Презентация, доклад по русскому языку на тему Комплексный анализ текста.

Содержание

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в

Слайд 1Комплексный анализ текста
Наедине с толпой
(по З.С.Паперному)
Выполнила учитель русского языка
и литературы МБОУ

«Школа № 110» Красильникова Светлана Сергеевна
Комплексный анализ текстаНаедине с толпой(по З.С.Паперному)Выполнила учитель русского языкаи литературы МБОУ «Школа № 110» Красильникова Светлана Сергеевна

Слайд 2(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем

нашего времени.
(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних.
(3)Наедине с толпой.
(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.
(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими "как надо" и "как не надо".

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.(2)Человек не с ближним, а

Слайд 3(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция,

казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...
(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят,

Слайд 4Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,

уступчивы. А.П. Чехов
Воспитанные люди уважают  человеческую личность,  а потому всегда снисходительны,  мягки, вежливы, уступчивы.

Слайд 5Цели урока:
актуализировать и обобщить знания учащихся по основным разделам русского языка;
на

основе развития монологической речи учащихся совершенствовать коммуникативные умения и навыки;
воспитывать черты языковой личности (лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции).


на основе комплексной работы с текстом повторить орфографические и пунктуационные правила;
через различные виды разбора повторить теоретический и практический материал по различным разделам русского языка;
развивать и совершенствовать умение стройно и логически точно выстраивать монологическую речь.

Задачи урока:

Цели урока:актуализировать и обобщить знания учащихся по основным разделам русского языка;на основе развития монологической речи учащихся совершенствовать

Слайд 6Орфографическая разминка
Деревя_ый сруб, краше_ый пол, ветре_ый день, дерево срубле_о, (не) краше_ые

стены, стена покраше_а, ледя_ой дом, огни погаше_ы, груже_ый вагон, сваре_ый борщ, соедине_ы вместе, выдума_ая история, исти_ый друг, спрята_ы в доме, равни_ая местность, письмо написа_о, серебря_ый кубок, услыша_ый рассказ.
Орфографическая разминкаДеревя_ый сруб, краше_ый пол, ветре_ый день, дерево срубле_о, (не) краше_ые стены, стена покраше_а, ледя_ой дом, огни

Слайд 7Наедине с толпой

Наедине с толпой

Слайд 8Сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:
подумайте над заглавием текста,
определите

стиль и тип речи текста,
о ком, о чём говорит автор (тема текста),
что хочет сказать автор этим текстом (идея текста),
авторские аргументы (доказательства, примеры, пояснения).
Используйте вспомогательные фразы:
автор рассказывает о…с целью …, вспоминает о…
делится жизненными впечатлениями…
на первый план выдвигается…
Для оформления идеи используйте вспомогательные фразы:
автор рассуждает о …, рассуждения автора касаются…
подчеркивает мысль о том, что…
говорит о важности…
поднимает (обозначает, затрагивает) актуальную проблему…
поднимает вопрос о…
для автора важно, чтобы…
предлагает читателю задуматься над…
наводит на мысль о том, что…
нравственная позиция автора….

Задание 1.

Сжато перескажите текст, опираясь на предлагаемый порядок интерпретации:подумайте над заглавием текста,определите стиль и тип речи текста,о ком,

Слайд 9Морфемика + словообразование
Морфология
Синтаксис
Лексика
Далее выполним поуровневый анализ текста:
Средства художественной выразительности

Морфемика + словообразованиеМорфологияСинтаксисЛексикаДалее выполним поуровневый анализ текста:Средства художественной выразительности

Слайд 10Задание 2. Морфемика + словообразование
Назовите способ словообразования существительного БЕЗУПРЕЧНОСТЬ.
Разберите по составу

слова: ПО-МОЕМУ, МЕТРО, ПЛОТНЕЕ.
Из предложений 7, 9 выпишите слова, в составе которых приставка с чередованием.
(7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой.
(9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку.

Задание 2. Морфемика + словообразованиеНазовите способ словообразования существительного БЕЗУПРЕЧНОСТЬ.Разберите по составу слова: ПО-МОЕМУ, МЕТРО, ПЛОТНЕЕ.Из предложений 7,

Слайд 11Задание 3. Лексика
В каком значении в тексте используется слово "толпа"?
скопление народа

по поводу какого-либо события
люди из народа, простолюдины
много людей
невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом

Из предложений 4-13 выпишите контекстные синонимы.

Из предложений 14-20
выпишите заимствования.
Задание 3. ЛексикаВ каком значении в тексте используется слово

Слайд 12Задание 4. Морфология
Дайте морфологическую характеристику слов:
НАСВИСТЫВАЯ (7), ВЫХОДЯЩЕГО (19), НАЕДИНЕ (24),

ПЛОТНЕЕ (29).
(7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой.
(19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон.
(24)Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.
(29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
Задание 4. МорфологияДайте морфологическую характеристику слов:НАСВИСТЫВАЯ (7), ВЫХОДЯЩЕГО (19), НАЕДИНЕ (24), ПЛОТНЕЕ (29).(7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный,

Слайд 13Задание 5. Синтаксис
Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью

СОГЛАСОВАНИЕ.

Среди предложений 11 – 20 найдите простое безличное предложение. (Укажите его номер).

Среди предложений 5 – 10 и 21 – 23 найдите предложение, в котором вводное слово стоит в начале обособленного оборота. (Укажите его номер).

Среди предложений 17 – 22 найдите сложноподчинённые. (Укажите их номера).
Задание 5. Синтаксис Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.Среди предложений  11 – 20

Слайд 14 Какие из указанных средств выразительности используются в предложениях 1

– 4, 17 – 20, укажите их номера
1) метафора
2) оксюморон
3) аллитерация
4) градация
5) сравнение
6) риторический вопрос


Задание 6. Средства художественной выразительности

Какие из указанных средств выразительности используются в предложениях 1 – 4, 17 – 20, укажите

Слайд 15Итог урока.
Сегодня на уроке мы повторили и обобщили многие правила.
Какие вопросы

показались вам наиболее трудными?
Что вы помните недостаточно хорошо?
Что, по вашему мнению, нам нужно повторить на ближайших уроках?

Домашнее задание:
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе) по прочитанному тексту. Рекомендуемая тема : «Что такое воспитанность?» Выскажите своё мнение о содержании текста: считаете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую З.Паперным, разделяете ли вы точку зрения автора. Аргументируйте своё мнение.
Отметьте 2 – 3 языковых средства, помогающих автору передать свои мысли, убедить читателя; объясните их роль и приведите примеры использования их в данном тексте.
Объем сочинения не менее 70 слов.

Итог урока.Сегодня на уроке мы повторили и обобщили многие правила.Какие вопросы показались вам наиболее трудными?Что вы помните

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть