Слайд 1Имя числительное
1.Отвечает на вопрос _________
2.Обозначает _______________
3.В предложении является ______
Из истории имён числительных.
Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (три), в этом случае их называют количественными; если числительные обозначают точное количество как единство (трое), то это собирательные числительные; наконец, они могут считать по порядку (четвертый). И тогда это порядковые числительные!
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имён эта часть речи самая молодая.
Слайд 3Разряды имён числительных
по назначению
по строению
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ПОРЯДКОВЫЕ
простые
сложные
составные
целые
три
Двадцать пять
дробные
одна вторая
полтора
собирательные
трое
семеро
третий
Тридцать пятый
пятьсот
стотысячный
четырнадцать
тридцатый
сто семьдесят три
три целых пять десятых
Слайд 4Количественные числительные
Целые дробные
собирательные
1.Изменяются по падежам
Три-трех одна целая и двое – десятеро
Двадцать одна вторая оба, обе
Двадцати одной целой двоих, пятерых
Пятьдесят и одной второй обоих, обоим
Пятидесяти полтора (И. В. п) трое мальчиков
Пятьсот полтораста семеро козлят
Пятисот полутора(РДТП) четверо саней
пятистам полутораста (РДТП)
Слайд 5 Количественные числительные, любя количество (и накопительство), заставляют не
только каждое слово, но и каждый корень изменяться при склонении.
Порядковые же хотя бы составным облегчают жизнь, разрешая им изменять только последнее слово.
Слайд 6 Просклоняйте числительные
И.п. двадцать семь, двадцать пятый.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
Слайд 7Просклоняйте числительные
И.п. сто семьсот пятьдесят четыре
Р.п. ст…
сем..сот пят…десят… четыр…
Д.п. ст… сем…ст… пят…десят… четыр…
В.п. ст… сем…сот.. Пят..десят.. четыр…
Т.п. ст… сем…ст… пят…десят… четыр…
П.п. ст… сем…ст… пят…десят… четыр…
Слайд 8Определить части речи
Пятёрка, пять
Пятерня
Пятачок
Пятак
Пятый
Пятеро
Слайд 9Подбери корень, составь слова и определи часть речи
…а,
…ойка, у…оить,
…ажды, …ушка, …ойня,
…ойной, …ойник, ...ое.
Слайд 10Мне … лет.
Я учусь в … классе.
В нашем классе … учеников.
Я
встаю в … часов утра, а ложусь спать в … часов.
Я смотрю телевизор по … часа (ов) в день.
В этом году я прочитал … книг.
Я живу в доме №… в … квартире.
Я занимаюсь спортом по … часов.
Слайд 11 Определить, каким членом предложения
являются
числительные
1. Четыре братца под одной крышей стоят.
2. Дважды два – четыре.
3. Команда 6 «Д» класса выступает первой.
4. В четверг у нас пять уроков.
5. Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт.
6. Семеро одного не ждут.
Слайд 12Найдите имена числительные и укажите их разряд
Слайд 13 Решите примеры
к 58+25=
из116-47=
к276+18=
Слайд 14 Особенности склонения
числительных сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок,
девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. о сорока, девяноста, ста
Слайд 15Запиши предложения, назовите числительные, вспомните и запишите пословицы с числительным 7
1.Один
ум хорошо, а два лучше.
2.Без четырех углов изба не рубится.
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4.Двумя ложками кашу не едят.
5.Семерых одним ударом.
6. Четыре братца под одной крышей.
7. Как свои пять пальцев.
8.Похожи как две капли воды.
9.Идти на все четыре стороны
Слайд 16 Из истории слова миллион
Знаменитый путешественник Марко
Поло, посетивший в XVIII веке Китай, чтобы передать своё восхищение его богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «милли», означающего тысяча, и «оне», соответствующего русскому суффиксу -ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.
Слайд 17Размышления о числительном
Кому нужны числительные? Ведь
если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь бы была у ученика! Одна физкультура!
Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса?
Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. А вы, ребята, как думаете?