Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы (6 класс)

Содержание

Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться. Геродот

Слайд 1ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Презентация к уроку русского языка в 6 классе Составитель: Бояринова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы, мБОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа», Кемеровская область, д. Колычево
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Презентация  к уроку русского языка в 6 классе   Составитель: Бояринова Елена Николаевна,

Слайд 2Издревле есть у людей
мудрые и прекрасные изречения;
от них следует

нам поучиться.
Геродот
Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучиться.

Слайд 3Задачи урока для ученика:
Закрепить и расширить знания о фразеологизмах;

Обогатить словарный запас;

Правильно

использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи;

Любить свой родной язык.

Задачи урока для ученика:Закрепить и расширить знания о фразеологизмах;Обогатить словарный запас;Правильно использовать фразеологические обороты в устной и

Слайд 4Повторим словарные слова
Подр..жать, б..рдовый, ..биход, оди..адцать, ба..ейн,
вест..бюль,

иску..ный, иску..тво, а..уратный, ген..рал.

Проверим
Подражать, бордовый, обиход, одиннадцать, бассейн, вестибюль, искусный, искусство, аккуратный, генерал.

Повторим словарные словаПодр..жать, б..рдовый,  ..биход,  оди..адцать,  ба..ейн, вест..бюль,  иску..ный,  иску..тво,  а..уратный,

Слайд 5Отгадайте, о чём идёт речь:
Её набирают в рот, когда молчат.


Воду
Его держат за зубами.
Язык
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.
Кашу
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.
Уши
Отгадайте, о чём идёт речь:Её набирают в рот, когда молчат.  ВодуЕго держат за зубами.  ЯзыкЕё

Слайд 6Возможно ли такое в реальной жизни? В каких случаях это можно применить?
Хлопать

ушами

Язык за зубами

Возможно ли такое в реальной жизни? В каких случаях это можно применить? Хлопать ушамиЯзык за зубами

Слайд 7Как вы понимаете следующие выражения?
Нос повесил

Сесть в калошу

Мало каши

Воду носить в

решете

Как называются такие выражения?

Как вы понимаете следующие выражения?Нос повесилСесть в калошуМало кашиВоду носить в решетеКак называются такие выражения?

Слайд 8Фразеологизмы
Фразеология – это раздел науки о зыке,
изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы

делают нашу речь
выразительной и эмоциональной.
Могут иметь синонимы и антонимы.
Являются одним членом предложения.

ФразеологизмыФразеология – это раздел науки о зыке, изучающий устойчивые сочетания слов.Фразеологизмы делают нашу речь выразительной и эмоциональной.Могут

Слайд 9Какую роль играют фразеологизмы в речи?
Для того, чтобы вас слушали

с интересом, затаив дыхание, надо учиться употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Для этого надо хорошо знать лексическое значение фразеологизмов.

Фразеологизмы позволяют заменить одной ёмкой фразой многословное
предложение.


Какую роль играют фразеологизмы в речи? Для того, чтобы вас слушали с интересом, затаив дыхание, надо учиться

Слайд 10Глухая тетеря
Когда тетерев весной
токует, то он временно
ничего не слышит.
Это

позволяет охотнику
подойти на достаточное
для выстрела расстояние.

«Глухая тетеря» - так обычно говорят о людях невнимательных, которые не слушают, что им говорят.

Глухая тетеряКогда тетерев весной токует, то он временно ничего не слышит.Это позволяет охотнику подойти на достаточноедля выстрела

Слайд 11Бабушкины сказки
Разговорное, неодобрительное.
Выдумки, вздор. Раньше
считалось: раз у малыша пошли зубки,

будет обязательно болеть
живот. Спросите любую женщину постарше, она

подтвердит. Но современная наука заявляет: это ерунда, бабушкины сказки, зубки зубами, а живот не имеет к этому отношение.

Бабушкины сказкиРазговорное, неодобрительное.Выдумки, вздор. Раньше считалось: раз у малыша пошли зубки, будет обязательно болеть живот. Спросите любую

Слайд 12Стенка на стенку
Друг на друга большими
группами сходиться
в кулачном бою.

С шумом
и криком, иногда с
кровопролитным боем
решались вопросы вечу.

Но за народными толпами, сходившими стенка на стенку,
незримо стояли бояре, богатые купцы.

Стенка на стенкуДруг на друга большими группами сходиться в кулачном бою. С шумом и криком, иногда с

Слайд 13Лежать на печи
Ничего не делать, лодырничать

Лежать на печиНичего не делать, лодырничать

Слайд 14Признаки свободных сочетаний слов:

Признаки фразеологизмов:

1. Слова употребляются в прямом смысле, называют

явления и предметы окружающего мира;
2. Сочетания слов создаются в процессе речи, не требуют запоминания;
3. Любое из слов можно заменить другими словами;

1. Слова употребляются в переносном смысле;


2. Используются готовыми неделимыми сочетаниями слов;
3. В их составе нельзя заменять одно слово другим;

Признаки свободных сочетаний слов:Признаки фразеологизмов:1. Слова употребляются в прямом смысле, называют явления и предметы окружающего мира;2. Сочетания

Слайд 15Признаки свободных сочетаний слов:
Признаки фразеологизмов:
4. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность,

свободно сочетаются с другими словами;
5. В предложении могут быть разными членами предложения.

4. Слова утратили формы изменения, не сочетаются с другими словами;


5. В предложении всегда являются одним членом предложения.

Признаки свободных сочетаний слов: Признаки фразеологизмов:4. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность, свободно сочетаются с другими словами;5. В

Слайд 16Выпишите в два столбика сочетания слов и фразеологизмы
Проглотить язык , проглотить

горошину, голуби не клюют,
куры не клюют, ржаной калач, тёртый калач, повесить бельё,
повесить нос.

Свободные словосочетания слов: Фразеологизмы:
проглотить горошину проглотить язык
голуби не клюют куры не клюют
ржаной калач тёртый калач
повесить бельё повесить нос

Выпишите в два столбика сочетания слов и фразеологизмыПроглотить язык , проглотить горошину, голуби не клюют, куры не

Слайд 17В зависимости от того, когда и где возникли те или иные

фразеологические обороты, можно разделить их на 4 группы:

1. Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа;
2. Фразеологизмы, отражающие народные обычаи, поверья;
3. Фразеологизмы, возникшие из различных ремёсел;
4. Крылатые выражения из художественных произведений.

В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на

Слайд 18Определите, к какой группе по происхождению и значению относятся данные фразеологизмы:
Разбитое

корыто
Когда мы хотим сказать о чём-то утраченном из-за собственной чрезмерной самодеятельности, жадности. Это крылатое выражение из художественного произведения.
Я покажу тебе, где раки зимуют
В старину помещики посылали провинившихся крестьян зимой ловить раков. Отсюда и пошло это выражение, если хотят серьёзно кого-то наказать. Фразеологизм, связанный с историческим прошлым народа.
Определите, к какой группе по происхождению и значению относятся данные фразеологизмы:Разбитое корытоКогда мы хотим сказать о чём-то

Слайд 19Определите, к какой группе по происхождению и значению относятся данные фразеологизмы:
Работать

спустя рукава
В далёкие времена народ носил одежду с длинными рукавами, Работать было неудобно, необходимо было подвернуть рукава. Вот и стали говорить так о людях, которые не подворачивают рукава. Фразеологизм, отражающий народные поверья.
Бить баклуши
В старину посуду делали из дерева. Откалывали от бревна чурку-баклуши. Это было лёгкое дело, обозначало - заниматься пустяковым делом. Фразеологизм, возникший из различных ремёсел.
Определите, к какой группе по происхождению и значению относятся данные фразеологизмы:Работать спустя рукаваВ далёкие времена народ носил

Слайд 20Закрепление
Соединить стрелками фразеологизмы и их значение
С глазу на глаз

Наедине
Вкладывать душу Жить дружно
Не ударить в грязь лицом Ничего не получить
Оказать медвежью услугу Показать себя хорошо
Уйти несолоно хлебавши Подвести кого-либо
Душа в душу Отдавать себя целиком
ЗакреплениеСоединить стрелками фразеологизмы и их значениеС глазу на глаз

Слайд 21Подготовка к ОГЭ
Найдите фразеологизмы в предложениях:
Злые языки страшнее пистолета.
Нечего человека за

язык тянуть.
Я тебе покажу, где раки зимуют.
Мой друг раскрыл рот от удивления.
Не стало деревни, все быльём поросло.
Все говорили, что сосед мой в сорочке родился.
В новой школе он чувствовал себя не в своей тарелке.
Витька эту кашу заварил.


Подготовка к ОГЭНайдите фразеологизмы в предложениях:Злые языки страшнее пистолета.Нечего человека за язык тянуть.Я тебе покажу, где раки

Слайд 22Подведём итог
Таким образом, фразеологизмы нужны в речи
для того, чтобы:
Выразить свои

мысли и эмоции с наибольшей точностью;
Украсить нашу речь и сделать её образнее;
Поиграть в слова и узнать историю языка и целого народа.
Подведём итогТаким образом, фразеологизмы нужны в речи для того, чтобы:Выразить свои мысли и эмоции с наибольшей точностью;Украсить

Слайд 23Список литературы и интернет ресурсов
Воронов В.Л. Афоризмы и изречения отечественных и

зарубежных авторов. [Текст]:/ В.Л. Воронов – М.: Молодая гвардия, 1977. – 624 с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. [Текст]: Пособие для учащихся. / В.П. Жуков – М.:
Просвещение, 1980. – 426 с.
Шанский Н.М. В мире слов. [Текст]: Пособие для учителей. / Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 1971. – 255 с.
https://infourok.ru/russkiy-yazik-frazeologizmi-v-kartinkah-589126.html
Список литературы и интернет ресурсовВоронов В.Л. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. [Текст]:/ В.Л. Воронов –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть