Презентация, доклад по русскому языку на тему Роль односоставных предложений в художественном тексте (8 класс)

Содержание

«Следовать за мыслями вели-кого человека есть наука самая занимательная». А.Пушкин

Слайд 1 Роль односоставных предложений в

художественном тексте

Prezentacii.com

БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ №5»
г. Алексина Тульской области

Роль односоставных     предложений     в художественном

Слайд 2«Следовать за мыслями вели-кого человека есть наука самая занимательная».
А.Пушкин

«Следовать за мыслями вели-кого человека есть наука самая занимательная». А.Пушкин

Слайд 3А. Твардовский. «Василий Тёркин»
Черновой вариант
Кому смерть, кому жизнь,

кому слава,
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой.
И, угрюмый, зубчатый,
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый.
А под нами лежал берег правый, -
Снег укатанный, втоптанный в грязь –
Вровень с кромкой льда.
Переправа
В шесть часов началась.

Окончательный вариант
Переправа, переправа.
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода, -
Ни приметы, ни следа.

А. Твардовский. «Василий Тёркин»Черновой вариантКому смерть, кому жизнь,

Слайд 4Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на

выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной.
Б. Пастернак

Прочитайте стихо-творение, найдите грамматические ос-новы предложений, определите функ-ции односоставных предложений.

ЧЕРТОГ (устар., высок.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

НУГА – кондитерское изделие, сладкая масса из орехов.
КОВРИГА – каравай хлеба.

Осень. Сказочный чертог,Весь открытый для обзора.Просеки лесных дорог,Заглядевшихся в озера.Как на выставке картин:Залы, залы, залы, залыВязов, ясеней,

Слайд 5 ВАЛЬС С ЧЕРТОВЩИНКОЙ

Реянье блузок, пенье дверей,
Рев

карапузов, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга,
Иглы, ковриги, скачки, бега.

Б. Пастернак

ВАЛЬС С ЧЕРТОВЩИНКОЙРеянье блузок, пенье дверей,Рев карапузов, смех матерей,Финики, книги, игры, нуга,Иглы,

Слайд 6Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает

любовь на земле.

А. Ахматова
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.Очертанья столицы во мгле.Сочинил же какой-то бездельник,Что бывает любовь на земле.   А.

Слайд 7Номинативное (назывное) предложение
1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания.
2. Создает образную,

зримую картину природы, состояния героя.
3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время.
4. Дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину.
5. Используется чаще в начале предложения или
главы, при записи в личных дневниках, письмах,
записных книжках, при создании сценариев.

Номинативное (назывное) предложение1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания.2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя.3. Запечатлевает

Слайд 8Поэтическая разминка «Продолжи строчку»
Люблю грозу…

Люблю тебя,…


Во глубине сибирских руд…
в начале мая

(Ф. Тютчев)

Петра творенье, Люблю твой
строгий, стройный вид. (А. Пушкин)

Храните гордое терпенье (А. Пушкин)

Поэтическая разминка «Продолжи строчку»Люблю грозу…Люблю тебя,…Во глубине сибирских руд…в начале мая (Ф. Тютчев)Петра творенье, Люблю твой строгий,

Слайд 9Стилистический эксперимент
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой

ее гранит.

А. Пушкин. «Медный всадник»
Стилистический экспериментЛюблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит.А. Пушкин. «Медный всадник»

Слайд 10Подчеркните основу. Что изменилось, если бы Пушкин написал:
Я люблю тебя, Петра

творенье,
Я люблю твой строгий, стройный вид.
Подчеркните основу. Что изменилось, если бы Пушкин написал:Я люблю тебя, Петра творенье,Я люблю твой строгий, стройный вид.

Слайд 11А.М. Пешковский на этот счёт писал: «...предложения с мес-тоимениями являют собой

речь более вялую, разжижен-ную, спокойную, но ничем не более ясную».
А.М. Пешковский на этот счёт писал: «...предложения с мес-тоимениями являют собой речь более вялую, разжижен-ную, спокойную, но

Слайд 12 К кому обращён этот отрывок из поэмы?
Скажи-ка, дядя, ведь

недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана.
М. Лермонтов


К кому обращён этот отрывок из поэмы? Скажи-ка, дядя, ведь недаромМосква, спалённая пожаром,Французу отдана. М. Лермонтов

Слайд 13М.В. Ломоносов писал об опре-делённо-личных предложениях: «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми

формами глаголов «украшению служит».
М.В. Ломоносов писал об опре-делённо-личных предложениях: «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

Слайд 14Определённо-личное предложение
1. Средство лаконичности.
2. Сосредоточивает внимание на глаголе
(действии, чувстве, мысли).
3. Создает

интонацию доверительности.
4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах, призывах и т.д., в письмах, дневниковых записях.
Определённо-личное предложение1. Средство лаконичности.2. Сосредоточивает внимание на глаголе(действии, чувстве, мысли).3. Создает интонацию доверительности.4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах,

Слайд 15По грамматическому значению отгадайте вид односоставного предложения.
Обозначает действие неопределён-ных, неконкретных лиц,

знать кото-рые не важно, т.к. имеет значение лишь факт совершения действия.
По грамматическому значению отгадайте вид односоставного предложения.Обозначает действие неопределён-ных, неконкретных лиц, знать кото-рые не важно, т.к. имеет

Слайд 16Какова функция этих предложений в тексте художественных

произведений?

А недавно за каждый укор Каждым взглядом просили прощенья.
(Р. Маркова. «Что осталось от нашей зимы»)

Какова функция этих предложений в тексте     художественных произведений? А недавно за каждый укор

Слайд 17А.М. Пешковский: «Все сосредо-точено на действии, дейст-вующее лицо намеренно уст-ранено из

речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное».
А.М. Пешковский: «Все сосредо-точено на действии, дейст-вующее лицо намеренно уст-ранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное».

Слайд 18Неопределённо-личное предложение
1. Обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить все

внимание на характере обозначаемой деятельности.
2. Форма предложения очень удобна для маскировки действующего лица. Действие намеренно отвлекается от деятеля.
3. Действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости.
Неопределённо-личное предложение1. Обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности.2. Форма

Слайд 19Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к

ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
В. Шефнер
Не привыкайте к чудесам –Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь

Слайд 20Почему обобщённо-личные предложения оказываются столь почитаемыми у поэтов?  
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в

голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен,
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий...
Берегите Землю!
М. Дудин

Почему обобщённо-личные предложения оказываются столь почитаемыми у поэтов?    Берегите Землю!БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях

Слайд 21Найдите обобщённо- личное предложение
ЛУННЫЙ БЛИК
Ночью впереди теплохода

на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой. Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
Найдите обобщённо- личное предложение ЛУННЫЙ БЛИК   Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный

Слайд 22А.М. Пешковский по этому поводу писал так: «Чем интимнее какое-либо переживание,

тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, перено-сящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повество-ванием, чем при чисто личной форме».
Обобщенно-личные предложения – продук-тивный тип предложений, это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.
А.М. Пешковский по этому поводу писал так: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ

Слайд 23Обобщённо-личное предложение
1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу.
2. Помогает передать

автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям.
3. Часто становится афористическим выска-зыванием (характерны для пословиц, поговорок, разного рода сентенций (нравоучений, назиданий и пр.).
4. Широко используется в разговорной, публи-
цистической и художественной речи.
Обобщённо-личное предложение1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу.2. Помогает передать автору свой жизненный опыт, дать оценку

Слайд 24Пренебрегая рифмой и ритмом, замените этот тип предложений на обобщённо-личные, на

двусоставные. Как при этом меняются смысл и стиль всего текста?

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

Какова основная мысль этого четверостишия?

Пренебрегая рифмой и ритмом, замените этот тип предложений на обобщённо-личные, на двусоставные. Как при этом меняются смысл

Слайд 25Прочитайте переделанные варианты. Изменяются ли смысл и стиль текста?
Умом Россию

не поймешь,
Аршином общим не измеришь:
У ней особенная стать –
В Россию можешь только верить.


Умом Россию никто не поймет,
Аршином общим никто не измерит:
У ней особенная стать –
В Россию мы можем только верить.

Прочитайте переделанные варианты. Изменяются ли смысл и стиль текста?  Умом Россию не поймешь,Аршином общим не измеришь:

Слайд 26Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь

однозвучный
Раздается близ меня,
Парки, бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
А. Пушкин

Если бы поэт вместо безличных предложений употребил в стихотворении их синонимы Я не сплю и Огонь не освещает, что бы изменилось?

Мне не спится, нет огня;Всюду мрак и сон докучный.Ход часов лишь однозвучныйРаздается близ меня,Парки, бабье лепетанье,Спящей ночи

Слайд 27Подведение итогов
Стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложе-ния придают

речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.
Подведение итоговСтилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложе-ния придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные

Слайд 28Обобщённо-личные предложения подчеркивают типичность обознача-емого, придают сообщению харак-тер сентенции.

Обобщённо-личные предложения подчеркивают типичность обознача-емого, придают сообщению харак-тер сентенции.

Слайд 29Использование в речи «самой пестрой» «и наиболее употребительной группы односоставных предложений»,

безлич-ных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравст-венного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным.
Использование в речи «самой пестрой» «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безлич-ных, позволяет дать выразительную характеристику физического

Слайд 30Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредо-точив

наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредо-точив наше внимание на отдельных предметах, автор

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть