Презентация, доклад по русскому языку на тему Корень слова ( 5 класс)

Содержание

-к-, -езд- , по-, -а

Слайд 1УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА урок-путешествие
5 класс

«К новым приключениям спешим ,друзья!»
(из детской песни

«Голубой вагон»)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА урок-путешествие 5 класс«К новым приключениям спешим ,друзья!»(из детской песни «Голубой вагон»)

Слайд 2-к-, -езд- , по-, -а

-к-, -езд- , по-, -а

Слайд 3Поездка

Поездка

Слайд 4Разминка



Пассажир
Касса
Перрон



ПОЕЗД


Билет

РазминкаПассажирКасса ПерронПОЕЗДБилет

Слайд 5Тема урока: Корень слова

Тема урока: Корень слова

Слайд 6«Вагон бежит, качается…»
«ЗРИ В КОРЕНЬ!» (А. ШИШКОВ)

«Вагон бежит, качается…»«ЗРИ В КОРЕНЬ!» (А. ШИШКОВ)

Слайд 7
Вывод: Корень- это общая часть однокоренных слов, в которой заключен их

общий смысл


Вывод: Корень- это общая часть однокоренных слов, в которой заключен их общий смысл

Слайд 8Знаете ли вы,..
как ПРАВИЛЬНО выделить корень в слове?
для чего нам НУЖНЫ

эти знания?
Знаете ли вы,..как ПРАВИЛЬНО выделить корень в слове?для чего нам НУЖНЫ эти знания?

Слайд 9В 1938-1939гг. создается повесть «Мещерская сторона»
К. Г. Паустовский

(1892-1968)

В 1938-1939гг. создается повесть «Мещерская сторона»К. Г. Паустовский (1892-1968)

Слайд 10«Родник»
Обойдя мшары, мы спустились с пригорка и остановились у одного родника,

напились воды. Она была горькая на вкус.
- Родник! - сказал лесник. – Я большой любитель разбирать слова. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной житель, простой обходчик.
- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
(По К.Г. Паустовскому)

«Родник»Обойдя мшары, мы спустились с пригорка и остановились у одного родника, напились воды. Она была горькая на

Слайд 11СРАВНИТЕ!
«Родник, зарождается, родит, родина, народ, родня»

СРАВНИТЕ!«Родник, зарождается, родит, родина, народ, родня»

Слайд 12
Род- : родник, зарождается, родит, родина, родня
Вывод (1): Народ
Вывод

(2): в корнях могут быть чередования






Род- : родник, зарождается, родит, родина, родня Вывод (1): Народ Вывод (2): в корнях могут быть чередования

Слайд 13-род-
Все однокоренные слова образуют «гнездо однокоренных слов»

-род-Все однокоренные слова образуют «гнездо однокоренных слов»

Слайд 14Зарождается
-род-
Родник
Родня
Родина

Зарождается-род-РодникРодняРодина

Слайд 15Правильный алгоритм нахождения корня
Составить гнездо
из однокоренных слов;
2. Выделить общий корень

Правильный алгоритм  нахождения корняСоставить гнездо из однокоренных слов;2. Выделить общий корень

Слайд 16Новое слово!
Диалектизм - это слова и выражения, которые используются в той

или иной местности (говорить-баять, петух-кречет)

Мшары- болота


Новое слово!Диалектизм - это слова и выражения, которые используются в той или иной местности (говорить-баять, петух-кречет)Мшары- болота

Слайд 17Вывод: слова-синонимы не являются однокоренными

Вывод: слова-синонимы не являются однокоренными

Слайд 18Слова с омонимичными корнями


ГОР
ПРИГОРОК
ГОРЬКИЙ

Слова с омонимичными корнями ГОРПРИГОРОКГОРЬКИЙ

Слайд 19Работа с таблицей





Работа с таблицей

Слайд 20

Хищ-ник
Похи-щение
Хищный
Похи-тить

Хищ-никПохи-щениеХищныйПохи-тить

Слайд 21Вывод:
Однокоренные слова могут быть разных частей речи

Вывод:Однокоренные слова могут быть разных частей речи

Слайд 22Животные Мещеры
Зубр – символ Мещерского края.


Стерх – прекрасный белый журавль

Животные МещерыЗубр – символ Мещерского края. Стерх – прекрасный белый журавль

Слайд 231, 3 группа
Заголовок: __________________________________

Зубр – символ Мещерского края.
Самые ______________ представители

могут достигать веса до 1200 кг. А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой, к тому же покрытой ____________ густой шерстью. Грива зубра похожа на _____________.
Слова для справок: длинной, тяжелые, львиную.
Выделить в добавленных словах корни.
Объяснить постановку тире в первом предложении.

1, 3 группаЗаголовок: __________________________________Зубр – символ Мещерского края. Самые ______________ представители могут достигать веса до 1200 кг.

Слайд 242, 4 группа
1. Заголовок: __________________________________
Стерх – прекрасный _________ журавль. Это крупная птица с

типично журавлиным обликом, только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Стершата с рождения имеют симпатичный ________ цвет. Удары клювом и ногами журавлей настолько__________, что способны сломать позвоночник хищникам, например, лисе.
Слова для справок: белый, рыжий, сильные.
2. Выделить в добавленных словах корни.
3. Объяснить постановку тире в первом предложении
2, 4 группа1.	Заголовок: __________________________________Стерх – прекрасный _________ журавль. Это крупная птица с типично журавлиным обликом, только концы крыльев

Слайд 251 группа
Зубр – символ Мещерского края.
Самые тяжелые быки могут

достигать веса до 1200 кг. А чисто внешне массивность зверя усугубляется очень массивной передней частью тела, с высокой холкой и горбом, крупной головой (с относительно некрупными рогами), к тому же покрытой длинной густой шерстью. Грива зубра похожа на львиную.




1 группа Зубр – символ Мещерского края. Самые тяжелые быки могут достигать веса до 1200 кг. А

Слайд 262 группа
Стерх – прекрасный белый журавль. Это крупная птица с типично журавлиным

обликом, только концы крыльев черного цвета. Клюв, участок голой кожи на голове, а также лапы у этого журавля красного цвета. Стершата с рождения имеют симпатичный рыжий цвет. Удары клювом и ногами журавлей настолько сильные, что способны сломать позвоночник хищникам, например, лисе.




2 группаСтерх – прекрасный белый журавль. Это крупная птица с типично журавлиным обликом, только концы крыльев черного цвета.

Слайд 27Поторопимся!
Спишите в тетрадь/
Спешите на поезд

Поторопимся!Спишите в тетрадь/Спешите на поезд

Слайд 28Секреты корня
1. Корень – это общая часть однокоренных слов;
2. Чтобы

правильно определить корень, нужно составить гнездо однокоренных слов, выделить у всех слов корни;
3. Однокоренные слова могут быть разных частей речи;
4. Не все слова, схожие по смыслу, являются однокоренными;
5. Некоторые корни зависят от лексического значения
Секреты корня1. Корень – это общая часть однокоренных слов; 2. Чтобы правильно определить корень, нужно составить гнездо

Слайд 29Проверим себя!

Проверим себя!

Слайд 30Закончите предложение:
-Сегодня на уроке я узнал…
-Сегодня на уроке я понял…
-Сегодня на

уроке мне было…
Закончите предложение: -Сегодня на уроке я узнал…-Сегодня на уроке я понял…-Сегодня на уроке мне было…

Слайд 31Домашнее задание

Домашнее задание

Слайд 32Большое всем спасибо за урок!

Большое всем спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть