Слайд 1Критерии оценивания
1 группа (от 1 до 3 баллов)
Слайд 2Критерии оценивания
2 группа (от 1 до 3 баллов)
Слайд 3Критерии оценивания
3 группа (от 1 до 3 баллов)
Слайд 4Критерии оценивания работы групп учителем (знаками+-)
Слайд 5Парная и групповая работа
1 группа: Произвести фонетический разбор слова «лексика»
2 группа:
Подобрать однокоренные слова
3 группа: Придумать простое предложение и произвести синтаксический разбор.
Слайд 7Вопросы 1 группе:
1. Что лексика изучает звуки речи?
2. Что слова с
несколькими лексическими значениями мы называем многозначными?
3. Что синонимы-это слова одной части речи с противоположными значениями?
Слайд 8Вопросы 2 группе:
1.Что слова, которые пишутся и звучат одинаково, но значения
у них разные-это омонимы?
2.Что синонимы-это слова одной части речи с одинаковым лексическим значением?
3.Что слова, которые употребляют все люди, называются профессиональными?
Слайд 9
Вопросы 3 группе:
1. Что слова, которые употребляют люди какой-либо профессии, называются
общеупотребительными?
2 .Что слова, которые употребляют жители одной местности, называются диалектными.
3. Где можно узнать толкование лексического значения слова?
Слайд 10Найдите лишнее
1. Что лексика изучает звуки речи?
2. Что слова с несколькими
лексическими значениями мы называем многозначными?
3. Что синонимы-это слова одной части речи с противоположными значениями?-1 группа
4. Что слова,которые пишутся и звучат одинаково,но значения у них разные-это омонимы?
5. Что синонимы-это слова одной части речи с одинаковым лексическим значением?
6. Что слова, которые употребляют все люди, называются профессиональными?
7. Что слова, которые употребляют люди какой-либо профессии, называются общеупотребительными?
8. Слова, вошедшие в русcкий язык из других языков?
9. Что слова, которые употребляют жители одной местности, называются диалектными?
10. Где можно узнать толкование лексического значения слова?
Слайд 12Эпиграф
"Все народы меняются словами и занимают их друг у друга".
В.Г.Белинский
Слайд 13Девятнадцатое сентября
Классная работа
Тема урока
Заимствованные слова
Слайд 14Цели урока
узнать о заимствованных словах, о том, как они появились в
русском языке;
научиться правильно их употреблять в речи;
Слайд 15Группа «исследователей»
спорт sport
спортсмен
sportsman
старт start
волейбол volleyball
баскетбол basketball
Football – foot (нога) + ball (мяч) – футбол
Слайд 16Группа «экспериментаторов»
Спорт – спортивный, спортшкола, спортзал, спортинвентарь.
Футбол – футболист, футбольный.
Волейбол – волейболист, волейбольный.
Баскетбол – баскетболист, баскетбольный.
Новые слова образованы суффиксальным способом и способом сложения основ.
Слайд 17Группа «наблюдателей»
Тема «Школа»
гимназия (греч.), лицей (греч.), тетрадь (греч.)
класс(лат.), пенал(лат.)
карандаш (тюрк.).
портфель (франц.).
Слайд 18Слова тюркского происхождения
сундук
казан
чапан
халат
барабан
изюм
карандаш
тенге
Слайд 19Продукт исследования
Распределить заимствованные слова по группам
Из английского
Из тюркского
Из греческого
Из немецкого
Из
французского
Из латинского
Автобус, ветер, фонарь, дерево, экран, экскаватор, арбуз, день, электричество, лес, роща, береза, весна, апельсин, физика, стол, мать, этаж, вокзал, дом, эмблема, костюм, пальто, галстук, жилет, ботинок, стадион, музей, мавзолей, статуя, театр.
Слайд 20А.Н.Толстой сказал о заимствованных словах: «…не нужно от них открещиваться»
а) угрозы
для русского языка они не составляют, так как заимствованных слов всего 10%
б) обогащается и расширяется словарь русского языка
в) облегчается и упрощается общение между людьми разных национальностей
Слайд 21Рефлексия «Обратная связь»
О заимствованных словах я знаю___________
Большинство заимствованных слов вошло в
русский язык из_________________________
Заимствованные слова нужны для__________