Презентация, доклад по русскому языку на тему Сложноподчиненные предложения (9 класс)

Содержание

Вопросы домашнего задания (стр. 58)На какие группы делятся сложные предложения?Какие предложения являются сложносочиненными?Какие предложения являются сложноподчиненными?Назовите основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

Слайд 1/Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе./
Сложноподчинённые
предложения

/Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе./Сложноподчинённые предложения

Слайд 2Вопросы домашнего задания (стр. 58)
На какие группы делятся сложные предложения?
Какие предложения

являются сложносочиненными?
Какие предложения являются сложноподчиненными?
Назовите основные группы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
Вопросы домашнего задания  (стр. 58)На какие группы делятся сложные предложения?Какие предложения являются сложносочиненными?Какие предложения являются сложноподчиненными?Назовите

Слайд 3Основные виды сложных предложений

Основные виды сложных предложений

Слайд 4Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Определите тип предложений в тексте.

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 5Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9) и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

В предложении 7 пронумерованы все запятые. Какая цифра указывает на запятую, обозначающую сочинительную связь между частями сложного предложения?

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 6Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8) чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Какая цифра в предложении 7 указывает на запятую между частями сложноподчинённого предложения?

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 7Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 8Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В словах, образованных от существительных с основой на –Н с помощью суффикса Н, пишется две буквы НН».

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 9Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Найдите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ, без ударения – НИ».

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 10Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16) не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Найдите в тексте слова, правописание которых с НЕ определяется правилом: «Если при причастии есть зависимое слово, то оно пишется с НЕ раздельно».

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 11Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Найдите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если у наречия есть приставка ПО- и суффикс -ОМУ-ЕМУ-, оно пишется через дефис».

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 12Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6) присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11) приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Назовите слова с приставкой ПРИ.

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 13Дом, жилище
Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к

ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Замените книжное слово ОБИТЕЛЬ из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом.

Дом, жилищеКарточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель

Слайд 14Карточка № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней,

(2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)

Вопросы:

Каковы основные приемы сжатия текста?

Исключение, обобщение, упрощение

Карточка № 1(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и

Слайд 15Синтаксическая пятиминутка
Едва они ступили в лес и тяжко груженные

снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной как сразу перенеслись в очарованный мир покоя и беззвучия.

Синтаксическая пятиминутка Едва они ступили в лес и  тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их

Слайд 161 Едва они ступили в лес и 2 тяжко груженные снегом

еловые лапы сомкнулись за их спиной, 3 как сразу перенеслись в очарованный мир покоя и беззвучия.

Синтаксическая пятиминутка



когда?

(1 Едва ) и (2 ), [ 3 ].

Сложное, союзное, сложноподчиненное с 2 придаточными, с однородным подчинением:
Первое предложение – придаточное обстоятельственное времени.
Второе предложение – придаточное обстоятельственное времени.
Третье предложение – главное.

3

1

2

союз

союз

1 Едва они ступили в лес и 2 тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной,

Слайд 17Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.

Выпишите номер простого

предложения
Выпишите номер сложносочиненного предложения
Выпишите номер сложноподчиненного предложения
Выпишите номер бессоюзного предложения
Выпишите номер предложения с разными видами связи.
Выпишите номер предложения с однородным и последовательным подчинением.

Карточка № 2

Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради. Выпишите номер простого предложения Выпишите номер сложносочиненного предложенияВыпишите номер

Слайд 18Карточка № 3
Проверьте себя:
2
4
5
1
3
6
Критерии оценок:

0 ошибок – «5»
1 – 2 ошибки

– «4»
3 – 4 ошибки – «3»
Более 4 ошибок – «2»

Карточка № 3Проверьте себя:245136Критерии оценок:0 ошибок – «5»1 – 2 ошибки – «4»3 – 4 ошибки –

Слайд 19Определите тему, объединяющую текст и предложения, которые анализировали на уроке. Выберите

из предложенных вариантов. Даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Состояние народного хозяйства страны.
Эксплуатация природных богатств.
Закономерности в природе и отношение человека к окружающей среде.
Загрязнение планеты.

Тема текста

Определите тему, объединяющую текст и предложения, которые анализировали на уроке. Выберите из предложенных вариантов. Даны 4 варианта

Слайд 20Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в

ответе за всех, кого приручил.
Антуан Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.Антуан Сент-Экзюпери

Слайд 21Домашнее задание
Выполните тестовые задания варианта 21

Домашнее заданиеВыполните тестовые задания варианта 21

Слайд 22СПАСИБО
ЗА
УРОК!
Презентация подготовлена
Лукьяновой М.В. ,
учителем русского языка и литературы

МКОУ «Рылевская СОШ»

Литература:
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – 24-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 143 с.: ил. – ISBN 5-09-011074-3.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009. – 360 с. – (Государственная итоговая аттестация)
С.Л. Островский Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

СПАСИБО ЗА УРОК!Презентация подготовлена Лукьяновой М.В. ,учителем русского языка и литературы МКОУ «Рылевская СОШ»Литература:Русский язык: Учебник для

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть