Слайд 2Как делать записи во время чтения текста изложения
При первом чтении текста
изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них.
При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова.
Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново.
Во время паузы между первым и вторым чтением, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения.
При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное.
Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами.
Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение.
Слайд 3 Способы сжатия текста:
исключение,
обобщение,
упрощение.
Слайд 4Исключение - это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные
члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное, помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.
Слайд 5Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).
Идти путем обобщения
можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).
Слайд 6Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например,
замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).
Слайд 7При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов
(по принципу – «использую то,
что мне удобнее»).
Слайд 8Исключение
Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их
собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.
Слайд 9Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть:
деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
Слайд 10Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию,
физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.
Слайд 11Обобщение
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами
на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
Слайд 12Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:
никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Слайд 13Упрощение
Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация
трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
_____________________________________________________________________
Слайд 14Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь
о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
Слайд 15Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни,
переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
Слайд 16Там, где это возможно, замените сложные предложения простыми.
1) Вскоре старший сын попросил
артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.
2) Трёх сосен, что так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
3) Известно, что слоны в диковинку у нас.
4) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
5) Мы расположились на отдых у дерева, что растёт у самой воды.
6) Я спросила, когда мне ещё прийти.
Слайд 17Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
оказать помощь
– помочь
дать подтверждение – …
привести доказательство –
проводить исследование-…
проявлять интерес – …
выдвинуть предложения – …
проявить сочувствие
Слайд 18Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить – для осуществления
для
того чтобы получить – для получения
для того чтобы изменить – …
для того чтобы соединить – …
для того чтобы распределить – …
для того чтобы рассмотреть – …
Слайд 19В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать,
чтобы этого достичь (достичь цели).
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тон воды.
(Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тон воды).