Слайд 1Мастер-класс по теме «биография слова»
Учитель русского языка и литературы
Власюк Галина Владимировна
Школа-интернат
№25 ОАО «РЖД»
Г. Вихоревка, Иркутская область
Слайд 2
Как учитель-филолог, считаю, что главная
задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Слайд 3проблема
Обогащение устной
и письменной речи, развитие умения грамотно писать и говорить
Слайд 5Цели
Предметные:
-уметь анализировать слова с разных сторон;
-умение работать
с разными видами словарей.
Метапредметные УУД:
-желание применять известные виды деятельности в индивидуальной, групповой, парной формах работы, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Слайд 6-принимать и сохранять учебную задачу и познавательную цель; планировать (в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составлять их последовательность и действовать по намеченному плану;
-способность актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки;
-извлекать необходимую информацию из различных источников;
-соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского этикета.
Слайд 7Биография слова.
Как понимать эту тему?
Биография от греческих слов
био – «жизнь» + графо – «пишу» - жизнеописание
Слайд 8
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Слайд 9План
1.Лексическое значение слова
2.Этимология слова
3.Морфемный анализ слова
4.Словообразовательный анализ слова
5.Фонетический анализ слова
6.Морфологический анализ
слова
Слайд 10Унылая
1. Унылый – впадающий в безнадёжную печаль, наводящий уныние ( по
С.И.Ожегову).
2. Искон., производное от уныти, «опечалиться, обессилеть»,суффиксальный способ.
3. у – ны – л - ая
4.уныть – ныть (приставочный)
Слайд 115. у – ны – ла – я 4 слога
у [ у ] - гласн., безуд.
н [ н] - согл., зв., тв.
ы [ ы] - глас., удар.
л [ л ] - согл., зв., тв.
а [ а ] - глас., безуд.
я [ й’ ] - согл., зв., мягк.
[ а ] - глас., безуд.
6 б., 7 зв. [ у н ы л а й´ а ]
Слайд 126. Унылая (пора) – признак , прилагательное
1. Н.ф. –
(какой?) унылый
2. П.п. – качеств.; отвлечен.,
Н.п – в ед.ч., в ж.р.,
в И.п.;
3. С.р. – пора (какая?) унылая
Слайд 13Синквейн
1. Тема (1 слово – существительное)
2. Описание темы (2 слова –
прилагательные)
3. описание действия в рамках темы (3 слова – глаголы, деепричастия)
4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним (одно слово) передаёт суть темы
Синквейн
1. Листья
2. Желтые, разноцветные
3. Шуршат, летят, бегут
4. Нравятся опавшие листья под ногами.
5. Листопад