Презентация, доклад по русскому языку на тему Антонимы ( 5 класс)

Содержание

Проблема урока:Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом жеможно служить вражде и ненависти. Л.Н.ТолстойИ.Е.Репин. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

Слайд 1Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –


В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно – В огромном море – море словКупаться

Слайд 3Проблема урока:

Слово – дело великое.
Великое потому,
что словом можно
соединить

людей,
можно
и разъединить их,
словом можно
служить любви и миру,
словом же
можно служить
вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой


И.Е.Репин. Портрет писателя
Л.Н.Толстого. 1887

Проблема урока:Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом

Слайд 9
АНТОНИМЫ

АНТОНИМЫ

Слайд 10СИНОНИМ
ОМОНИМ
АНТОНИМ ГРЕЧ. «ОНИМА»
«ИМЯ», «СЛОВО»






СИНОНИМ ОМОНИМ АНТОНИМ ГРЕЧ. «ОНИМА»«ИМЯ», «СЛОВО»

Слайд 11АНТОНИМЫ
слова одной и той же части речи
с противоположным лексическим
значением

АНТОНИМЫслова одной и той же части речи с противоположным лексическимзначением

Слайд 13АНТОНИМЫ

АНТОНИМЫ

Слайд 14
у местоимений,
у имен собственных,
у числительных,
у прилагательных,

обозначающих цвета
(кроме черный – белый ),
у прилагательных, образованных от названия металлов,
у существительных с конкретным значением (дверь, телефон).

НЕТ АНТОНИМОВ

у местоимений, у имен собственных, у числительных, у прилагательных,  обозначающих цвета  (кроме черный – белый

Слайд 15ЦЕЛИ УРОКА:
1.Знать определение антонимов, способы образования и роль в тексте.
2. Уметь

находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам разных частей речи; использовать их в собственной речи.

ЦЕЛИ УРОКА:1.Знать определение антонимов, способы образования и роль в тексте.2. Уметь находить антонимы в тексте, подбирать антонимы

Слайд 16Музыкальные антонимы
Р.Шуман «Смелый наездник»

Музыкальные антонимыР.Шуман «Смелый наездник»

Слайд 17П.И. Чайковский «Шарманщик»

П.И. Чайковский «Шарманщик»

Слайд 18Л.Бетховен «Соната №14»

Л.Бетховен «Соната №14»

Слайд 19 Россини «Неаполитанский танец»

Россини «Неаполитанский танец»

Слайд 20ГРОМКО - ТИХО
МЕДЛЕННО - БЫСТРО

ГРОМКО - ТИХОМЕДЛЕННО - БЫСТРО

Слайд 21«Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова
ЩЕДРЫЙ — СКУПОЙ
Щедрый человек – скупой

человек.

○ Люди, знавшие Репина
недостаточно близко, считали его скупым. Действительно, он тратил на себя очень мало, но зато был щедр для других.
К. Чуковский. Илья Репин.
«Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.ЛьвоваЩЕДРЫЙ — СКУПОЙЩедрый человек – скупой человек. ○ Люди, знавшие Репина недостаточно

Слайд 22ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
АВТОПОРТРЕТ
1844 -1930 г. г. « А. С. Пушкин на

акте в Лицее
8 января 1815 года читает своё стихотворение «Воспоминания в Царском селе.1911»
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИНАВТОПОРТРЕТ1844 -1930 г. г. « А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815

Слайд 23Работа в группах

Работа в группах

Слайд 24
Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.

Слова умеют

плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
Прочитайте слова Я. Козловского и найдите в них антонимы.Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и

Слайд 25
- Прочитайте текст. Определите тему текста. Озаглавьте его. Подберите антонимы к

выделенным словам.
Жили-были Ох и Ах. Рано утром они вышли из домика и отправились в путь по тропинке в глубь леса. Ярко светило солнце. Дул тёплый ветерок.
Через час Ох и Ах свернули с тропинки влево, а ещё через час – вправо. Расставили палатку, разожгли костёр, вкусно пообедали.
К вечеру стало холодно, и путешественники отправились домой. Они шли всё быстрее и быстрее. Впереди можно было рассмотреть крышу родного домика, а позади ещё виднелись лесная полянка и какие-то далёкие огоньки.
Каждое путешествие – прикосновение к чему-то значительному и прекрасному.
- Прочитайте текст. Определите тему текста. Озаглавьте его. Подберите антонимы к выделенным словам.Жили-были Ох и Ах. Рано

Слайд 27СВЕЖИЙ ХЛЕБ –

СВЕЖИЙ ЖУРНАЛ -

СВЕЖИЙ ВЕТЕР -

СВЕЖИЙ ХЛЕБ – СВЕЖИЙ ЖУРНАЛ - СВЕЖИЙ ВЕТЕР -

Слайд 28СВЕЖИЙ ХЛЕБ - ЧЁРСТВЫЙ ХЛЕБ

СВЕЖИЙ ЖУРНАЛ - СТАРЫЙ ЖУРНАЛ

СВЕЖИЙ ВЕТЕР -

ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР

СВЕЖИЙ ХЛЕБ - ЧЁРСТВЫЙ ХЛЕБСВЕЖИЙ ЖУРНАЛ - СТАРЫЙ ЖУРНАЛСВЕЖИЙ ВЕТЕР - ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР

Слайд 29ЛЁГКИЙ ТРУД -

ЛЁГКИЙ ПУТЬ -

ЛЁГКИЙ ВЕТЕР -

ЛЁГКИЙ ТРУД - ЛЁГКИЙ ПУТЬ - ЛЁГКИЙ ВЕТЕР -

Слайд 30ЛЁГКИЙ ТРУД - ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД

ЛЁГКИЙ ПУТЬ - ТРУДНЫЙ ПУТЬ

ЛЁГКИЙ ВЕТЕР -

СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

ЛЁГКИЙ ТРУД - ТЯЖЁЛЫЙ ТРУДЛЁГКИЙ ПУТЬ - ТРУДНЫЙ ПУТЬЛЁГКИЙ ВЕТЕР - СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

Слайд 31ЖИТЬ ДУША В ДУШУ

ЖИТЬ ДУША В ДУШУ

Слайд 32ЖЖИТЬ
ДУША В ДУШУ
ЖИТЬ КАК КОШКА
С СОБАКОЙ

ЖЖИТЬ ДУША В ДУШУЖИТЬ КАК КОШКА С СОБАКОЙ

Слайд 34Слово – дело великое.
Великое потому,
что словом можно
соединить людей,


можно
и разъединить их,
словом можно
служить любви и миру,
словом же
можно служить
вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой


И.Е.Репин. Портрет писателя
Л.Н.Толстого. 1887

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно

Слайд 35ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинить сказку с использованием антонимов.
2. Подобрать примеры с антонимами из

художественных произведений.
3.Составить предложения с антонимами
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСочинить сказку с использованием антонимов.2. Подобрать примеры с антонимами из художественных произведений.3.Составить предложения с антонимами

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть