Презентация, доклад по русскому языку на тему Повторение грамматики

Содержание

Повторение грамматики и других разделов русского языка в 10-11 классахЧто забыли – вспоминаем, чего не знаем – учим.

Слайд 1Автор презентации
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 250
Г. Санкт-Петербурга

Автор презентацииУчитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 250Г. Санкт-Петербурга

Слайд 2Повторение грамматики и других разделов русского языка в 10-11 классах
Что забыли

– вспоминаем, чего не знаем – учим.
Повторение грамматики и других разделов русского языка в 10-11 классахЧто забыли – вспоминаем, чего не знаем –

Слайд 3Повторение синтаксиса и пунктуации
1.Знаки препинания в простом и сложном предложении.
2. Знаки

препинания в бессоюзном сложном предложении.
3. Способы оформления цитат и знаки препинания при цитировании.
4.Односоставные предложения и их виды.
5. Вводные конструкции и знаки препинания при них.
6. Определения согласованные и несогласованные и их обособление.
Повторение синтаксиса и пунктуации1.Знаки препинания в простом и сложном предложении.2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.3. Способы

Слайд 4Чем отличаются данные предложения?
Облака рассеялись, и на тёмно-синем небе показались звёзды.
Облака

рассеялись, и, ласково мигая, на тёмно-синем небе показались звёзды

Облака рассеялись, на тёмно-синем небе показались звёзды.
Облака рассеялись; ласково мигая, на тёмно-синем небе показались звёзды.

Чем отличаются данные предложения?Облака рассеялись, и на тёмно-синем небе показались звёзды.Облака рассеялись, и, ласково мигая, на тёмно-синем

Слайд 5Вывод
Если между простыми предложениями в сложном может быть вставлен

соединительный союз, а его нет – ставится запятая или точка с запятой
Вывод  Если между простыми предложениями в сложном может быть вставлен соединительный союз, а его нет –

Слайд 6 Когда ставится запятая, а когда точка с запятой в БСП?
1)

Заря разгоралась, вот уж золотые полосы протянулись по небу.

2) Заря разгоралась; подул предрассветный ветер; жаворонки звонко запели и своим пением, казалось, приветствовали наступление утра.

В 1) БСП предложения связаны по смыслу, мало распространены, внутри них нет своих знаков.
Во 2) БСП простые предложения менее связаны по смыслу, объединены тематически, более распространены (однородные члены и вводное слово), имеются запятые.
В БСП передаётся последовательность и одновремённость
явлений. Интонация перечисления, есть паузы.
Когда ставится запятая, а когда точка с запятой в БСП?1) Заря разгоралась, вот уж золотые полосы

Слайд 7Вывод
В отличие от запятой точка с запятой ставится в тех

случаях, если простые предложения, связанные тематически, сообщают о явлениях, менее связанных по смыслу, они более распространены (однородными членами, причастиями, деепричастиями, зависимыми словами) и в них есть запятые.
Вывод В отличие от запятой точка с запятой ставится в тех случаях, если простые предложения, связанные тематически,

Слайд 8Двоеточие в БСП

Двоеточие в БСП

Слайд 9Двоеточие в БСП

Двоеточие в БСП

Слайд 10Двоеточие в БСП

Двоеточие в БСП

Слайд 11Тире в БСП

Тире в БСП

Слайд 12Тире в БСП

Тире в БСП

Слайд 13Потренируемся
Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового

жанра и на
исторических полотнах такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.
ПотренируемсяСамые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра и на исторических полотнах такие

Слайд 14Проверьте себя
Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах

бытового жанра, и на исторических полотнах: такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.
Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом И.
Двоеточие, т.к. вторая часть указывает на причину.
Проверьте себяСамые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра, и на исторических полотнах:

Слайд 15Потренируемся
С природой Алексей жил одной жизнью он понимал и журчанье ручья

и говор листвы и шёпот трав.
ПотренируемсяС природой Алексей жил одной жизнью он понимал и журчанье ручья и говор листвы и шёпот трав.

Слайд 16Проверьте себя.
С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье

ручья, и говор листвы, и шёпот трав.

Двоеточие, т. к. второе поясняет, раскрывает содержание первого, возможна подстановка слов: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом И.
Проверьте себя.С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот

Слайд 17Потренируемся
1.В тесноте надышали с окошек лило ручьями.
2. Увидишься с Горьким поговори

с
ним.
3.Делу время потехе час.
Потренируемся1.В тесноте надышали с окошек лило ручьями.2. Увидишься с Горьким поговори с ним.3.Делу время потехе час.

Слайд 18Проверьте себя
1. В тесноте надышали – с окошек лило. (= ТАК

ЧТО с окошек лило). Вывод.
2.Увидишься с Горьким – поговори с ним. (Возможна подстановка в 1 части
ЕСЛИ, КОГДА).
3.Делу время - потехе час.( Возможна подстановка А, здесь сопоставление сообщений 1 и 2 частей).
Проверьте себя1. В тесноте надышали – с окошек лило. (= ТАК ЧТО с окошек лило). Вывод.2.Увидишься с

Слайд 19Способы оформления цитат
1. В виде прямой речи.
2.В виде косвенной речи.
3. В

качестве предложения с вводными словами.
4. Отдельными словами и словосочетаниями.
5. Бессоюзным сложным предложением.
Способы оформления цитат1. В виде прямой речи.2.В виде косвенной речи.3. В качестве предложения с вводными словами.4. Отдельными

Слайд 20Примеры цитирования
Д.И. Писарев писал: « Красота языка заключается в его ясности

и выразительности».
Д. И. Писарев писал, что красота языка заключается в его ясности и выразительности.
Д.И. Писарев писал: красота языка в его ясности и выразительности.
Примеры цитированияД.И. Писарев писал: « Красота языка заключается в его ясности и выразительности».Д. И. Писарев писал, что

Слайд 21Примеры цитирования
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое

ставится после открывающихся кавычек:
Толстой писал: «… в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании».
Примеры цитированияЕсли цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после открывающихся кавычек:Толстой писал: «…

Слайд 22Примеры цитирования
В середине цитаты ставится многоточие, если пропущена часть текста внутри

её, и после цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца:
Говоря о достоинствах народной поэзии, А.Фадеев напоминал « Не случайно наши классики…рекомендовали читать сказки…»
( точка в конце предложения не ставится, так как цитата в последнем предложении является самостоятельным предложением).
Примеры цитированияВ середине цитаты ставится многоточие, если пропущена часть текста внутри её, и после цитаты, когда цитируемое

Слайд 23Примеры цитирования
По мнению Д.И. Писарева, « мы были бы очень умными

и счастливыми людьми, если бы многие истины…перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».
Примеры цитированияПо мнению Д.И. Писарева, « мы были бы очень умными и счастливыми людьми, если бы многие

Слайд 24Не заключаются в кавычки эпиграфы и цитаты - стихи
Ф.И. Тютчев даёт

совет читателю:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный ум…

Ф.И.Тютчев даёт совет читателю:
«Лишь жить в себе самом умей -// Есть целый мир в душе твоей// Таинственно- волшебных дум…»
Не заключаются в кавычки эпиграфы и цитаты - стихиФ.И. Тютчев даёт совет читателю:Лишь жить в себе самом

Слайд 25Примеры цитирования
Если цитата не является самостоятельным предложением, точка ставится:
М.В.Ломоносов писал, что

«красота, великолепие и богатство российского языка явствует довольно из книг…».
Пример цитирования словосочетаниями:
Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».
Примеры цитированияЕсли цитата не является самостоятельным предложением, точка ставится:М.В.Ломоносов писал, что «красота, великолепие и богатство российского языка

Слайд 26Односоставные предложения
Что отличает односоставные от двусоставных?
Какие виды односоставных вы знаете?

Односоставные предложенияЧто отличает односоставные от двусоставных?Какие виды односоставных вы знаете?

Слайд 27 Правило
В односоставных предложениях присутствует один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое.
В

двусоставном предложении присутствуют оба главных члена предложения.
Виды односоставных:
Определённо -личные, неопределённо -личные, безличные, назывные, обобщённо –личные.
ПравилоВ односоставных предложениях присутствует один главный член: либо подлежащее, либо сказуемое.В двусоставном предложении присутствуют оба главных

Слайд 28Проверьте себя, дополнив своими примерами
Односоставные с одним главным членом – подлежащим
Назывные(Рассвет.

Мороз.)
С одним главным членом – сказуемым:
определённо – личные( Жду от тебя известий.)
неопределённо – личные (В дверь постучали.)
Безличные ( Мне нездоровится.)
Обобщённо – личные ( Тише едешь – дальше будешь.)
Проверьте себя, дополнив своими примерамиОдносоставные с одним главным членом – подлежащимНазывные(Рассвет. Мороз.)С одним главным членом – сказуемым:

Слайд 29Значение вводных слов, словосочетаний, предложений
Отношение говорящего к сообщаемому
(уверенность, неуверенность) –думаю, разумеется,

бесспорно, безусловно;
Различные чувства ( радость, сожаление, сомнение ит.д.) – к счастью, к несчастью, на радость;
Источник высказывания – по словам того – то, как говорят в народе и др.
Порядок мыслей, связь: во- первых, во- вторых; таким образом; итак…
Попутные замечания или информация.

Значение вводных слов, словосочетаний, предложенийОтношение говорящего к сообщаемому(уверенность, неуверенность) –думаю, разумеется, бесспорно, безусловно;Различные чувства ( радость, сожаление,

Слайд 30 Знаки при вводных конструкциях
1) Запятые:
Прямо скажем, мы не желаем иметь

с вами дело.
2)Тире или скобки (они вводят добавочные замечания)
Однажды - не помню почему - спектакля не было.
Мелодия белорусской песни (если вы её не слышали) несколько своеобразна.
Вводные конструкции можно всегда изъять, предложение в смысловом значении сохранится.
Знаки при вводных конструкциях1) Запятые:Прямо скажем, мы не желаем иметь с вами дело.2)Тире или скобки (они

Слайд 31 Необходимо отличать вводные слова от членов предложения
Всё казалось просто слаженным.
Всё

, казалось, уже слажено.

В чём различие функций одного и того же слова КАЗАЛОСЬ ?
Необходимо отличать вводные слова от членов предложенияВсё казалось просто слаженным.Всё , казалось, уже слажено.В чём различие

Слайд 32Расставьте правильно знаки
Окрестные горы к моему сожалению были лишены древесной растительности.
В

этот момент к моему сожалению прибавилось и чувство разочарования.
Расставьте правильно знакиОкрестные горы к моему сожалению были лишены древесной растительности.В этот момент к моему сожалению прибавилось

Слайд 33В каком варианте правильно указаны знаки препинания
Труд писателя – мука, но

он же (1)конечно(2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда(3)кажется(4) и не думает о нём.
1)1,2 2)1,3 3)3,4 4)1,2,3,4
В каком варианте правильно указаны знаки препинанияТруд писателя – мука, но он же (1)конечно(2) и счастье. Писатель

Слайд 34Найдите правильное объяснение знаков препинания
На небе появились сизые тучи и повеяло

сыростью.
1) предложение с однородными членами, запятая не нужна;
2) сложносочинённое предложение, перед И запятая не нужна;
3)предложение с однородными членами, перед И нужна запятая;
4) сложносочинённое предложение, перед И нужна запятая.
Найдите правильное объяснение знаков препинанияНа небе появились сизые тучи и повеяло сыростью.1) предложение с однородными членами, запятая

Слайд 35Определение. Виды определений.

Определение. Виды определений.

Слайд 36Учимся различать согласованные и несогласованные
Способы выражения согласованных:
1) имя прилагательное (полное)
2) причастие(

полное)
3) порядковое числительное
4) местоимения, которые склоняются как прилагательные

Способы выражения
несогласованных определений
1) существительное или местоимение в косвенном падеже
2) словосочетание
( прилаг.+ сущ.)
3) простая сравн. степень прилагательного
4)наречие
5) глагол в инфинитиве

Учимся различать согласованные и несогласованныеСпособы выражения согласованных:1) имя прилагательное (полное)2) причастие( полное)3) порядковое числительное4) местоимения, которые склоняются

Слайд 37Обособление согласованных определений
После определяемого слова
1) причастные обороты
2)прилагательные с зависимыми словами
3) несколько

однородных определений, если есть интонационное обособление
Если перед определяемым словом есть ещё одно определение

Перед определяемым словом
Причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, если имеют добавочное значение( уступки или причины)

Обособление согласованных определенийПосле определяемого слова1) причастные обороты2)прилагательные с зависимыми словами3) несколько однородных определений, если есть интонационное обособлениеЕсли

Слайд 38Материал для наблюдения
1) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя будущего.
2) На

окне, серебряном от инея,
расцвели цветы.

Ночь, облачная и туманная, окутала землю.


4) Весенний дух,весёлый и беспутный, ходил повсюду

1) Причастный оборот стоит после определяемого слова.

2)Прилагательное с зависимыми словами стоит после определяемого слова.

3) Два однородных определеоия ( есть
интонац. обособление)

4)Перед определяемым словом есть ещё одно определение

Материал для наблюдения1) Человек, не помнящий прошлого, лишает себя будущего.2) На окне, серебряном от инея,расцвели цветы.Ночь, облачная

Слайд 39Потренируемся
1) Внешний вид рощи влажной от дождя постоянно менялся.
2) Повторяемый эхом

ребяческий крик гремит с утра и до ночи по лесам.
3) Мне нравится его речь простая и эмоциональная.
4) Вытащенные на берег рыбачьи лодки образовали на песке длинный ряд тёмных килей.
5)Обессиленный мыслью о парусе дедушка впадал в забытье.
Потренируемся1) Внешний вид рощи влажной от дождя постоянно менялся.2) Повторяемый эхом ребяческий крик гремит с утра и

Слайд 40Проверьте себя
1) Внешний вид рощи, влажной от дождя, постоянно менялся.
2)

Повторяемый эхом ребяческий крик гремит с утра и до ночи по лесам.
3) Мне нравится его речь, простая и эмоциональная.
4) Вытащенные на берег рыбачьи лодки
Образовали на песке длинный ряд тёмных килей.
5) Обессиленный мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.
Проверьте себя1) Внешний вид рощи, влажной от дождя, постоянно менялся. 2) Повторяемый эхом ребяческий крик гремит с

Слайд 41Запомните!
Обособляются независимо от места по отношению к определяемому слову любые определения,

если определяемое слово
является ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ
Запомните!Обособляются независимо от места по отношению к определяемому слову любые определения, если определяемое слово является ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ

Слайд 42Несогласованные определения
Обособляются

Если связаны сочинительной связью с согласованным определением

Рубашка,белая, в чёрную полоску,
сидела

на нём неплохо.

Не обязательно обособляются
Если несогласованное определение стоит перед согласованным

Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие




Несогласованные определенияОбособляютсяЕсли связаны сочинительной связью с согласованным определениемРубашка,белая, в чёрную полоску,сидела на нём неплохо.Не обязательно обособляются

Слайд 43Потренируемся
Весенний день с ярким солнцем звенящими капелями был наполнен радостью.
Весь в

солнечных пятнах яблоневый сад спускался по склону холма.
В валенках с длинной белой бородой он походил на рождественского деда.
ПотренируемсяВесенний день с ярким солнцем звенящими капелями был наполнен радостью.Весь в солнечных пятнах яблоневый сад спускался по

Слайд 44Проверьте себя
Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью.
Весь

в солнечных пятнах яблоневый сад спускался по склону холма.
В валенках, с длинной белой бородой, он походил на рождественского деда.
Проверьте себяВесенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью.Весь в солнечных пятнах яблоневый сад спускался

Слайд 45Повторим орфографию
1.Словарные слова.
2.Правописание приставок.
3.Грамматические формы словоупотребления.
4 Фонетика.
5. Состав слова.
6. Н

и НН в разных частях речи.
7. Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся безударные гласные в корне слова.
8. НЕ с разными частями речи.
9. Гласные О и Ё после шипящих в корне.

Повторим орфографию 1.Словарные слова.2.Правописание приставок.3.Грамматические формы словоупотребления.4 Фонетика.5. Состав слова.6. Н и НН в разных частях речи.7.

Слайд 46Проверьте словарные слова
Абонемент, аккомпанемент, актёр, ансамбль, аплодировать, афиша, бенефис, грим, галерея,

декорация, диалог, драма, комедия, композитор, овация, программа, пьеса, режиссёр, реплика, сеанс, сцена, труппа, экран.
Проверьте словарные слова  Абонемент, аккомпанемент, актёр, ансамбль, аплодировать, афиша, бенефис, грим, галерея, декорация, диалог, драма, комедия,

Слайд 47 Назовите с лова с приставками, объясните их правописание
Подставка,рассказчик, исчезать, предположение,

воспаление, сделать, беспокойный, здание, здоровье, вписать, бесчувственный, низвергаться, расстилаться, превосходный, прикрыть
( дверь) , приморский пляж, преодолеть
преграды, прибывать к станции, пребывать на вокзале.
Назовите с лова с приставками, объясните их правописаниеПодставка,рассказчик, исчезать, предположение, воспаление, сделать, беспокойный, здание, здоровье, вписать,

Слайд 48Поставьте существительные в именительном падеж мн. ч.
Директор, доктор, профессор, сторож,

катер, китель, тополь, ордер, отпуск, бухгалтер, инженер, торт, шофёр, редактор, лектор, офицер.
Поставьте существительные в именительном падеж мн. ч. Директор, доктор, профессор, сторож, катер, китель, тополь, ордер, отпуск, бухгалтер,

Слайд 49Проверьте себя
Директора, доктора, профессора, сторожа, катера, кители, тополя, ордера, отпуска, бухгалтеры,

инженеры, торты, шоферы, редакторы, лекторы, офицеры
Проверьте себяДиректора, доктора, профессора, сторожа, катера, кители, тополя, ордера, отпуска, бухгалтеры, инженеры, торты, шоферы, редакторы, лекторы, офицеры

Слайд 50Поставьте существительные в форму Р. п. мн. числа
Апельсины, помидоры, граммы,

носки, чулки, ботинки, метры, гектары, башкиры, цыгане, оладьи, мандарины, судьи, блюдца, яблоки, кольца, ружьё, полотенца, места, дела. облака, стёкла.
Поставьте существительные в форму Р. п. мн. числа Апельсины, помидоры, граммы, носки, чулки, ботинки, метры, гектары, башкиры,

Слайд 51Проверьте себя
Апельсинов, помидоров, граммов, носков, чулок, ботинок, метров, гектаров, башкир, цыган,

оладий, мандаринов, судей, блюдец, яблок, колец, ружей, полотенец, мест, дел, облаков, стёкол.
Проверьте себяАпельсинов, помидоров, граммов, носков, чулок, ботинок, метров, гектаров, башкир, цыган, оладий, мандаринов, судей, блюдец, яблок, колец,

Слайд 52В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) грустно
2) слышится
3) меткость
4)

бульон
В каком слове количество букв и звуков совпадает?1) грустно2) слышится3) меткость4) бульон

Слайд 53Ответ
Слышится –[с] [л] [ы] [ш] [ы] [т] [ц] [а]

ОтветСлышится –[с] [л] [ы] [ш] [ы] [т] [ц] [а]

Слайд 54Укажите правильное продолжение предложения
Начав заниматься музыкой
1) у вас остаётся мало времени

для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых.
4) я познакомился с нотной грамотой.
Укажите правильное продолжение предложенияНачав заниматься музыкой1) у вас остаётся мало времени для развлечений.2) в значительной степени развиваются

Слайд 55Проверьте себя.
Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой.

Перестройте данное

предложение в предложения:
1) В простое с однородными членами;
2) В сложное предложение.
Проверьте себя.  Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой.Перестройте данное предложение в предложения:1) В простое

Слайд 56В каком слове нет суффикса -ЩИК- ?
1) табельщик
2)кровельщик
3) подлещик
4) мусорщик

В каком слове нет суффикса -ЩИК- ? 1) табельщик2)кровельщик3) подлещик4) мусорщик

Слайд 57Ответ
Подлещик


ОтветПодлещик

Слайд 58В каком из вариантов правильно указано, где пишется НН ?
В стари(1)у

лук был грозным оружием:
калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1)1,2,3
2) 2,4
3) 3
4) 3,4
В каком из вариантов правильно указано, где пишется НН ?В стари(1)у лук был грозным оружием:калё(2)ая стрела, пуще(3)ая

Слайд 59Ответ

Почему в слове пущенная и толстенная- НН, а в слове калёная

Н ?
Вспомните правила, обратившись к материалу учебника.
ОтветПочему в слове пущенная и толстенная- НН, а в слове калёная Н ?Вспомните правила, обратившись к материалу

Слайд 60В каком ряду пропущена проверяемая гласная в корне
1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный;
2)

изл..жение, д..рижировать, д..лёкая;
3)в..новатый ,пов..р, вбл..зи;
4) акв..рельный, з..ря, ук..ротить.
В каком ряду пропущена проверяемая гласная в корне1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный;2) изл..жение, д..рижировать, д..лёкая;3)в..новатый ,пов..р, вбл..зи;4) акв..рельный,

Слайд 61Ответ
3)

Ответ3)

Слайд 62Поставьте правильно ударение
Агент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства,

столяр, хвоя, цемент, центнер, щавель.
Поставьте правильно ударениеАгент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства, столяр, хвоя, цемент, центнер, щавель.

Слайд 63Проверьте себя
агЕнт, дОсыта, досЫта, инструмЕнт, красИвее, обеспЕчение, партЕр, процЕнт, плАнер, планЁр,

срЕдства. столЯр, хвОя, цемЕнт, цЕнтнер, щавЕль
Проверьте себяагЕнт, дОсыта, досЫта, инструмЕнт, красИвее, обеспЕчение, партЕр, процЕнт, плАнер, планЁр, срЕдства. столЯр, хвОя, цемЕнт, цЕнтнер, щавЕль

Слайд 64В каком ряду в обоих словах пишется И?
1) разобид..шься, высуш..нный;
2) наде..шься,

раскле..вший;
3)услыш..шь, просе..нный:
4) брос..шь, вид..мый
В каком ряду в обоих словах пишется И?1) разобид..шься, высуш..нный;2) наде..шься, раскле..вший;3)услыш..шь, просе..нный:4) брос..шь, вид..мый

Слайд 65В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Почти (не)умолкая, галдели

воробьи и сороки.
2) Исчезнуть Васильева заставили причины, следствием (не)установленные.
3)Претензии до сих пор (не)высказаны.
4) Фильм оказался (не)интересным, скучным.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?1) Почти (не)умолкая, галдели воробьи и сороки.2) Исчезнуть Васильева заставили

Слайд 66НЕ с разными частями речи

НЕ с разными частями речи

Слайд 67НЕ в местоимениях - под ударением, НИ – без ударения

НЕ в местоимениях - под ударением, НИ – без ударения

Слайд 68Укажите, где НЕ пишется раздельно
1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.
2) Я

увидел ( не)похожего на брата седоватого мужчину.
3) В играх Серёжа оказался очень (не) ловким.
4) (Не) доумевая , Петя посмотрел на отца.
Укажите, где НЕ пишется раздельно1) (Не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.2) Я увидел ( не)похожего на брата седоватого

Слайд 69Запишите предложения, прокомментируйте.
1) (Н..)чем (н..)чего (не) сделаешь.
2) Обидеть – то каждый

может, а пожалеть – то (не)кому.
3) Любят того, кто (не) обидит (н..)кого.
4) (Н..) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.
5) Родную мать (н..)кем (не) заменишь.
Запишите предложения, прокомментируйте.1) (Н..)чем (н..)чего (не) сделаешь.2) Обидеть – то каждый может, а пожалеть – то (не)кому.3)

Слайд 70Повторяем чередующиеся гласные
Скл..ниться над руч..ём, ск..кать (в)доль дороги, заг..рать на берегу,

оз..рить со..нцем,пр..кл..няться перед кем(нибудь),изл..жить про(с,з)ьбу, обм..кнуть в краску, расст..лить скатерть, уд..рать без оглядки,зам..рает от восторга, нач..нает изд..лека, создать отр..сль, выт..щить р..сток, зар..внять доро..ку, пром..чить ноги, пом..рить друзей, разж..гать костёр, подск..чить от восторга.
Повторяем чередующиеся гласныеСкл..ниться над руч..ём, ск..кать (в)доль дороги, заг..рать на берегу, оз..рить со..нцем,пр..кл..няться перед кем(нибудь),изл..жить про(с,з)ьбу, обм..кнуть

Слайд 71Проверьте себя
СклОниться над ручЬём, скАкать вдоль дороги, загОрать на берегу, озАрить

соЛнцем, преклОняться перед кем- нибудь, излОжить проСьбу, обмАкнуть в краску, расстЕлить скатерть, удИрать без оглядки, замИрает от восторга, начИнает издАлека, создать отрАсль, вытАщить рОсток, зарОвнять дороЖку, промОчить ноги, помИрить друзей, разжИгать костёр, подскОчить от восторга.
Проверьте себяСклОниться над ручЬём, скАкать вдоль дороги, загОрать на берегу, озАрить соЛнцем, преклОняться перед кем- нибудь, излОжить

Слайд 72Дефис в разных частях речи
Сложные слова с первым корнем
ПОЛ- пишутся

слитно или через дефис:
Через дефис пишутся слова, если второй корень начинается:
А) с гласной буквы:
пол-яблока, пол-апельсина;
Б) с буквы л:
Пол-лимона, пол-листа, пол-липы;
В) с заглавной буквы:
Пол-Москвы, пол-Европы

Слитно пишется пол- в остальных случаях.
Полу – пишем слитно
Дефис в разных частях речи Сложные слова с первым корнемПОЛ- пишутся слитно или через дефис:Через дефис пишутся

Слайд 73Через дефис пишутся существительные:
1) образованные сложением целых слов
Стоп-кран жар-птица
2) названия стран

света и сторон: юго-восток ,северо-запад
3) сложные названия иван-да-марья, перекати-поле
Через дефис пишутся существительные:1) образованные сложением целых словСтоп-кран жар-птица2) названия стран света и сторон: юго-восток ,северо-запад3) сложные

Слайд 74Через дефис пишутся прилагательные
1) сложные прилагательные, образованные от слов,связанных сочинительной связью:


плодово–ягодный, русско-английский
шахматно – шашечный;
2) прилагательные, образованные от существительных, обозначающих стороны света: юго-западный, северо-восточный
3) оттенки цветов:
ярко-красный, бледно-розовый
Через дефис пишутся прилагательные1) сложные прилагательные, образованные от слов,связанных сочинительной связью: плодово–ягодный, русско-английскийшахматно – шашечный;2) прилагательные, образованные

Слайд 75Через дефис пишутся наречия
1) если оканчиваются на
-ому -ему -ки -ьи

и имеют при этом приставку ПО:
По-моему, по-собачьи, по-английски
2) если имеют приставку ВО- (В)- , а суффиксы: -ЫХ, -ИХ:
Во-первых, в-четвёртых и т.д.
3) если наречие образовано повторением одного и того же слова или синонимичными словами: мало-помалу, еле-еле, чуть-чуть;
но бок о бок, точь-в-точь - запомните

Через дефис пишутся наречия1) если оканчиваются на-ому -ему -ки -ьи  и имеют при этом приставку ПО:По-моему,

Слайд 76Через дефис пишутся местоимения
1) С приставкой кое-: кое-кто, кое-что;
Примечание: как

только появляется предлог между кое- и корнем, пишем всё раздельно:
Кое с кем; кое для чего
2) С суффиксами : -то, -либо, -нибудь, -таки:
всё-таки, кто-нибудь,кто-либо, что-то

Через дефис пишутся местоимения1) С приставкой кое-: кое-кто, кое-что; Примечание: как только появляется предлог между кое- и

Слайд 77Слитно, раздельно или через дефис?
(легко)атлетический
(в)крутую
(теле)грамма
(пол)стакана
(полу)мрак
(спорт)лагерь
(бело)зубый
(юго)западный
(на)крепко
(крест)накрест
думать(по)разному
(спорт)товары
(кино)проект
с саблей (на)перевес
(ремонтно)строительный
(конно)спортивный
(полу)сон
(в)диковинку
(пол)торта
(восточно)сибирский
(торт)мороженое

(генерал)майор
(железо)бетонный

Слитно, раздельно или через дефис?(легко)атлетический(в)крутую(теле)грамма(пол)стакана(полу)мрак(спорт)лагерь(бело)зубый(юго)западный(на)крепко(крест)накрестдумать(по)разному(спорт)товары(кино)проектс саблей (на)перевес(ремонтно)строительный(конно)спортивный(полу)сон(в)диковинку(пол)торта(восточно)сибирский(торт)мороженое(генерал)майор(железо)бетонный

Слайд 78Проверьте себя
полумрак
легкоатлетический
вкрутую
телеграмма
полстакана
спортлагерь
белозубый
юго-западный
накрепко
крест-накрест
думать по- разному
спорттовары
кинопроект
саблей наперевес
ремонтно-строительный
конноспортивный
в диковинку
полторта
восточносибирский
торт-мороженое
крест-накрест
генерал-майор
железобетонный


Проверьте себяполумраклегкоатлетическийвкрутуютелеграммаполстаканаспортлагерьбелозубыйюго-западныйнакрепкокрест-накрестдумать по- разномуспорттоварыкинопроект саблей наперевесремонтно-строительныйконноспортивныйв диковинкуполтортавосточносибирскийторт-мороженоекрест-накрестгенерал-майоржелезобетонный

Слайд 79О,Ё, в корнях после шипящих

О,Ё, в корнях после шипящих

Слайд 80Запишите слова, применяя правило
Ш..в, ш..лк, щ..голь, ш..ссе, ш..колад, ж..рнов, щ..тка, ч..рточка,

трущ..ба, чащ..ба, ж..кей, ж..лтый, ш..рох, ж..лудь,
ч..порный, реш..тка,пч..лка,зач..ркнутый,
расч..т, расч..ска.
Запишите слова, применяя правилоШ..в, ш..лк, щ..голь, ш..ссе, ш..колад, ж..рнов, щ..тка, ч..рточка, трущ..ба, чащ..ба, ж..кей, ж..лтый, ш..рох, ж..лудь,ч..порный,

Слайд 81Проверьте себя
Шов, шёлк, щёголь, шоссе, шоколад, жёрнов, щётка, чёрточка, трущоба,
чащоба, жокей,

жёлтый, шорох, жёлудь, чопорный, решётка, пчёлка, зачёркнутый, расчёт, расчёска.
Проверьте себяШов, шёлк, щёголь, шоссе, шоколад, жёрнов, щётка, чёрточка, трущоба,чащоба, жокей, жёлтый, шорох, жёлудь, чопорный, решётка, пчёлка,

Слайд 82Благодарю за внимание
Желаю успехов!

Благодарю за вниманиеЖелаю успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть