Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы (5 класс)

Содержание

ОбоснованиеНашу группу заинтересовал данный вопрос после первых внеурочных занятий по русскому языку «К тайнам слова» и не совсем удачного участия в олимпиаде по русскому языку. Мы поняли, что плохо знаем наш язык и его многообразие. Наша

Слайд 1Нужно ли знать фразеологизмы?
Авторы:
Лопаткина Елизавета, Завьялова Ольга,
Шеломенцева Анастасия, Габидулина

Яна,
Люкшонкова Анастасия, Николаева Ксения
учащиеся 5 В класса
Руководитель:
Ладзе Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска
СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 2

г. Иркутск
2016 г.

Практико-ориентированный проект

Нужно ли знать фразеологизмы?Авторы: Лопаткина Елизавета, Завьялова Ольга, Шеломенцева Анастасия, Габидулина Яна,Люкшонкова Анастасия, Николаева Ксения учащиеся 5

Слайд 2Обоснование
Нашу группу заинтересовал данный вопрос после первых внеурочных занятий по русскому

языку «К тайнам слова» и не совсем удачного участия в олимпиаде по русскому языку. Мы поняли, что плохо знаем наш язык и его многообразие. Наша речь бедная. Решили, что нужно начать с чтения этимологического, толкового, фразеологического словарей. Это оказалось очень увлекательно, познавательно, полезно.
Так, представляем вашему вниманию практико-ориентированный проект в форме презентации, которая в октябре будет показана учащимся 4-ых классов в рамках Недели русского языка и литературы.
ОбоснованиеНашу группу заинтересовал данный вопрос после первых внеурочных занятий по русскому языку «К тайнам слова» и не

Слайд 3Цели нашего проекта
1) изучить понятие «фразеологизмы», узнать их происхождение, значение для

того, чтобы понимать и уметь объяснять;

2) пополнить словарный запас, выясняя лексическое значение неизвестных (устаревших) слов, которые встречаются во фразеологизмах;

3) составить задания для своих одноклассников, чтобы у них проявился интерес к нашему русскому языку, в частности к фразеологизмам, к устаревшим словам.
Цели нашего проекта1) изучить понятие «фразеологизмы», узнать их происхождение, значение для того, чтобы понимать и уметь объяснять;2)

Слайд 4Что же такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное

значение и свойственны определенному языку.
Что же такое фразеологизмы?Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Слайд 5Какие же свойства у фразеологизмов?
1)Цельность значения
2)Устойчивость. Нельзя вставлять, заменять и убирать

слова.
3)Воспроизводимость.
4)Всегда выступает в роли одного члена предложения.
Какие же свойства у фразеологизмов?1)Цельность значения2)Устойчивость. Нельзя вставлять, заменять и убирать слова.3)Воспроизводимость.4)Всегда выступает в роли одного члена

Слайд 6Откуда пришли фразеологизмы?
Исконно русские:
Как курица лапой, шиворот на выворот, спустя рукава.
Заимствованные

из старославянского:
Будь что будет, погасла звёздочка,
слабому всегда помочь можно.
Заимствованные из профессиональной лексики:
Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа (столяр)
Играть первую скрипку, задавать тон (музыкант)








Пришедшие из библии:
Хлеб насущный, земля обетованная, запретный плод.
Пришедшие из античной мифологии:
Ахиллесова пята, гордиев узел, авгиевы конюшни.

Откуда пришли фразеологизмы?Исконно русские:Как курица лапой, шиворот на выворот, спустя рукава.Заимствованные из старославянского:Будь что будет, погасла звёздочка,слабому

Слайд 7Как живут фразеологизмы?

Как живут  фразеологизмы?

Слайд 8Фразеологизмы в стихотворении
В.Суслова «Как работает слово?»
Бывает частенько, что слово одно, Но

очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Фразеологизмы в стихотворении В.Суслова «Как работает слово?»Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры

Слайд 9Фразеологизмы в рассказах
Попались на удочку

Пригласил  нас как-то сын лесника к себе.

За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом  отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
"Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать.
Фразеологизмы в рассказахПопались на удочкуПригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу

Слайд 10Сейчас мы Вам предлагаем игру «Угадай фразеологизм».

Если Будет трудно, мы

поможем.
Сейчас мы Вам предлагаем игру «Угадай фразеологизм». Если Будет трудно, мы поможем.

Слайд 11ИГРА «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ!»

ИГРА «УГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ!»

Слайд 12ОТГАДАЙТЕ!!!

ОТГАДАЙТЕ!!!

Слайд 13ОТВЕТ!
Водить за нос

ОТВЕТ!Водить за нос

Слайд 14ОТГАДАЙТЕ!!!

ОТГАДАЙТЕ!!!

Слайд 15ОТВЕТ!
Как курица лапой

ОТВЕТ!Как курица лапой

Слайд 16ОТГАДАЙТЕ!!!

ОТГАДАЙТЕ!!!

Слайд 17ОТВЕТ!
Шиворот навыворот

ОТВЕТ!Шиворот навыворот

Слайд 18А теперь давайте попробуем угадать фразеологизмы посложнее!

А теперь давайте попробуем угадать фразеологизмы посложнее!

Слайд 19Отгадайте!!!

Отгадайте!!!

Слайд 20Ответ!
Вставлять палки в колеса

Ответ!Вставлять палки в колеса

Слайд 21Отгадайте!

Отгадайте!

Слайд 22Ответ!
Коломенская верста

Ответ!Коломенская верста

Слайд 23Отгадайте!

Отгадайте!

Слайд 24Ответ!
Спустя рукава

Ответ!Спустя рукава

Слайд 25Найдите близкие по значению фразеологизмы и соедините их

Грош цена
Держать ухо востро
В

двух шагах


Рукой подать
Гроша медного не стоит
Ушки на макушке

Найдите близкие по значению фразеологизмы и соедините ихГрош ценаДержать ухо востроВ двух шагахРукой податьГроша медного не стоитУшки

Слайд 26Давайте посмотрим правильные ответы!

Грош цена
Держать ухо востро
Два шага

Гроша медного не стоит
Ушки

на макушке
Рукой подать
Давайте посмотрим правильные ответы!Грош ценаДержать ухо востроДва шагаГроша медного не стоитУшки на макушкеРукой подать

Слайд 27Найдите противоположные по значению фразеологизмы

Гол как сокол
Заварить кашу
Как кошка с собакой





Как

два голубка
Богат, как Крез
Кашу расхлебывать

Найдите противоположные по значению фразеологизмыГол как соколЗаварить кашуКак кошка с собакойКак два голубкаБогат, как КрезКашу расхлебывать

Слайд 28Ответ

Гол как сокол
Заварить кашу
Как кошка с собакой





Богат, как Крез
Кашу расхлебывать
Как два

голубка








ОтветГол как соколЗаварить кашуКак кошка с собакойБогат, как КрезКашу расхлебыватьКак два голубка

Слайд 29Выводы:
Нам интересно было заниматься этим проектом. Мы открыли для себя дополнительные

информационные источники и поняли, что работать с ними легко. Мы знаем, если в тексте встретится фразеологизм, легко его толкование найдем в словаре. Фразеологизмы нужно знать, понимать, уметь употреблять. Речь, в которой есть фразеологизмы, обязательно привлечет к себе внимание и запомнится собеседнику, потому что она яркая, выразительная.

И так как на внеурочных занятиях мы будем продолжать накапливать материал о тайнах слов, выражений, проект наш тоже будет дальше развиваться.


Выводы:Нам интересно было заниматься этим проектом. Мы открыли для себя дополнительные информационные источники и поняли, что работать

Слайд 30Источники
Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Леденёва

В.В. Краткий справочник школьника. Русский язык. Под редакцией П.В.Леканта. М.: «Дрофа», 1999.
Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», в 4-ых томах. – М., 1991.
Федоров А.И. «Фразеологический словарь русского литературного языка». - М.: Астрель: АСТ, 2008.
Шапошников А.К. «Этимологический словарь современного русского языка», в 2-ух томах. – М.: Флинта: Наука, 2010.
https://yandex.ru/images/search?text=https://yandex.ru/images/search?text=фразеологизмы%20в%20картинках%20с%20объяснениями&https://yandex.ru/images/search?text=фразеологизмы%20в%20картинках%20с%20объяснениями&stype=image&lr=63&noreask=1&parent-reqid=1475415157277067-18336927130062208421385449-sfront8-024&source=wiz
http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html
http://bebiklad.ru/14-shkola/frazeologizmyi-v-kartinkah




ИсточникиРозенталь Д.Э. и др. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2003.Леденёва В.В. Краткий справочник школьника. Русский язык.

Слайд 31Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть