Слайд 1Проверим домашнее задание (упр.249)
Слайд 21 Вдруг с палубы кто-то крикнул акула
2 Нечего делать, видно
судьба такая подумал я
3 Маяковский написал начинается земля, как известно, от Кремля
4 Какое чудо воскликнул мальчик
5 Кто здесь раздалось в тишине
Слайд 31 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»
А: «П!»
2 «Нечего
делать, видно судьба такая», - подумал я.
«П», - а.
3 Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля».
А: «П».
4 «Какое чудо!» - воскликнул мальчик.
«П!» - а.
5 «Кто здесь?» - раздалось в тишине.
«П?» - а.
Слайд 4Прочитаем
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня
сочинять стихи…
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
Сколько героев разговаривают?
Слайд 5Диалог
и речевой этикет
Тема урока
Слайд 6Диалог
и речевой этикет
Цель: знакомство с лингвистическими понятиями «диалог», «монолог»,
«речевой этикет».
Задачи урока:
образовательные: изучить особенности диалога и монолога как одной из форм устной и письменной речи;
закрепить пунктуационные навыки, связанные с оформлением диалога;
развивающая: формировать компетентность в употреблении формул речевого этикета;
воспитывающая: прививать навыки словесной вежливости.
Слайд 7Речевой этикет
Речевой этикет – это правила речевого поведения.
Речевое
поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры.
Слайд 8Что такое диалог?
Разговаривают два героя. Что же такое диалог? Попробуйте сформулировать.
Диалог
– это разговор
двух, реже нескольких
лиц ( «диалогос»- разговор , беседа)
Слайд 9Диалог состоит из реплик.
Реплика- это слова, обращенные к собеседнику
У меня зазвонил
телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог?
Слайд 10Оформление диалога в письменной речи
На письме реплики разных лиц даются с
новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире.
Реплики диалога тесно связаны между собой.
– Реплика 1 лица.
– Реплика 2 лица.
– Реплика 3 лица и т.д.
Слайд 11Схема диалога
А:
- П?
П, - а.
Запомни!
Слайд 13Анализ диалога
Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые
горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки….Перебивая друг друга, затараторили :
- Рой ямку.
Клади золотые.
Посыпь солью.
Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс».
Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.
А вы уйдите все-таки подальше…
Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги, - сказала лиса.
- Боже сохрани, - сказал кот.
1. Сколько героев разговаривают?
2. Как оформлен диалог?
3. Как записываются реплики героев?
Слайд 14Заглянем в словарь
Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица;
обращение к слушателю или к самому себе.
Слайд 20Как вести себя во время разговора?
1) Говорите спокойно;
2) не размахивайте излишне
руками;
3) следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего друга;
4) умейте слушать другого;
5) говорите отчётливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной;
6) не разговаривайте слишком долго;
7) никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.
Слайд 21Особенно высоко ценится в общении улыбка.
Улыбайтесь друг другу!
Слайд 23Диалог в общественном месте
Пожалуйста, потише
Слайд 25Весёлый …
- Знайте, дети, что всегда
радостнее давать,
чем получать.
- Мой папа это утверждает!
- Я думаю, твой папа – прекрасный человек!
- Он известный боксёр!
Слайд 26Весёлый …
- Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь!
- Ты
её вытащила?
- Нет, но я догадалась бросить туда соседского полосатого кота!
Слайд 27Орфоэпическая минутка
звонит
позвонит
перезвонит
Телефон
Аппарат для
передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества
Слайд 28 Будьте добры, позовите к телефону…
Пожалуйста, позовите…
Пригласите, если
не трудно, …
Будьте любезны, пригласите …
Извините, пригласите, пожалуйста, …
Скажите, пожалуйста, можно …
Как позвать к телефону?
Слайд 29Инструкция
Звоните не раньше 8 часов утра (будни) и 10 часов
(выходные).
Заканчивайте разговор не позднее 22 часов.
Нельзя «висеть на телефоне»,
«сидеть на телефоне».
Слайд 301. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому
позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят?
Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые.
2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.
Творческое задание
Слайд 31
Творческое задание
1)-...
Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
2)-...
С радостью помогу вам.
3)-...
У
меня нет оснований не верить вам.
4)-...
А что же в этом странного?
5)-...
Мне жаль, но я не знаю.
6)-...
Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.
Слайд 32 Весёлый диалог
- Папа, а ты смог бы писать в темноте?
-
Конечно, а почему тебя это интересует?
- Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!
Слайд 33Рефлексия
- Мне понравилось
…
- Я понял(а), что …
- Я научился(ась) …
Оценка за урок
Слайд 34 Домашнее задание
§ 24-49 + Справочник, стр.119 «Контрольные вопросы» (устно)
Составить весёлый диалог