Презентация, доклад по русскому языку на тему Фонетика. Графика. Орфография (9 класс)

Содержание

Эпиграф урока: …Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…

Слайд 1Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете?
Спят

поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,
Только звёзды золотые смотрят ласково с небес,
Только скоро сад зелёный зашумит своей листвой,
Зажурчит ручей студеный серебристою струёй.


Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения И. Бунина, какую картину вы представляете?Спят поляны луговые, спит безмолвно тёмный лес,Только

Слайд 2Эпиграф урока:
…Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны

и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…
Н. Гоголь.


Эпиграф урока: …Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков

Слайд 3Фонетика. Графика. Орфография

Фонетика. Графика. Орфография

Слайд 4Что изучает фонетика? Чем отличаются звуки и буквы? • На какие две

группы делятся звуки речи? • В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков? • Чем отличаются гласные звуки от согласных? • Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? • Назовите гласные звуки и гласные буквы. • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры. В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры. • Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв? • На какие группы делятся согласные звуки?
Что изучает фонетика?  Чем отличаются звуки и буквы? • На какие две группы делятся звуки речи?

Слайд 5Звуки речи
 

 

Звуки речи  

Слайд 6Правописание гласных в корнях слов

Правописание гласных в корнях слов

Слайд 7Повторим давайте правописание ударных и безударных гласных после шипящих и ц 1.

Буквы ё — о после шипящих: шелк; крыжовник; шоссе 2. Буквы а, у, и после шипящих: чаща, чудо, живой, брошюра 3. Буквы и — ы после ц: циркуль, цыпленок   
Повторим давайте правописание ударных и безударных гласных после шипящих и ц  1. Буквы ё — о

Слайд 8• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в

корне. • Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? • Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне? • Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне? • Как проверяются чередующиеся гласные в корне? • Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки. • Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице.
• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне.  • Приведите примеры на

Слайд 9Правописание согласных в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Слайд 10• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?

В каких случаях это бывает? Приведите примеры.
• Что называется непроизносимой согласной?
• Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры.

• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?• В каких случаях это бывает? Приведите

Слайд 11Повторение обозначения мягкости согласных на письме
• Что значит твердость и мягкость

согласных?
• Как обозначаются мягкие согласные на письме?
• Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?
• Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак?

Повторение обозначения мягкости согласных на письме• Что значит твердость и мягкость согласных?• Как обозначаются мягкие согласные на

Слайд 12Фонетико-орфографический комментарий
Он очень вежлив, мягкий знак!
Не любит споров он и драк:
Он

всем старается помочь!
Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
Он в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь — отрежьте!
Поешь — поешьте!
Исправь — исправьте!
Оставь — оставьте! —
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.

Фонетико-орфографический комментарийОн очень вежлив, мягкий знак!Не любит споров он и драк:Он всем старается помочь!Он в слове «мать»

Слайд 13• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности: 1) обозначение мягкости

согласных: мать, огорчить; 2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д. • О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры. • В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.
• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности: 1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить; 2) обозначение

Слайд 14Практическая работа

Практическая работа

Слайд 15Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида

корня с чередующейся гласной в корне.

Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.

Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.Прит..жательное

Слайд 16Продолжите запись, приводя по два-три своих примера
1) Существительные 3-го склонения: мышь,

чушь, ... .
2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, ...; несёшь — несёшься, ... .
3) Наречия: прочь, ... .
4) Частицы: ишь, ... .
Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж
Продолжите запись, приводя по два-три своих примера1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, ... .2) Глаголы: беречь —

Слайд 17Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя

её своими примерами.
Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.

Слайд 18расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.

расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.

Слайд 19ПРОВЕРИМ:
Демонстрац…я, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц.., репетиц..я, ц..рк,

ц..ганский, ц..плёнок.

ПРОВЕРИМ:Демонстрац…я, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц.., репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.

Слайд 20Подведение итогов урока
1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?
2.

Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)? 3. Какие умения и навыки совершенствовали?

Подведение итогов урока1. - Чем полезен был для вас сегодняшний урок?2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали

Слайд 21Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение

по выбору учителя.


Домашнее задание1. Повторить теоретический материал по теме урока.2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

Слайд 22СПАСИБО

СПАСИБО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть