Слайд 2чувства
информация
общение
монолог
диалог
собесед ники
язык
Урок развития речи
«Учимся говорить правильно,
точно, выразительно»
Слайд 4Корректор (от лат.corrector- исправитель) - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий орфографические,
пунктуационные, грамматические ошибки.
Корректировать, корректорский.
Слайд 6Найдите ошибки в речи ученика и запишите верный ответ.
Случилось это
на уроке географии. Новенький стоял возле стола учительницы, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие…
- Где ты учился, Серёжа Ёлкин?- спросила Елена Вадимовна.
- Теперя? В этом годе? – переспросил новичок.
- Да, разумеется.
- Теперя в 35 школе.
Слайд 7Найдите ошибки в речи наших современников и запишите верный ответ.
Пассажир подгоняет
таксиста: «Ехай быстрей!»
Мама говорит дочке: «Ляжь скорее в кровать и спи!»
Слайд 8 Поняла ли мама Люсю?
Школьница
Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный тест [тэст] по английскому языку. Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь?» «Вожусь с тестом [т’эстам]» – был ответ.
Слайд 9Орфоэпия- наука о литературном
произношении.
Что [што], чтобы [штобы], Кузьминична [куз`м`ин`ишна]
Слайд 10ЗвонИшь, звонИм, звонИт, звонЯт, не дозвонИшься.
Ударение в словах должно быть правильным
Слайд 11Расставьте ударения в следующих словах:
Договор, магазин, квартал, звонит, прибыла, баловать, торты,
статуя, алфавит.
Слайд 12Проверка
ДоговОр, магазИн, квартАл, звонИт, прибылА, баловАть, тОрты, стАтуя, алфавИт.
Слайд 14Послушайте стихотворение Эммы Мошковской, выпишите слова-пустышки.
Жил-был этот, как его,
Ну и
значит, и того.
Жил, это самое,
Со своею мамою.
Был ещё один чудак
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать
Слайд 15 Отредактируйте ответ ученика:
Я, так сказать, учил, но, ну как
это выразить, не выучил.
Слайд 17Виктор Юзефович Драгунский, писатель
Слайд 18Мишка: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб,
и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но и чёрствые тоже ничего.
Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе… Я люблю слушать, как жук копается в коробочке… Я люблю дышать носом маме на ушко. Особенно люблю петь и пою громко. Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная, озорная лань. У неё весёлые глазки, маленькие рожки, розовые отполированные копытца.
Слайд 20Детский итальянский писатель Джанни Родари
«Бином фантазии»- интересное сравнение.
Слово «бином» образовано сложением
латинского bi- «двое, дважды» и греческого nomё- «часть, доля»
Слайд 21Что общего между холодильником и головою?
Слайд 22В холодильнике и голове многое хранится.
Голова гудит, и неисправный холодильник гудит.
Ток
бежит в холодильнике, и мысли бегут в голове человека.
Слайд 23А теперь соединим слова ГОЛОВА и ХОЛОДИЛЬНИК в одном предложении, чтобы
создать образ.
Голова гудит, как старый холодильник.
В голове мысли бегут, как ток в холодильнике.
В голове, как в холодильнике, многое хранится.
Слайд 24 Можно ли сказать так?
Люблю я майскую грозу в начале
мая.
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Тавтология- употребление рядом однокоренных слов.
Слайд 25Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
И.С.Тургенев
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
Слайд 26Домашнее задание
1.Придумать биномы фантазии: окно- зеркало.
2.Отредактируйте предложение:
По-моему, было бы неплохо, это самое, в выходные, так сказать, сходить на пляж и всё такое.
3.Расставьте ударения в словах: положить, щавель, наверх, дефис, документ, каталог, кухонный, цемент.