Слайд 1Работаем над заданиями части 3 (15.1, 15.2, 15.3)
ОГЭ
Слайд 2
Справка о планируемых изменениях КИМ основного государственного экзамена (ОГЭ) в
2015 г.
Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15). Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 42 до 39).
Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).
Слайд 4 (1)Светку Сергееву мы не
любили за то, что она рыжая, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало…
(10)Выла Рыжуха час-полтора.
(11)— Дура рыжая, — кривила губы Маринка Быкова. (12)— И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
(15)В день последнего экзамена Нинка Пчелкина устроила запись желающих в очередной поход.
(16)Женька подвалил к Рыжухе и сказал:
(17)— Рыжуха, сделай доброе дело, а? (18)Не езди с нами на прогулку!
(19)— Я с вами поеду, — высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, — а буду отдельно.
(20)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (21)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(22)— В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(23)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего…
(24)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (25)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
(26)За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
Слайд 5(27)— Это твоя сумка? — спросил Женька и кивнул на допотопную
сумку.
(28)— Моя, — ответила Светка.
(29)— Алле хоп! — воскликнул Женька, cхватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(30)— Эй, Рыжая! (31)Вон где твоя сумочка!
(32)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (33)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит — и к выходу. (34)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(35)Женька Светке рукой машет и орёт:
(36)— До свиданья, Рыжая! (37)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(38)А девчонки давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
(39)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (40)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала — недаром её ни на одной фотографии нет. (41)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (42)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…
(43)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли…
(44)В десятый класс Рыжая не пошла. (45)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(46)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
Слайд 6(47)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с
белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (48)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(49)— Рыжуха! — ахнул я.(50)— Мы с ней в одном классе учились!
(51)— Что ты говоришь?! (52)Это же наша восходящая звезда!
(53)— Как её звать? — ещё на что-то надеясь, спросил я.
(54)— Светлана Сергеева.
(55)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце — восторга или стыда.
(56)После спектакля Наташа предложила:
(57)— Может, пойдёшь за кулисы? (58)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
(59)— Нет, давай в другой раз, — скромно ответил я.
(60)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(61)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (62)Теперь я не говорил, что она «выла».
(64)— Надо же! — удивлялась Наташа.(65) — С Сергеевой в одном классе учился!
(63)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(66)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (67)Светка оказалась золотой. (68)А рыжие мы. (69)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)
Слайд 7Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 8Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 9Начало работы с текстом - задание 15.2
Слайд 10 Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно
и н т е
р п р е т и р о в а т ь
(истолковывать, разъяснять, раскрывать)
смысл ключевого фрагмента текста
(как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).
Слайд 11Обратите внимание!
Идея текста
всегда связана с
главным
героем
текста;
основным
событием
текста.
Слайд 12Примерная схема анализа текста
Понимание смысла текста
Формулировка тезиса о смысле
фразы текста.
Развертывание
тезиса с помощью комментариев к нему.
Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.
Слайд 13 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста:«Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
Назовите лексическое явление, использованное автором в этих предложениях.
(Контекстные антонимы)
В каком словаре можно уточнить лексическое значение выделенных слов?
(В толковом словаре)
Слайд 14Словарь Ожегова
РЫ́ЖИЙ
Цвета меди, красно-жёлтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик.
2. С
волосами такого цвета, рыжеволосый.
3. То же, что клоун, первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета (разг.).
4. Что я - рыжий? (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
ЗОЛОТОЙ
1. см. золото.
2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец.
3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень).
4.(Перен) счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук).
5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.).
6. перен. дорогой, любимый.
Вариант 4: рыжий - дурак
Вариант 5: прекрасный, замечательный
Слайд 15 - Какова роль контекстных антонимов в данном случае?
уточнить
мысль, сделать ее ярче, образнее;
б) дать более полную характеристику какого-либо явления;
в) выразить предельное различие между предметами, явлениями, качествами;
г) выразить авторскую оценку обозначаемого.
Слайд 16 «…Я думал о том, что не Светка дура. Светка оказалась
замечательной. А дураки мы. Весь класс - дураки.»
Почему рассказчик делает такой вывод?
(Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).
Дураки...
Слайд 17 - Назовите ключевое слово, характеризующее отношение одноклассников к Светке.
(не любили)
Какая грамматическая конструкция передаёт их отношение к девочке?
(сложное предложение 1 с однородными придаточными)
Какова роль этого грамматического явления?
(однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе)
Как вы оцениваете такое отношение одноклассников к девочке?
Слайд 18Найдите в тексте, КАК одноклассники выражали свою нелюбовь к девочке?
«Одевались
они понятно как — ведь они едва концы с концами сводили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы»;
(Роль фразеологизма как лексического явления?)
«Дура рыжая»
(Роль инверсии как грамматического явления?)
«Не езди с нами на прогулку!»
(Роль глагола в повелительном наклонении? Побудительного предложения?)
«Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, …ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…»
(Роль противительного союза в ССП? С/с со связью ПРИМЫКАНИЕ?)
Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство.
(Роль неполного предложения?)
Слайд 19 Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера
и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора.
- Какое лексическое явление использует автор, чтобы подчеркнуть неприязненное отношение одноклассников к пению Светки?
(«пела» – «выла»; контекстные синонимы)
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла»».
Почему рассказчик умолчал о прежнем отношении к Светке?
(Роль словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ?)
Слайд 20 Как рассказчик говорит о том, что одноклассники должны были
понять: пение Светки уникально?
А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…
(Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)
минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(Роль фразеологизмов?
Слов с переносным значением? Несогласованных определений?
Придаточного времени?)
не любили
презирали
оскорбляли
унижали
отвергали
Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.
Слайд 23Вариант сочинения – рассуждения (15.1)
По мнению филолога Л.
В. Успенского, «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
В самом деле, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, чтобы передать мысль, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте Е.Габовой?
Так, рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (предложение 3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки.
Однако одноклассники ничуть не жалели Светку, бездушно обходились с ней: инверсия «дура рыжая» передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору буквально в двух предложениях многое рассказать о героях текста.
Слайд 24Вариант сочинения – рассуждения (15.2)
Как часто мы
бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом!
Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе.
А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий», рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили, унижали и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, жестокие школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира.
Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого.
Слайд 25 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3
Слайд 26Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
Слайд 30Формулируем тезис
Жестокость - безразличное отношение к страданиям людей или сознательные действия,
причиняющие эти страдания.
Жестокость предполагает полное безразличие к чувствам и страданиям другого человека или живого существа.
Жестокость – это осознанное причинение боли или страдания другому существу.
Жесткость - равнодушие или пренебрежение чужими страданиями.
Жестокость - это когда кому-то незаслуженно делают очень больно.
Жестокость - это способность причинять страдания людям или животным.
Жестокость – это чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия.
Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с легкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.
Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким. Если бы на минуту он задумался о чувствах Рыжухи, он понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить ее остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было все равно. Он просто не хотел портить свой отдых ее «воем».
Меня также поразила жестокость, с которой дети в фильме «Чучело» издеваются над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. Окружающие оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.
Думаю, что наверняка за всякой жестокостью спустя какое-то время приходит раскаяние. Важно только, чтобы просьбы о прощении звучали искренне и вовремя.
Слайд 36 В Японии жил старый мудрый самурай. Однажды,
когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия.
В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается оскорблений, бездушия и унижений. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.