автора на стороне …

1

3

2

4

Далеко Ротшильду до этого мужика

И.Тургенев обратился к ()… проблемеОн хвалит …Писатель размышляет …Делают добрые поступкиНо симпатии автора на стороне …1324Далеко Ротшильду

Слайд 14Способы формулировки проблемы

1. Проблема какая (в виде повествовательного предложения, сочетание слова

«проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
2. Формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?

Способы формулировки проблемы1. Проблема какая (в виде повествовательного предложения, сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже

Слайд 16 Типовые конструкции

- Автор размышляет над проблемой...
- Автор текста

затрагивает проблему...
- В центре внимания автора проблема...
- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой... - (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Типовые конструкции - Автор размышляет над проблемой...- Автор текста затрагивает проблему...- В центре внимания автора

Слайд 17 Комментарий
Комментарии –

рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н.Ушакова.
Комментарий – 1. пояснение; 2.примечание; 3. толкование.
Александрова З.Е. словарь синонимов
русского языка: практический справочник.
Комментарий  Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Слайд 18Комментирование проблемы
 Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

Проблему смысла жизни,  отсутствия гармонии  в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды  о священном лесе, что посетили моряки  на острове Самои.

Комментирование проблемы    Как, на каком материале автор раскрывает проблему?  Проблему смысла жизни,  отсутствия гармонии 

Слайд 19 ФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА
Не приписывайте автору мысли, которых нет в

тексте!!!
Не путать автора текста и героя рассказа!!!

-Что хотел сказать автор?
-Какова была цель его высказывания?
-Ради чего он это написал?
-Как он сам относится к поставленной проблеме?
-Чему учит текст?
Автор может относиться к изображаемому:
Положительно
Отрицательно
Неоднозначно
Двойственно
Скептически
Иронически…

ФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!Не путать автора текста и героя

Слайд 20 ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргументация – приведение доказательств для обоснования

мысли.
Это центр сочинения!!!
Схема:
Тезис (что мы доказываем?)
Аргументация (какие примеры можем привести?)
Вывод (общий итог)

Формулируйте позицию чётко и прямо!!!




ФОРМУЛИРОВКА СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИЯАргументация – приведение доказательств для обоснования мысли.Это центр сочинения!!!Схема:Тезис (что мы доказываем?)Аргументация

Слайд 21ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ:
1 ) Нельзя не согласиться с автором текста в том,

что… (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ… (далее идёт пример-аргумент).
2) Я согласен с автором текста в том, что…(далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»…
Для того чтобы выразить НЕСОГЛАСИЕ (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:
1) Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны,(идёт согласие)…, но с другой -… (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что… (формулируется авторская мысль).Готов объяснить свою точку зрения…
3) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идёт мысль автора + свой аргумент).



ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ: 1 ) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом

Слайд 22 Какие аргументы представляете?
1) реальные факты из жизни окружающих;
2)свои собственные наблюдения

и выводы (события своей жизни);
3)пословицы и поговорки, песни, афоризмы(с пояснением);
4) примеры из художественной литературы;
5) примеры из художественных фильмов, теле- и радиопередач, печати;
6) ссылки на авторитетное мнение…
Какие аргументы представляете?1) реальные факты из жизни окружающих;2)свои собственные наблюдения и выводы (события своей жизни);3)пословицы и

Слайд 23ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТАЦИИ

- Приведем пример
-Сошлемся на пример
-Возьмем в качестве примера
-Сопоставим
-С одной

стороны
-Никто из нас не будет возражать
-Ярчайшими примерами тому могут служить…
В этой части вы не выводите ничего нового, а только подтверждаете сказанное!!!





ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТАЦИИ- Приведем пример-Сошлемся на пример-Возьмем в качестве примера-Сопоставим-С одной стороны-Никто из нас не будет возражать-Ярчайшими

Слайд 24Заключение
Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим

изложением.
Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание на самое главное.
Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
ЗаключениеДолжно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.Должно завершить сочинение, еще раз обратив

Слайд 25 Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.


Запомни!

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Запомни!

Слайд 26Способы оформления заключения
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная

концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Способы оформления заключения1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.   Таким образом,

Слайд 273. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как

включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

3. Призыв, обращение к читателю.   Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный,

Слайд 28Типовые конструкции:
В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить

внимание на…)
В заключении сочинения хочется добавить…
В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть…)
Особо следует выделить (отметить, сказать, подчеркнуть…)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак (следовательно, таким образом, потому, поэтому…)

Типовые конструкции:В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на…)В заключении сочинения хочется добавить…В

Слайд 29Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания сочинения

Слайд 30Удачи на экзамене!

Удачи на экзамене!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть