Слайд 1Сложные предложения с различными видами связи
Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка
и литературы,
МОБУ Тыгдинская СОШ
Слайд 2ЭПИГРАФ
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ХРАНИТ ИМЕНА ГЕРОЕВ И ИХ СВЕРШЕНИЯ: ЛЮДИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ВСЕГДА БЛАГОДАРНЫ ТЕМ, КТО НАШЁЛ В СЕБЕ СИЛЫ И МУЖЕСТВО СОВЕРШАТЬ ВЕЛИКОЕ.
Н.Дубинин
Слайд 3
[ 1 ]: [ 2 ], (кто 3
) -
Сложное предложение с разными видами связи (СПРВС)
Слайд 5 ответ
2. Б.
3.Г.
4. И.
5. Ж.
6.Л.
7. Д.
8.А.
9.В.
10. Е.
11. З.
12.Н.
13.К.
14.М.
Слайд 6Разминка
Повторим бессоюзные сложные предложения
Какое утверждение является неверным?
В БСП части сложного
предложения связываются по смыслу и при помощи интонации
В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных
Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями
В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.
Слайд 7Разминка
2. В каком варианте ответа указано БСП?
1) Поднявшись наверх, старшина Васков
распорядился наломать лапнику для ночлега и готовить ужин.
2) Примерно через два километра лес поредел, и впереди стали выделяться немецкие танки.
3) 15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас.
4) Вода окружала лагерь с трех сторон, со стороны суши его прикрывала дубовая роща, утонувшая в густой листве.
Слайд 83. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.
Однако вскоре ему пришлось
пожалеть о своем решении: не зная здешних дорог , он свернул на незнакомую тропинку и за первым же поворотом чуть не угодил в болото.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Содержание второй части сложного бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говориться в первой части.
Первая часть сложного предложения содержит условие того, о чем говориться во второй части.
Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Слайд 9Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Сочинение + подчинение
Сочинение
+ бессоюзная связь
Подчинение + бессоюзная связь
Сочинение + подчинение + бессоюзная связь
Слайд 10Сочинение + подчинение
Человек, который вошел к нам, был мне
знаком, и я не помнил, где и когда мы с ним виделись.
который
где
когда
и
и
,
Рассмотрим примеры в учебнике
Слайд 11Сочинение + бессоюзная связь
Малыш заснул; спустя немного времени мать его укрыла
мягким покрывалом, и он сладко засопел.
;
, и
Рассмотрим примеры в учебнике
Слайд 12Подчинение + бессоюзная связь
Как ни боялся экзамена, пришлось сдавать:
всё-таки заканчивал школу.
как ни
:
Рассмотрим примеры в учебнике
Слайд 13Сочинение + подчинение + бессоюзная связь
На следующий день, когда наступило некоторое
затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
, но
:
когда
что
Рассмотрим примеры в учебнике
Слайд 14Схема разбора СПРВС
Определить вид предложения по цели высказывания. (пример)
Выделить грамматические основы
предложения и доказать, что это сложное предложение с разными ВС. (пример)
Выделить смысловые части. (пример)
Составить схему предложения.
Части предложения разобрать как простые предложения.
Слайд 15Сложные предложения
2, 3, 4, 5, 7, 8, 9,
11, 14, 18, 20, 21, 4, 27, 37, 38
Слайд 16Предложения с 3 и более грамматических основ
4,7, 11, 14, 18, 24,
27, 36, 38
Слайд 17Сочинение + подчинение
14 предл. [ ] , но [ ]
, (который)
18 предл. [ ] , но [ ] , (что)
Слайд 18Сочинение + бессоюзная
24 предл. [ ] , [
] , и [ ]
4 предл. [ ] , [ ] , и [ ]
Слайд 19Подчинение+ бессоюзная
27 предл. [ ], (где) :
[ ]
38 предл. [ ] : [ ] , (где)
Слайд 20Сочинение+ подчинение+ сочинение
36 предл.
[
] , [ ] , ( что ) , [ ] , и [ ]
Слайд 21Переменка
Замените данные словосочетания на синонимичные
Брестская крепость (1 пр.)
Мраморная плита (27
пр.)
Торопливо зашнуровывал (7 пр.)
Женской туфельки (21)
Слайд 22Переменка ответы
Крепость в Бресте
Плита из мрамора
Зашнуровывал с торопливостью
Туфельки женщины
Слайд 23Зачем нужны сложные предложения?
Слайд 24Зачем нужны сложные предложения?
Сложные предложения нужны затем, что с их помощью
высказывания более убедительны. Во-вторых, сложные предложения более логичны, чем простые предложения. В-третьи, человек, использующий в своей речи сложные конструкции, производит впечатление более высокий уровень образованности.
Слайд 25Учитель, женщина, поэт.
Вера Васильевна Миронова
Чем дальше детские года,
Тем ярче те
картины;
Мы будем помнить их всегда:
Душа поныне стынет.
Слайд 26Источники:
Тестовые задания по русскому языку: 9 кл. : пособие для учащихся/Г.А.
Богданова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с. – (Лингвистический тренажер).
Учебник русского языка для 9 класса под. ред М.М. Разумовской.
Анимации с сайта http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res (ресурс Базелюк Ларисы Анатольевны)