Презентация, доклад по русскому языку на тему Состав слова. Словообразование.Орфография

Содержание

Лингвистическая сказка. уч Учебник, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель, ученик, учительница.

Слайд 1 Повторение. ?
Урок русского языка
в 8

классе. Автор – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ№17 Шишкина Л.Е.
Повторение. ?Урок русского языка в 8 классе. Автор – учитель русского

Слайд 2Лингвистическая сказка.

уч





Учебник, обучение, переучивать, учёный, заучивать, учитель, ученик, учительница.
Лингвистическая сказка.

Слайд 3Определение темы и целей урока.
Тема. Состав слова. Словообразование. Орфография.
Цели. 1) Обобщить

и систематизировать изученный материал о составе слова и способах словообразования,
2) о правописании гласных и согласных в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях,
3) о правописании сложных слов,
4) закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов,
5) расширять и углублять предметную компетенцию учащихся, воспитывать стилевое чутьё языка, внимание к происходящим в нём процессам.
Определение темы и целей урока.Тема. Состав слова. Словообразование. Орфография.Цели. 1) Обобщить и систематизировать изученный материал о составе

Слайд 4Морфемы (значимые части слова)

Морфемы (значимые части слова)

Слайд 5Форма слова - одно и то же слово (с определённым лексическим

значением), с одной и той же основой, но разными окончаниями:
ученик , ученика, учеником.

Однокоренные слова – разные слова ( с разными лексическими значениями), с разными основами:
школьник
школа школьный
по-школьному

Различайте!

Форма слова - одно и то же слово (с определённым лексическим значением), с одной и той же

Слайд 6Основные способы образования слов в русском языке

Основные способы образования слов в русском языке

Слайд 7Основные способы образования слов в русском языке

Основные способы образования слов в русском языке

Слайд 8Практическая работа.
Разделите слова на 2 группы: 1 – формы слова, 2

– родственные слова: летишь, лётчик, лечу, лётчица, летучий, летим.
Разберите слова по составу: проглядишь, украшенный, написали, растрогалась, увидев, издалека, сравнительный, обращавшиеся, потерянные, полюблю.
Словообразовательный разбор: мечтательница, издалека, пришкольный, зелень, луноход.
Подберите по нескольку разных частей речи по составу соответствующих приведённым схемам:



Практическая работа.Разделите слова на 2 группы: 1 – формы слова, 2 – родственные слова: летишь, лётчик, лечу,

Слайд 9Проверка.
Летишь, лечу летим. Лётчик, лётчица, летучий.
Проглядишь, украшенный, написали, растрогалась, увидев, издалека

сравнительный, обращавшиеся, потерянные, полюблю.
Мечтательница мечтатель(суфф-ый), издалека далёкий (приставочно-суфф.) пришкольный школьный (пристав.), зелень зелёный (бессуффиксальный), луноход луна + ход (сложение корней).
Понаехав, небезынтересно.






Проверка.Летишь, лечу летим. Лётчик, лётчица, летучий.Проглядишь, украшенный, написали, растрогалась, увидев, издалека  сравнительный, обращавшиеся, потерянные, полюблю.Мечтательница

Слайд 10Проверка.
4. Предутренний, подушка.
Кухонный, столик. Синь, синий.
Оценка работы.

1 задание – 6 б.
2 задание – 10 б.
3 задание - 5 б.
4 задание - 8 б.
29 б.- 28 б. – «5»
27 б. – 22 б. – «4»
21 б. – 16 б. – «3»
15 б. и меньше – «2»
Проверка.4. Предутренний, подушка.   Кухонный, столик. Синь, синий. Оценка работы. 1 задание – 6 б. 2

Слайд 11Правописание сложных слов.
Слитно.
Сложные слова с соединительными гласными О (после твёрдых) -

Е (после мягких + Ж, Ш, Ц) листопад, кровеносный, птицефабрика.
Первая часть – иноязычная: авто, агро, авиа, аудио, био, вело, видео, гидро, гео, зоо, микро, моно, радио, теле, фото, контр-(=против)…: контратака, аудиокасета.
3. Первая часть – числительное:
(Р.п.) двадцатидвухлетний, сорокалетний, пятизначный;
(И.П. – 90, 100) стометровка, девяностолетний; (Соед. О-Е – 1, 1000, 1000000) однометровый, тысячеголосый.

Правописание сложных слов.Слитно.Сложные слова с соединительными гласными О (после твёрдых) - Е (после мягких + Ж, Ш,

Слайд 12Правописание сложных слов.
Слитно.
4. Первая часть - глагольная на –И: горицвет, сорвиголова,

вертихвостка.
Искл. – перекати-поле.
5. Сложносокращённые слова: филфак, культтовары, пединститут, замполит.
6. Прилагательные – из словосочетания: сероглазый – серые глаза, дальневосточный – Дальний Восток. Нельзя поставить И (=) церковнославянский язык - церковный славянский язык.
Правописание сложных слов.Слитно.4. Первая часть - глагольная на –И: горицвет, сорвиголова, вертихвостка.   Искл. – перекати-поле.5.

Слайд 13Правописание сложных слов.
Слитно.
7. Полу- всегда слитно, пол- (не на л, не

на гласную, не на заглавную) полусон, полнеба ( но пол чайной ложки).
8. Прилагательные с элементами верхне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще- раннецветущий, общенародный.
Правописание сложных слов.Слитно.7. Полу- всегда слитно, пол- (не на л, не на гласную, не на заглавную) полусон,

Слайд 14Правописание сложных слов.
Дефис.
Слово из самостоятельных названий: правда-истина, горе-студент, друзья-приятели.
Первая часть –

иноязычная: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, штабс-, экс-, контр- (воинское звание) контр-адмирал, вице-президент, экс-чемпион, штаб-квартира.
Обозначают вкус, цвет: ярко-красный, кисло-сладкий, иссиня-чёрный.
Усиление – повтор, синонимы: хитрый-прехитрый, худо-бедно, светло-светло.

Правописание сложных слов.Дефис.Слово из самостоятельных названий: правда-истина, горе-студент, друзья-приятели.Первая часть – иноязычная: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-,

Слайд 15Правописание сложных слов.
Дефис.
5. Равноправные части (=И): литературно-музыкальный, физико-математический.
6. СУЩ. – стороны

света (+ производные прил.): юго-восток, северо-западный.
7. Географические названия (+ производные прил.): Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону.
8. ПОЛ – л пол-листа
- гласн. пол-апельсина
- заглавн. пол-России
Правописание сложных слов.Дефис.5. Равноправные части (=И): литературно-музыкальный, физико-математический.6. СУЩ. – стороны света (+ производные прил.): юго-восток, северо-западный.7.

Слайд 16Практическая работа.
(Двух)комнатная квартира, (серо)глазый красавец, (сельско)хозяйственная выставка, (физико)математический лицей, (пол)Европы

прошагали, (юго)восточное направление, съел (пол)апельсина, осветилось (пол)неба, (горько)солёный, (ярко)зелёный, (санкт)петербургские ночи, требовательный (контр)адмирал, (контр)атака, (сто)летний юбилей, (исконно)русские земли, (древне)русская литература, (железно)дорожный вокзал.
Практическая работа. (Двух)комнатная квартира, (серо)глазый красавец, (сельско)хозяйственная выставка, (физико)математический лицей, (пол)Европы прошагали, (юго)восточное направление, съел (пол)апельсина, осветилось

Слайд 17Проверка.
Двухкомнатная квартира, сероглазый красавец, сельскохозяйственная выставка, физико-математический лицей, пол-Европы

прошагали, юго-восточное направление, съел пол-апельсина, осветилось полнеба, горько-солёный, ярко-зелёный, санкт-петербургские ночи, требовательный контр-адмирал, контратака, столетний юбилей, исконно-русские земли, древнерусская литература, железнодорожный вокзал.

Проверка.  Двухкомнатная квартира, сероглазый красавец, сельскохозяйственная выставка, физико-математический лицей, пол-Европы прошагали, юго-восточное направление, съел пол-апельсина, осветилось

Слайд 18Проверка безударных гласных в приставках.
Выделением приставки (неизменяемые приставки): за-, на-, над-,

по-, про-, пере…: попрыгал, перекинул.
Определяем значение у приставок: при- (приближение, присоединение, близость к чему-либо, неполное действие) и пре- (очень, близкое значение к пере-). Присел, преграда.
Под ударением пишем приставку роз- (рос-), без ударения – раз- (рас-). Роспись, расписывать, розыск, разыскивать.
По словарю проверяем трудные случаи: пренебрежение, аморальный, алогичный.

Проверка безударных гласных в приставках.Выделением приставки (неизменяемые приставки): за-, на-, над-, по-, про-, пере…: попрыгал, перекинул.Определяем значение

Слайд 19Проверка безударных гласных в корне.
Ударением (найти проверочное слово): часовой – час,

тяжёлый- тяжесть.
Сопоставление корней с полногласием и неполногласием: -оро-/-ра- ворота – врата, оло-/ле молоко – млекопитающее.
3. Применением правил чередования гласных (для корней с чередующимися гласными): заря – зори, росли – растения, соберу – собирать, мокнуть – обмакнуть.
4. Выделением международных словообразовательных элементов: аквариум (вода), телефон (далеко).
5. Проверяем по словарю с непроверяемыми гласными: сапог, стакан, базар.
Проверка безударных гласных в корне.Ударением (найти проверочное слово): часовой – час, тяжёлый- тяжесть.Сопоставление корней с полногласием и

Слайд 20Проверка безударных гласных в суффиксе.
Выделением суффикса (для сущ. и прил.): беготня,

высота, возвышенность, свежесть, содружество, старина, новизна, задумчивость, талантливый.
Применением особых правил:
а) для суффиксов существительных –ек-/-ик- горошек – горошка, столбик – столбика;
б) для суффиксов глаголов – ова-/ева- -ыва-/-ива- командовать – командую, разглядывать – разглядываю;
в) для суффиксов наречий –о/-а: досуха – сухой, досрочно – досрочный.
3. Выделением производящей основы (для причастий): посеять – посеянный, разбудить – разбуженный.
Проверка безударных гласных  в суффиксе.Выделением суффикса (для сущ. и прил.): беготня, высота, возвышенность, свежесть, содружество, старина,

Слайд 21Проверка безударных окончаний.
Для сущ. определяем склонение, падеж: по дороге (1 скл.,

д.п.), в здании (на –ие, п.п.), на знамени (р/скл., п.п.).
Для полных прил. и прич. – задаём падежный вопрос: в синем небе (в каком?), у строящегося здания (у какого?).
Для глаголов определяем спряжение (по неопределённой форме, помним ИСКЛ.): борется – бороться (1 скл.), строишь – строить (2 скл.).
Проверка безударных окончаний.Для сущ. определяем склонение, падеж: по дороге (1 скл., д.п.), в здании (на –ие, п.п.),

Слайд 22«Орфографический бой».
Отб…рать книги, зап…рать на замок, уд…рать без оглядки, раст…реть краски,

зам…реть от восторга, расст…лается по р…внине, выч…сть число из суммы, бл…стеть на солнце, морской заг…р, заг…релый турист, оз…рённый светом, покл…нился знакомому, нераств…римые вещества, изл…гать мысли, к…сательная линия, неосторожно к…снуться, отр…сль производства, молодая пор…сль, взр…щённый с любовью, нар…стить силы, замирание сердца, не ст…реть из памяти.
«Орфографический бой».Отб…рать книги, зап…рать на замок, уд…рать без оглядки, раст…реть краски, зам…реть от восторга, расст…лается по р…внине,

Слайд 23Проверка.
Отбирать книги, запирать на замок, удирать без оглядки, растереть краски,

замереть от восторга, расстилается по равнине, вычесть число из суммы, блестеть на солнце, морской загар, загорелый турист, озарённый светом, поклонился знакомому, нерастворимые вещества, излагать мысли, касательная линия, неосторожно коснуться, отрасль производства, молодая поросль, взращённый с любовью, нарастить силы, замирание сердца, не стереть из памяти.
Проверка. Отбирать книги, запирать на замок, удирать без оглядки, растереть краски, замереть от восторга, расстилается по равнине,

Слайд 24«Мозговой штурм».
Считаете ли вы однокоренными слова уха и уход, шахта и

шахматы, вода и водитель?
Какие известны способы проверки гласных в корнях слов? Как проверить гласный в корнях слов: миролюбивый, замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирить (поссорившихся).
Какое слово лишнее: нарисовать, полететь, списать, наклеить, полёт, набег.
Как называется эта группа слов? Дополните пропущенное. Лень … ленивец.
«Мозговой штурм».Считаете ли вы однокоренными слова уха и уход, шахта и шахматы, вода и водитель?Какие известны способы

Слайд 251. Из первого предложения выписать слово, образованное способом сложения. 2. Из второго

предложения выписать слово, образованное приставочным способом. 3. Из всего текста выписать слова, в которых нет окончаний.

1) Море дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескалось о борта судов, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. 2)Лодка быстро поплыла по скользкой воде…3)Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое, по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше и выше в голубую пустыню неба. (А.М.Горький)

1. Из первого предложения выписать слово, образованное способом сложения. 2. Из второго предложения выписать слово, образованное приставочным

Слайд 26Проверка.
Чуть-чуть.
Поплыла.
Ласково, чуть-чуть, покачивая, быстро, впереди, ещё, по-утреннему, по-весеннему, важно, красиво, выше.

Проверка.Чуть-чуть.Поплыла.Ласково, чуть-чуть, покачивая, быстро, впереди, ещё, по-утреннему, по-весеннему, важно, красиво, выше.

Слайд 27Рефлексия.
Из каких значимых частей состоят слова?
Перечислите основные способы словообразования.
Чем отличаются

новые родственные слова от форм слов?
Как нужно писать пол- и полу со словами?
В каких случаях сложные прилагательные пишем через дефис, а в каких – слитно?
Расскажите о правописании гласных в корне.
От чего зависит выбор безударной гласной в приставках, суффиксах, окончаниях?
Рефлексия. Из каких значимых частей состоят слова?Перечислите основные способы словообразования.Чем отличаются новые родственные слова от форм слов?Как

Слайд 28Подведение итогов урока.
Вспомните, какие цели ставили в начале урока?
Достигли ли мы

этих целей?


Цели: обобщить и систематизировать изученный материал о составе слова и способах словообразования,
о правописании гласных и согласных в корнях, приставках и суффиксах; о правописании сложных слов;
закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов;
воспитывать стилевое чутьё языка, внимание к происходящим в нём процессам.

Подведение итогов урока.Вспомните, какие цели ставили в начале урока?Достигли ли мы этих целей?Цели: обобщить и систематизировать изученный

Слайд 29Домашнее задание.
Повторить теорию по данному уроку.
Составить словарный диктант (30 слов) на

орфограммы: правописание сложных слов, правописание безударной гласной в корне, суффиксе, приставке, окончании.
Домашнее задание.Повторить теорию по данному уроку.Составить словарный диктант (30 слов) на орфограммы: правописание сложных слов, правописание безударной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть