Презентация, доклад по русскому языку на тему Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

Содержание

Основные типы речи

Слайд 1Сарамбаева Татьяна Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум»,

г.Лысково Нижегородской области Функционально-смысловые типы речи


Сарамбаева Татьяна Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО «Лысковский агротехнический техникум», г.Лысково Нижегородской области  Функционально-смысловые типы

Слайд 2Основные типы речи

Основные типы речи

Слайд 3 Описание —мир в покое (одна фотография)

 Описание —мир в покое (одна фотография)

Слайд 4"Виды художественных описаний: Портрет. Интерьер. Пейзаж"
Работа с текстом. Посмотрите, как с

помощью интерьера М.Булгаков мастерски создает изумительную и пронзительную атмосферу домашнего уюта, детских воспоминаний, того мира, который всегда дорог человеку и который человек стремится сохранить, хотя бы в памяти.

Слайд 5Разновидности описания:
описание предмета, человека (его характеристика)
Какой он?

Разновидности описания:описание предмета, человека (его характеристика)Какой он?

Слайд 6описание места
Где что находится?
(Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

описание местаГде что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

Слайд 7Разновидности описания:
описание состояния окружающей среды
Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух

и т. д.)
Разновидности описания:описание состояния окружающей средыКаково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

Слайд 8описание состояния лица (человека)
Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо,

радостно, грустно, не по себе и т. д.)
описание состояния лица (человека)Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и

Слайд 9глаголы:
несов.в. прош.вр.
наст.вр.
назывные предложения
качества, свойства предметов:
сущ.
прил.
нареч.

синонимы – определения:
согл.
несогл.
Описание

глаголы:несов.в. прош.вр.наст.вр.назывные предложениякачества, свойства предметов:сущ.прил.нареч.синонимы – определения:согл.несогл.Описание

Слайд 10Повествование — мир в движении (один кадр сменяет другой)

Повествование — мир в движении (один кадр сменяет другой)

Слайд 11Повествование
 И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся

на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила

Слайд 12Порядок слов



Порядок слов

Слайд 13 Рассуждение — мысли о мире, а не сам мир

Рассуждение — мысли о мире, а не сам мир

Слайд 14Рассуждение


Рассуждение

Слайд 15ТЕЗИС – мысль, которая должна быть доказана
Мне кажется
Я

думаю, что

Я считаю

Уверен в том, что

ТЕЗИС – мысль, которая должна быть доказана   Мне кажетсяЯ думаю, чтоЯ считаю Уверен в том,

Слайд 16АРГУМЕНТЫ
Во-первых, …
Во-вторых, …

Напротив, …
Например, …
АРГУМЕНТЫ    Во-первых, …    Во-вторых, …    Напротив, …

Слайд 17ВЫВОДЫ

Значит, …
Итак, …
Следовательно, …

ВЫВОДЫЗначит, …Итак, …Следовательно, …

Слайд 19Задание 1. Определите тип речи в данных текстах.
Текст 1.
Он внезапно перестал

икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…». И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая (М. Булгаков).

Ответ.
В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал), описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту…).

Задание 1. Определите тип речи в данных текстах.Текст 1.Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на

Слайд 20Ответ.
На первый взгляд, в тексте сочетаются повествование (пришло письмо, автор пишет)

и описание (свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе), однако очевидно, что описание в данном случае подчинено задачам рассуждения: оно не выполняет самостоятельной функции, а служит аргументами в рассуждении, выстраиваемом автором письма. Поэтому тип речи этого фрагмента текста определяем как сочетающий повествование и рассуждение.

В редакцию журнала пришло письмо. Автор – семидесятидвухлетний москвич – пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин. <…>. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично помогает матери – моей дочери – по хозяйству, и даже в его грубоватом обращение ко мне «дед» я иногда чувствую привязанность… Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его инопланетянином в нашей семье» (Е. Кореневская).

Ответ.На первый взгляд, в тексте сочетаются повествование (пришло письмо, автор пишет) и описание (свитер с висящими рукавами,

Слайд 21Задание 2.Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 1 -9?
Рассуждение.
Повествование.
Повествование и описание.
Рассуждение

и повествование.
(1)Воспитание вкуса – отдельная тема. (2) Это можно делать только на высоких образцах. (3) К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (4)Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (5)Воспитывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине. (6)Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (7)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (8)Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (9)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные. (По В. Лакшину).


Образец рассуждения.
Предложение 1 – тезис, выдвинутый автором, который необходимо обосновать, доказать. Поэтому дальнейшие предложения – аргументы, приводимые автором для подтверждения (утверждения) данного тезиса. Предложение 9 – вывод. Предмета и его описания в данном отрывке нет. Последовательность изложения протекающих событий (например, во времени) тоже отсутствует. Следовательно, тип речи – рассуждение.
Ответ: 1.

Задание 2.Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 1 -9?Рассуждение.Повествование.Повествование и описание.Рассуждение и повествование.(1)Воспитание вкуса – отдельная тема.

Слайд 22Рефлексия «Лист обратной связи»
Выполнили ли мы цели данного занятия на Ваш взгляд?
Какие

затруднения возникли у Вас в ходе занятия?
С какими заданиями справились успешно?
Чему Вы сегодня научились?
Что ещё Вам нужно уточнить по этой теме?
Рефлексия «Лист обратной связи» Выполнили ли мы цели данного занятия на Ваш взгляд?Какие затруднения возникли у Вас

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть