Презентация, доклад по русскому языку на тему Деепричастие (7 класс)

Содержание

Цели урока:дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи урока:вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;выявить особенности употребления деепричастий;формировать орфографические умения и навыки.

Слайд 1 Повторение и обобщение по теме «Деепричастие» Автор-составитель презентации: учитель МКОУ «Хрюгская СОШ»

Муртазалиева Муминат Абдулнетифовна
Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»  Автор-составитель презентации: учитель МКОУ

Слайд 2Цели урока:
дать понятие о деепричастии;
познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий;

со значением деепричастий, способами их словообразования.

Задачи урока:
вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;
выявить особенности употребления деепричастий;
формировать орфографические умения и навыки.
Цели урока:дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи

Слайд 3 «Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!»

«Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!»

Слайд 4-Сформулируйте определение деепричастия -Признаки каких частей речи имеет деепричастие? -Как образуются деепричастия?

-Сформулируйте определение деепричастия -Признаки каких частей речи имеет деепричастие? -Как образуются деепричастия?

Слайд 5Общее значение
Глагол
Деепричастие
Основное действие
Добавочное действие
Относится к тому же слову,


что и основное действие

Что делая?
Что сделав?

Общее значение Глагол ДеепричастиеОсновное действиеДобавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действиеЧто делая?Что сделав?

Слайд 6Грамматические признаки
деепричастий


Глагольные
Наречные
Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть

- глядя)
Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)
Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю)


Неизменяемость
Синтаксическая роль

Рассказывает улыбаясь

Рассказывает с улыбкой

Как?

Как?

Грамматические признакидеепричастийГлагольные Наречные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув

Слайд 7Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с
помощью суффиксов




крича, глядя
выскочив
замахнувшись
испёкши


-а (-я)

-вши
-ши

Образование деепричастийДеепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов крича, глядявыскочивзамахнувшисьиспёкши-а (-я)-в-вши-ши

Слайд 8Выводы
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном,

выраженном глаголом.
Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
В предложении деепричастие является обстоятельством.
ВыводыДеепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают

Слайд 9
КЛАСТЕР
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Относится

к глаголу-сказуемому

Обозначает добавочное действие при основном действии

Имеет признаки наречия: неизменяемость

В предложении является обстоятельством

Отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему?

Имеет признаки глагола: вид, возвратность

образуется от глаголов с помощью суффиксов: -а, -я, -в, -вши, -ши, -учи, -ючи

КЛАСТЕРДЕЕПРИЧАСТИЕОтносится к глаголу-сказуемомуОбозначает добавочное действие при основном

Слайд 10Дидактическая игра «Да - нет».
1. Деепричастие –

самостоятельная часть речи
2. Деепричастие обозначает добавочное действие.
3. Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.
4. В предложении деепричастие является определением.
5. В деепричастии совмещены признаки наречия и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
9. Деепричастие бывает будущего и настоящего времени.
10. Деепричастный оборот в предложении является одним членом

«Да» - 1,2,7,8,10; «нет» - 3,4,5,6,9.

Дидактическая игра «Да - нет».     1. Деепричастие – самостоятельная часть речи	2. Деепричастие обозначает

Слайд 11Собери пословицы
Не зная броду,
Трус хвастает уходя,
Не замочив руки,
Зная сердце змеи,
Говорить не

думая –
Кто не подумав говорит,
Не развязав мешок,

не умоешься.
не узнаешь, что в нем.
тот вечно вздор твердит.
что стрелять не целясь.
не суйся в воду.
а смелый – возвращаясь.
бог лишил её ног.

Собери пословицыНе зная броду,Трус хвастает уходя,Не замочив руки,Зная сердце змеи,Говорить не думая –Кто не подумав говорит,Не развязав

Слайд 12Распределительный диктант
Убежав от всех, устремив взгляд, негодуя, облетая

с деревьев, застыв в молчании, отражаясь в воде, сидя на скамейке, пригорюнившись, погрузившись в раздумья, любуясь цветами, качая вершинами, ощущая тревогу.


СВ: УБЕЖАВ, УСТРЕМИВ, ЗАСТЫВ, ПРИГОРЮНИВШИСЬ, ПОГРУЗИВШИСЬ.
НСВ: НЕГОДУЯ, ОБЛЕТАЯ, ОТРАЖАЯСЬ, СИДЯ, ЛЮБУЯСЬ, КАЧАЯ, ОЩУЩАЯ.

Распределительный диктант   Убежав от всех, устремив взгляд, негодуя, облетая с деревьев, застыв в молчании, отражаясь

Слайд 13 Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ

раздельно

1. Листва берез висит (не) шелохнувшись, роса стекает по белым стволам.
2. По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
3. (Не) работая, сыт не будешь.
4. Мать, (не) годуя, рассказывала о моих проделках.
5. Чудесное, (не) виданное зрелище очаровывает меня.
6. Это был (не) купленный, а свой собственный крыжовник.

Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам.
По степи, (не) успевшей остыть за ночь, уже тянет опять теплый ветер.
(Не) работая, сыт не будешь.
Это был (не) купленный, а свой собственный крыжовник.

Выборочно выписать номера предложений, где причастия и деепричастия пишутся с НЕ раздельно 1. Листва берез висит

Слайд 14Физминутка
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверхПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и

ПОВЗДЫХАВ...
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"

ФизминуткаПо швам руки ОПУСКАЯ,Плечи вверхПРИПОДНИМАЯ,Корпус влево НАКЛОНЯЯ,Затем вправо ПРОГИБАЯ,Головою ПОМОТАВ,ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...ОТДОХНУВ немного дружно,Скажем:

Слайд 15 На пути к ОГЭ.
Среди предложений найдите предложения с

обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены). Напишите номера этих предложений и расставьте знаки препинания.

1) Я долго шел по ельнику стараясь не нарушить безмолвия и покоя. 2) Единстве(нн,н)ый музыкант работающий без устали дли(нн,н)ым языком доставал засевших в древесине личинок. 3) Я спрятался за куст любуясь работой. 4) А над цветами собирая золотую пыльцу вились дикие пчелы.


Я долго шел по ельнику, стараясь не нарушить безмолвия и покоя. 2) Единственный музыкант, работающий без устали, длинным языком доставал засевших в древесине личинок. 3) Я спрятался за куст, любуясь работой. 4) А над цветами, собирая золотую пыльцу, вились дикие пчелы.
1,3,4

На пути к ОГЭ.    Среди предложений найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным

Слайд 16РЕДАКТОР
Исправляем грамматические ошибки:
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки,

у меня заболели глаза.
Готовя отчёт о научных исследованиях, меня всё время отвлекал телефон.
Пользуясь компьютерной программой, расчёт производится быстро и правильно.
Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

Приветливо виляя хвостиком, Рыжик встретил нас у калитки.
Когда я сделал уроки, у меня заболели глаза.
Готовя отчёт о научных исследованиях, я все время отвлекался на телефон.
Пользуясь компьютерной программой, вы можете производить расчет быстро и правильно.
Убирая в комнате, они сломали пылесос.
Посетив выставки, он напишет статью о современном искусстве.
РЕДАКТОРИсправляем грамматические ошибки:Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.Сделав уроки, у меня заболели глаза.Готовя отчёт о

Слайд 17ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (не менее 10 предложений).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСоставить текст «Письмо другу», употребляя деепричастия (не менее 10 предложений).

Слайд 18ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Урок для меня был:
понятен/не понятен
интересен/скучен
продуктивен/не продуктивен

Свои знания я оцениваю

на:
отлично/хорошо/удовлетворительно

ПОДВЕДЕМ ИТОГИУрок для меня был: понятен/не понятенинтересен/скученпродуктивен/не продуктивенСвои знания я оцениваю на: отлично/хорошо/удовлетворительно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть