Презентация, доклад по русскому языку на тему Речевой этикет. Диалог. Монолог (7 класс)

Содержание

1 Вдруг с палубы кто-то крикнул акула 2 Нечего делать, видно судьба такая подумал я 3 Маяковский написал начинается земля, как известно, от Кремля 4 Какое чудо воскликнул мальчик

Слайд 1Проверим домашнее задание (упр.249)

Проверим домашнее задание (упр.249)

Слайд 21 Вдруг с палубы кто-то крикнул акула 2 Нечего делать, видно

судьба такая подумал я 3 Маяковский написал начинается земля, как известно, от Кремля 4 Какое чудо воскликнул мальчик 5 Кто здесь раздалось в тишине
1 Вдруг с палубы кто-то крикнул акула   2 Нечего делать, видно судьба такая подумал я

Слайд 31 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» А: «П!» 2 «Нечего

делать, видно судьба такая», - подумал я. «П», - а. 3 Маяковский написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». А: «П». 4 «Какое чудо!» - воскликнул мальчик. «П!» - а. 5 «Кто здесь?» - раздалось в тишине. «П?» - а.
1 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»  А: «П!»  2 «Нечего делать, видно судьба такая»,

Слайд 4Прочитаем
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня

сочинять стихи…
- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
Сколько героев разговаривают?
ПрочитаемОднажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи…- А у тебя способности

Слайд 5Диалог и речевой этикет
Тема урока

Диалог  и речевой этикетТема урока

Слайд 6Диалог и речевой этикет
Цель: знакомство с лингвистическими понятиями «диалог», «монолог»,

«речевой этикет».
Задачи урока:
образовательные: изучить особенности диалога и монолога как одной из форм устной и письменной речи;
закрепить пунктуационные навыки, связанные с оформлением диалога;
развивающая: формировать компетентность в употреблении формул речевого этикета;
воспитывающая: прививать навыки словесной вежливости.
Диалог  и речевой этикетЦель:  знакомство с лингвистическими понятиями «диалог», «монолог», «речевой этикет».Задачи урока:образовательные: изучить особенности

Слайд 7Речевой этикет
Речевой этикет – это правила речевого поведения.
Речевое

поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры.
Речевой этикет   Речевой этикет – это правила речевого поведения. Речевое поведение – зеркало, которое отражает

Слайд 8Что такое диалог?
Разговаривают два героя. Что же такое диалог? Попробуйте сформулировать.
Диалог

– это разговор
двух, реже нескольких
лиц ( «диалогос»- разговор , беседа)
Что такое диалог?Разговаривают два героя. Что же такое диалог? Попробуйте сформулировать.Диалог – это разговордвух, реже несколькихлиц (

Слайд 9Диалог состоит из реплик.
Реплика- это слова, обращенные к собеседнику
У меня зазвонил

телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.

Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.

Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог?


Диалог состоит из реплик.Реплика- это слова, обращенные к собеседникуУ меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Откуда?

Слайд 10Оформление диалога в письменной речи
На письме реплики разных лиц даются с

новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире.



Реплики диалога тесно связаны между собой.

– Реплика 1 лица.
– Реплика 2 лица.
– Реплика 3 лица и т.д.

Оформление диалога в письменной речиНа письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не

Слайд 11Схема диалога
А:
- П?
П, - а.




Запомни!

Схема диалогаА:- П?П, - а.Запомни!

Слайд 13Анализ диалога
Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые

горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки….Перебивая друг друга, затараторили :
- Рой ямку.
Клади золотые.
Посыпь солью.
Зачерпни из лужи, полей хорошенько.
Да не забудь сказать «крекс, фекс, пекс».
Буратино почесал нос, испачканный в чернилах.
А вы уйдите все-таки подальше…
Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги, - сказала лиса.
- Боже сохрани, - сказал кот.

1. Сколько героев разговаривают?
2. Как оформлен диалог?
3. Как записываются реплики героев?
Анализ диалогаЛиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и

Слайд 14Заглянем в словарь
Монолог - текст, заключающий в себе речь одного лица;

обращение к слушателю или к самому себе.


Заглянем в словарьМонолог - текст, заключающий в себе речь одного лица; обращение к слушателю или к самому

Слайд 15 монолог диалог
М

Д



Д

М


..










..








..









..









..








..



























монолог     диалогМД Д М............

Слайд 16монолог
диалог
4

монологдиалог4

Слайд 17монолог
диалог
4


монологдиалог4

Слайд 18Упражнение 252 (устно)

Упражнение 252 (устно)

Слайд 19Попробуем составить диалог.

Попробуем составить диалог.

Слайд 20Как вести себя во время разговора?
1) Говорите спокойно;
2) не размахивайте излишне

руками;
3) следите, какие слова вы подбираете, не обидят ли они вашего друга;
4) умейте слушать другого;
5) говорите отчётливо, не спешите. Меняйте интонацию с тем, чтобы ваша речь не была монотонной;
6) не разговаривайте слишком долго;
7) никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми.

Как вести себя во время разговора?1) Говорите спокойно;2) не размахивайте излишне руками;3) следите, какие слова вы подбираете,

Слайд 21Особенно высоко ценится в общении улыбка. Улыбайтесь друг другу!

Особенно высоко ценится в общении улыбка.  Улыбайтесь друг другу!

Слайд 22ПОЖАЛУЙСТА

ПОЖАЛУЙСТА

Слайд 23Диалог в общественном месте
Пожалуйста, потише

Диалог в общественном местеПожалуйста, потише

Слайд 24 Упражнение 253

Упражнение 253

Слайд 25Весёлый …
- Знайте, дети, что всегда
радостнее давать,

чем получать.
- Мой папа это утверждает!
- Я думаю, твой папа – прекрасный человек!
- Он известный боксёр!
Весёлый …- Знайте, дети, что всегда    радостнее давать, чем получать.- Мой папа это утверждает!-

Слайд 26Весёлый …
- Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь!
- Ты

её вытащила?
- Нет, но я догадалась бросить туда соседского полосатого кота!
Весёлый … - Мама, в бидоне с молоком оказалась мышь!- Ты её вытащила?- Нет, но я догадалась

Слайд 27Орфоэпическая минутка
звонит

позвонит

перезвонит



Телефон
Аппарат для

передачи любых звуков на некоторое расстояние при помощи электричества
Орфоэпическая минутказвонитпозвонитперезвонит     Телефон   Аппарат для передачи любых звуков на некоторое расстояние

Слайд 28 Будьте добры, позовите к телефону…
Пожалуйста, позовите…
Пригласите, если

не трудно, …
Будьте любезны, пригласите …
Извините, пригласите, пожалуйста, …
Скажите, пожалуйста, можно …







Как позвать к телефону?

Будьте добры, позовите к телефону…Пожалуйста, позовите…  Пригласите, если не трудно, …Будьте любезны, пригласите …

Слайд 29Инструкция
Звоните не раньше 8 часов утра (будни) и 10 часов

(выходные).
Заканчивайте разговор не позднее 22 часов.
Нельзя «висеть на телефоне»,
«сидеть на телефоне».
Инструкция Звоните не раньше 8 часов утра (будни) и 10 часов (выходные). Заканчивайте разговор не позднее 22

Слайд 301. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому

позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят?
Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые.
2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.


Творческое задание

1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём

Слайд 31 Творческое задание
1)-...
Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
2)-...
С радостью помогу вам.
3)-...
У

меня нет оснований не верить вам.
4)-...
А что же в этом странного?
5)-...
Мне жаль, но я не знаю.
6)-...
Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

Творческое задание 1)-...Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2)-...С радостью помогу вам. 3)-...У меня нет оснований не

Слайд 32 Весёлый диалог
- Папа, а ты смог бы писать в темноте?
-

Конечно, а почему тебя это интересует?
- Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!

Весёлый диалог - Папа, а ты смог бы писать в темноте?- Конечно, а почему тебя это интересует?-

Слайд 33Рефлексия


- Мне понравилось


- Я понял(а), что …
- Я научился(ась) …

Оценка за урок

Рефлексия        - Мне понравилось …

Слайд 34 Домашнее задание
§ 24-49 + Справочник, стр.119 «Контрольные вопросы» (устно)
Составить весёлый диалог

Домашнее задание§ 24-49 + Справочник, стр.119 «Контрольные вопросы» (устно)Составить весёлый диалог

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть