Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфемика

Содержание

Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что знает язык до корня. Н. Асеев

Слайд 1Преподаватель:
Половинкина Ирина Вячеславовна
Морфемика и морфемный анализ слова.

Преподаватель:Половинкина Ирина Вячеславовна Морфемика и морфемный анализ слова.

Слайд 2 Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается

строением языка, положением слова в речи, предложении.
Про такого человека говорят, что знает язык до корня.
Н. Асеев
Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи,

Слайд 3Тот, кто хорошо хочет владеть родным языком, должен больше внимания уделять

незаметным труженикам языка - морфемам. Это они делают язык языком.

Л.Щерба
Тот, кто хорошо хочет владеть родным языком, должен больше внимания уделять незаметным труженикам языка - морфемам. Это

Слайд 4Цель урока -


- активизировать знания обучающихся о значимых морфемах русского языка;
- совершенствовать умения выделять словообразовательные аффиксы;
- закрепить навык морфемного разбора слов;
- создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления;
- развивать навык грамотного письма;
-совершенствовать речевую культуру.

Цель урока -

Слайд 5План:
1.Понятие о морфеме.
2.Типы морфем русского языка.
3.Типы служебных морфем по местоположению в

слове.
4.Типы служебных морфем по выполняемой в слове функции.
5.Понятие о производной и производящей основе.
3.Морфемный разбор слова.
План:1.Понятие о морфеме.2.Типы морфем русского языка.3.Типы служебных морфем по местоположению в слове.4.Типы служебных морфем по выполняемой в

Слайд 6Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав

(строение) слова. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом - морфемы. Они образуют морфемный состав слова.


Морфемы – значимые части слова: приставка, корень, интерфикс, суффикс, окончание постфикс.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Слова состоят из значимых

Слайд 7 ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕ
Морфема – минимальная значимая часть слов и их

грамматических форм (словоформ).

Признак морфемы: повторяемость в одном и том же значении в ряде слов (минимум в 2 словах).
Сравните:
чита-тель, учи-тель, угнета-тель: -тель обозначает название лица по действию;
пере-воспитать, пере-писать, пере-учить: пере- обозначает «заново, иначе совершить действие»
(два) стол-а, дом-а, мост-а: -а выражает значение родительного падежа единственного числа.

ПОНЯТИЕ О МОРФЕМЕМорфема – минимальная значимая часть слов и их грамматических форм (словоформ).Признак морфемы: повторяемость в

Слайд 8ЧТО ТАКОЕ МОРФЕМА?
ПОДВОДНИК
под-
приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо

(ср.: подберезовик,
подснежник и др.)

= префикс (приставка)

-вод
обозначает предмет (ср.: вода, водный, и др.)

= корень

-ник- 
указывает на человека по роду деятельности
Ср: дворник,
нефтяник,
лыжник
= суффикс

□ - 
нулевое окончание, имеет грамматическое значение: указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
= флексия
(окончание)

Эти значимые части слова являются МОРФЕМАМИ

ЧТО ТАКОЕ МОРФЕМА?ПОДВОДНИКпод-приставка, указывает на положение в пространстве – ниже чего-либо (ср.: подберезовик,подснежник и др.) = префикс

Слайд 9Морфемы
Корень
Аффиксы

приставка(префикс) интерфикс суффикс окончание(флексия) постфикс
МорфемыКорень Аффиксы

Слайд 12Корень
Корневая морфема (корень) - главная и обязательная часть слова, выражающая его

лексическое значение.

→ выделяется путём сопоставления родственных слов и разных грамматических форм одного слова

ходить, входить,
выходить, уходить,
ход, хождение,
хожу, ходит …

Общая часть
= -ХОД-, ХОЖ-, ХОЖД-

КореньКорневая морфема (корень) - главная и обязательная часть слова, выражающая его лексическое значение.→ выделяется путём сопоставления родственных

Слайд 13В пределах корневой морфемы возможно чередование
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний: оро

– ра, оло – ла, оло – ле, ере – ре

 

В пределах корневой морфемы возможно чередованиеЧередование полногласных и неполногласных сочетаний: оро – ра, оло – ла, оло

Слайд 14Чередование гласных

Чередование гласных

Слайд 15Чередование согласных

Чередование согласных

Слайд 16Чередование сочетания звуков

Чередование сочетания звуков

Слайд 17Упр. 1. Укажите в корневых морфемах чередования гласных.
Назвать – назову- называю,

блестеть – блистаю, блестки,
день- дня, пою- петь, клевать –клюю, снимать – снять, ложь-лжи, гной-гнить, радую- радовать, осмотреть – осматривать, отец – отца, послать – посылать – посол




Упр. 2. Выделите в данных словах корневые морфемы, укажите имеющиеся в них чередования.


Отец – отеческий, блеск – блестеть- блещу, земля- земной, вести – водить- вожу, вождение, крутой – круче,
жемчуг- жемчужина, колебаться - колеблюсь смех – смешной, тихий – тишина, сухой – сушить, страх – страшный, ставить – ставлю, готовить – готовлю, проще-
простой, чистый – чище, часто – чаще.

Упр. 1. Укажите в корневых морфемах чередования гласных.Назвать – назову- называю, блестеть – блистаю, блестки,день- дня, пою-

Слайд 18Упр. 3. К каждому из слов подберите по 5 родственных слов:
Детский,

путать, домовой, свежий, песенник, бестолковый.

Упр. 4. Выпишите родственные слова, отметьте корни – омонимы:
1.Носить, переносица, носильщик, поднос, носик, носовой, ноша, носище.

2.Виновный, винный, повинный, виновник, винодел, винокур, невинный.

3.Белый, беляк, белочка, белизна, беличий, белить, белила, набело.

4.Наводнение, паводок, подводник, водить, вода, переводчик, водитель.

Упр. 3. К каждому из слов подберите по 5 родственных слов:Детский, путать, домовой, свежий, песенник, бестолковый.Упр. 4.

Слайд 19Служебная морфема (аффикс)
Служебная морфема – необязательная часть слова, которая выступает с

той или иной корневой морфемой и вносит в слово дополнительное значение, лексическое или грамматическое

Служебная морфема

не употребляется самостоятельно и всегда прикрепляется к тому или другому корню.
Напр., лес-н-ой, добр-от-а, вы-ход, бра-ть.

выделяется путём сопоставления структурно однотипных слов или словоформ

Напр.:
выехать, выгонять,
выйти, вылететь,
вынести, выплыть

общая служебная морфема
ВЫ- с дополнительным значением
“направление изнутри наружу”.

Служебная морфема (аффикс)Служебная морфема – необязательная часть слова, которая выступает с той или иной корневой морфемой и

Слайд 20ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ В СЛОВЕ
Приставка
(префикс)
Интерфикс
Суффикс
Постфикс
Окончание
(флексия)

ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ В СЛОВЕПриставка (префикс)ИнтерфиксСуффикс Постфикс Окончание (флексия)

Слайд 21ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ

ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО МЕСТОПОЛОЖЕНИЮ

Слайд 22 Приставка (префикс от лат. prae «перед» fixus «прикрепленный») –

аффикс, стоящий перед корнем и служащий для образования новых слов: ходить – приходить, полезный – бесполезный
Приставки обозначают пространственное отношение, наличие или отсутствие или меру того, что в корне:

отплыть, входить, заокеанский, бездумно

Приставка (префикс от лат. prae «перед» fixus «прикрепленный») – аффикс, стоящий перед корнем и служащий

Слайд 23 Интерфикс (от лат. inter «между» fixus «прикрепленный») – морфема, соединяющая

два корня в одной основе (соединительная гласная, служит для образования новых слов):

Паровоз, быстроходный, вездеход, молоковоз

теплоход, газопровод, домосед, кинофильм
Интерфикс (от лат. inter «между» fixus «прикрепленный») – морфема, соединяющая два корня в одной основе (соединительная

Слайд 24 Суффикс от лат. suffixus «прикрепленный»)-
словообразовательная морфема, стоящая после корня

перед окончанием.
Суффикс обозначает оценку, качество, отношение, размер того, что названо в корне, называет носителя или деятеля:

Банька, кузовок, носище, миленький, чайник,

грузчик, учительница
Суффикс от лат. suffixus «прикрепленный»)-словообразовательная морфема, стоящая после корня перед окончанием.  Суффикс обозначает оценку,

Слайд 25 Суффикс располагается после корня или другого суффикса

и служит для образова ния новых слов или форм слова.

Суффиксы : 1. Словообразовательные: работник, кисловатый.
2.Формообразующие: суффиксы причастий, деепричастий, степеней сравнения прилагательных и наречий, прошедшего времени и неопределенной формы:

работающий, читавший, искренне, красивее

Суффикс располагается после корня или другого суффикса    и служит для образова ния

Слайд 26 Окончание (флексия)- морфема, не входящая в основу слова, (это

изменяемая часть слова), которая служит для образования форм слова и выражает грамматическое значение.
Зимние вечера - окончания указывают на множественное число имен существительного и прилагательного
Строгают - окончание –ют указывает на форму глагола строгать во мн числе 3 го лица настоящего времени



Окончания образуют только формы слова, то есть передают его грамматическое значение

Окончание (флексия)- морфема, не входящая в основу слова, (это изменяемая часть слова), которая служит для

Слайд 27Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончания могут быть

только у изменяемых слов. Окончаний не имеют:
наречия: сильно, умышленно, зря, наверху;
2.слова категории состояния: душно, противно, больно, приятно;
3.деепричастия: заснув, придумывая, присмотревшись;
4.низменяемые имена существительные: кафе, кино, пальто, такси;
5.неизменяемые имена прилагательные: беж, бордо, хаки;
6.служебные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные и модальные слова): около, пока, же, батюшки, кряк, можно

Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.Окончания могут быть только у изменяемых слов. Окончаний не

Слайд 28КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ МОГУТ ИМЕТЬ ОКОНЧАНИЯ?
МЕСТОИМЕНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ГЛАГОЛЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Игра, игры
Скучная, скучные
Играю, играют,
Играла,

играли

Моя, мои, моих

Двух, двумя;
первая, первые

КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ МОГУТ ИМЕТЬ ОКОНЧАНИЯ?МЕСТОИМЕНИЯСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕГЛАГОЛЫПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕЧИСЛИТЕЛЬНЫЕИгра, игры Скучная, скучныеИграю, играют, Играла, игралиМоя, мои, моихДвух, двумя; первая, первые

Слайд 29Постфикс – аффиксальная морфема, стоящая после окончания и служащая для образования

грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс).


Рисовать картину – картина рисуется(-ся - формо- образующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола)

Рисовать – рисоваться («вести себя жеманно»; -ся - словообразующий постфикс, служит для образования нового слова)
Постфикс – аффиксальная морфема, стоящая после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или

Слайд 30Окончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут

находиться только аффиксы -ся, -те, -то, -либо и -нибудь, называемые постфиксами:
пиш-ет-ся
ид-ём-те
как-ой-то
улыба- ет- ся

Окончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут находиться только аффиксы -ся, -те, -то,

Слайд 31Упр. 5. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова.
чистый
чистота
чище
чисто
почище
чистить
очищение
чистивший
чистя

Упр. 5. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова.чистыйчистотачищечистопочищечиститьочищениечистившийчистя

Слайд 32Корень: ЧИСТ-, ЧИЩ-

чист-ый (корень – окончание)
чист-от-а

(корень – суффикс – окончание)
чищ-е (корень – суффикс)
чист-о (корень – суффикс)
по-чищ-е (префикс – корень – суффикс)
чист-и-ть (корень – суффикс - суффикс)
о-чищ-ениj-е (префикс – корень – суффикс – окончание)
чист-и-вш-ий (корень – суффикс – суффикс – окончание)
чист-я (корень – суффикс)
Корень: ЧИСТ-, ЧИЩ-чист-ый      (корень – окончание)чист-от-а     (корень –

Слайд 33Упр. 6. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова.
молодой
молодеть
помолодеть
молодо
моложе
помоложе
немолодой
помолодев
молодея
молодеющий
помолодевший

Упр. 6. Расчлените слова на морфемы, назовите морфемы каждого слова.молодоймолодетьпомолодетьмолодомоложепомоложенемолодойпомолодевмолодеямолодеющийпомолодевший

Слайд 34Корень: МОЛОД-, МОЛОЖ-

Корень: МОЛОД-, МОЛОЖ-

Слайд 35
Типы морфем по роли и местоположению в словах





Корневая морфема аффиксальные морфемы (=корень) (служебные) (=аффиксы)









префикс интерфикс суффикс постфикс окончание

¬  





Типы морфем по роли и местоположению в словах       Корневая морфема 		аффиксальные

Слайд 36 ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ В СЛОВЕ ФУНКЦИИ
Словообразовательные
морфемы
Формообразовательные
морфемы
при их

помощи
образуются
новые слова

при их помощи
образуются новые
грамматические
формы слова

префиксы, суффиксы
постфиксы, интерфиксы

префиксы, суффиксы,
постфиксы, флексии

не-верный,до-школьный
учи-тель,учитель-ниц-а
мор-е-плавание
учить-ся, кто-нибудь

на-писать (СВ)
нов-ее (форма сравнения)
иди-те(форма императива)
нов-ые, думал-и, урок-и

ТИПЫ СЛУЖЕБНЫХ МОРФЕМ ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ В СЛОВЕ ФУНКЦИИ СловообразовательныеморфемыФормообразовательныеморфемыпри их помощи образуются новые слова при их

Слайд 37КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. По роли в словах



корневая (корень) аффиксальные (служебные) (=аффиксы)


2. Аффиксальные морфемы
по местоположению в словах по отношению к корню



префикс суффикс интерфикс окончание постфикс

3. По функции и характеру значения




словообразующие формообразующие
(словообразовательные) (формообразовательные)
КЛАССИФИКАЦИЯ МОРФЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Слайд 38Основа слова

Основа - постоянная часть слова, единая во всех его

словоформах и выражающая его лексическое значение.
В зависимости от того, сколько корней содержится в составе основы, подразделяются на
простые - содержащие один корень (возможно - в сочетании с аффиксами).
сложные - содержащие более одного корня (два, редко три).
В зависимости о морфемной структуры основы делятся на
непроизводные (нечленимые) - состоит только из корневой морфемы: вод-а
производные (членимые) – состоит не только из корня, но и приставки , суффикс: водн-ый, под –вод-н-ик.
Основа, от которой можно образовать слово, называется
производящей : вод-а
Основа слова Основа - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах и выражающая его лексическое значение.

Слайд 39 Все слова с одним корнем – однокоренные -

образуют словообразовательное гнездо.
Вершиной такого гнезда является непроизводное слово, от которого образовались все остальные однокоренные лексемы (слова)
Непроизводной (или немотивированной) называется основа потому, что невозможно объяснить, как оно было «произведено», то есть возникло в речи.
Такие непроизводные основы (смех, пруд, глаз, гора, беда, вера, окно, поле и др) порождают целую цепочку однокоренных слов, «производят на свет» с помощью словообразовательных аффиксов новое слово и сами становятся производящей, то есть мотивирующей основой

Все слова с одним корнем – однокоренные - образуют словообразовательное гнездо.Вершиной такого гнезда является

Слайд 40Слова
от которых образуются другие слова
которые образуются от других слов
От которых образуются


новые слова

Которые образуются от других слов

Словаот которых образуются другие словакоторые образуются от других словОт которых образуются новые слова Которые образуются от других

Слайд 42Морфемный разбор слова
1.Определи часть речи выписанного слова.
2.Изменяя форму слова, определи окончание,

обозначь графически
3.Остальную часть обозначь как основу
4.В основе найди корень , подбери однокоренные слова.
5.По смыслу определи, один корень с лове или их несколько.
6.Если корней несколько- найди интерфикс и обозначь его графически
7.Часть перед корнем обозначь как приставку
8.Часть после корня обозначь как суффикс (ы)

Морфемный разбор слова1.Определи часть речи выписанного слова.2.Изменяя форму слова, определи окончание, обозначь графически3.Остальную часть обозначь как основу

Слайд 43Пришкольный
1. Часть речи -прилагательное,
2.Окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),
3.Основа - ПРИШКОЛЬН-
4.Корень -ШКОЛЬ-

Однокоренные слова школ-а, школь-ник,
5.Приставка ПРИ-
6. Суффикс - -Н-
Пришкольный 1. Часть речи -прилагательное,2.Окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),3.Основа - ПРИШКОЛЬН-4.Корень -ШКОЛЬ- Однокоренные слова школ-а, школь-ник,5.Приставка ПРИ-6. Суффикс

Слайд 44Упр. 7. Произведите морфемный разбор слов.
В уездном городе

N было так много парикмахерских2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители2  города рождаются2лишь затем, чтобы побриться2, остричься, освежить2 голову2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей2. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена2 в секретаршу месткома2коммунальников, что это мешало2 ей работать (Ильф и Петров).
Упр. 7. Произведите морфемный разбор  слов.  В уездном городе N было так много парикмахерских2 и бюро

Слайд 45(Много) парикмахерских
1.Часть речи - имя существительное. 2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч.,

Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой, 3. Основа – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш-а. 5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
(Много) парикмахерских1.Часть речи - имя существительное. 2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой, 3. Основа – парикмахер-ск-.

Слайд 46
Жители

1. Часть речи - имя существительное, 2. Окончание – -и. Оно выражает значения

мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител-я. 3. Основа формы – жи-тел-. 4. Корень -жи-. Однокоренные слова: жи-ть, жи-л-ой. 5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.
Жители1. Часть речи - имя существительное, 2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител-я. 3. Основа

Слайд 47Рождаются

 1.Чсть речи – глагол. 2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го

л. мн.ч., ср.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся. 3. Основа формы – рожд-а-…-ся. 4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд-а-ть, рожд-ённ-ый. 5. -а- – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а-ть, реш-а-ть.     -ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
Рождаются 1.Чсть речи – глагол. 2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся. 3. Основа

Слайд 48Побриться
 
1. Часть речи - глагол в неопределённой форме. 2. Окончание – -ть. Оно

выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре-ет-ся, по-бре-ем-ся. 3. Основа формы – по-бри-…-ся. 4. Корень – бри-. Однокоренные слова: бри-тв-а, вы-бри-ть. 5. по- – приставка, ср.: по-сл-а-ть, по-сад-и-ть. 6.  -ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
Побриться 1. Часть речи - глагол в неопределённой форме. 2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: по-бре-ет-ся, по-бре-ем-ся.

Слайд 49Освежить

 1. Часть речи - глагол в неопределённой форме, 2. Окончание – -ть. Оно

выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж-ит, о-свеж-им. 3. Основа формы – о-свеж-и-. 4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж-ий, свеж-о. 5. о- – приставка, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть. 6. -и- – суффикс глагола, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть.
Освежить 1. Часть речи - глагол в неопределённой форме, 2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж-ит, о-свеж-им.

Слайд 50Голову
 
1. Часть речи - имя существительное. 2. Окончание – -у. Оно выражает значение

ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов-а, голов-ой. 3. Основа формы – голов-. 4. Корень – голов-. Однокоренные слова: голов-н-ой, голов-аст-ый. 5. Приставок и суффиксов нет
Голову 1. Часть речи - имя существительное. 2. Окончание – -у. Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов-а, голов-ой. 3.

Слайд 51В) уездном (городе)
 
1. Часть речи - имя прилагательное. 2. Окончание – -ом. Оно выражает значения

ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н-ый, уезд-н-ого. 3. Основа формы – уезд-н-. 4. Корень – уезд-. Однокоренные слова: уезд□, по-уезд-н-ый. 5. -н- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н-ой, подъ-езд-н-ый.
В) уездном (городе) 1. Часть речи - имя прилагательное. 2. Окончание – -ом. Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н-ый, уезд-н-ого. 3.

Слайд 52
(Жизнь)… (была) тишайшей


 1. Часть речи - имя прилагательное. 2. Окончание – -ей. Оно выражает

значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш-ая, тиш-айш-ую. 3. Основа формы – тиш-айш-. 4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих-о, тиш-ин-а. 5. -айш- – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик-ий – велич-айш-ый, свеж-ий – свеж-айш-ий.

1

(Жизнь)… (была) тишайшей 1. Часть речи - имя прилагательное. 2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш-ая, тиш-айш-ую.

Слайд 53Влюблена
 
1. Часть речи - особая форма глагола- причастие, краткая форма. 2. Окончание – -а.

Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён□, в-любл-ен-ы. 3. Основа формы – в-любл-ён-. 4. Корень – любл-. Однокоренные слова: люб-и-ть (чередование б/бл), люб-овь□. 5. в- – приставка, ср.: в-крапл-ённ-ый, в-плет-ённ-ый. 6. -ен – суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен-а, в-плет-ен-а.
Влюблена 1. Часть речи - особая форма глагола- причастие, краткая форма. 2. Окончание – -а. Оно выражает значение ед.ч., ж.р.,

Слайд 54(В секретаршу) месткома
1. Часть речи - имя существ., сложносокращ. слово. 2. Окончание – -а.

Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком□, мест-ком-ом. 3. Основа формы – мест-ком-. 4. Корни слова: 1) мест-; 2) ком(итет)- – в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест-н-ый, мест-о; комитет□, комитет-ск-ий. 5. Приставок и суффиксов нет.
(В секретаршу) месткома1. Часть речи - имя существ., сложносокращ. слово. 2. Окончание – -а. Оно выражает значение м.р., ед.ч.,

Слайд 55Домашнее задание
1.Составить словарную диктовку (20 слов) с омонимичными корнями. Корни выделить.

2.Произвести

морфемный разбор слов:

На площади около фактории дымила2 полевая кухня, снятая с колёс. Здоровенный дикобраз – поперёк себя шире – в грязном белом фартуке поверх грязной2 серой формы ворочал в котле черпаком2 на длинной ручке. По-моему2, от этого котла главным образом и шёл неприятный запах2 по всей деревне.
(А. Стругацкий, Б. Стругацкий).

Домашнее задание1.Составить словарную диктовку (20 слов) с омонимичными корнями. Корни выделить.2.Произвести морфемный разбор слов:На площади около фактории

Слайд 56СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть