Слайд 2Презентация к уроку
«Обособленные члены предложения. Обособленные определения и приложения»
Автор: Родкина Фиала Арсеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №242 г.Санкт-Петербурга
Слайд 3Лингвистическая разминка
Определение
Бархударов С.Г.
Определяемое слово
Согласованные
Обстоятельство
Большая
Личные
Единственное
Нарицательные
Нераспространённые
Ы
Единица
Слайд 4Лингвистическая разминка
Члены предложения
Приложение
Распространённые
Едва (еле) держаться на ногах
Дефис
Лингвистика
Однородные
Женский
Естественный
Норма
Интонация
Языкознание
Слайд 5Определение Члены предложения Бархударов С.Г.
Приложение
Определяемое слово Распростран.
Согласованные Едва
Обстоятельство Дефис
Большая Лингвистика
Личные Однородные
Единственное Женский
Нарицательные Естественный
Нераспространённые Норма
ы Интонация
Единица Языкознание
Слайд 6 Обособленные члены предложения.
Обособленные определения и приложения.
Тридцатое января.
Слайд 7Обособление
Обособленный –
1.Стоящий особняком, отдельный.
2. В грамматике –
интонационно
выделенный.
С.И.Ожегов.
Словарь русского языка
Слайд 8Знаки препинания служат нотами при чтении .
А.П.Чехов
Слайд 9Задачи урока
Узнать,
- что такое обособление
- основные признаки обособления определений и приложений
учиться
соблюдать пунктуационные нормы
интонационно правильно читать предложения с обособленными членами
готовиться к ОГЭ
Слайд 10Сравните предложения
Прочитайте их, соблюдая правильную интонацию.
Снег, падавший на дорожки парка,
быстро таял.
На дорожки парка падал снег. Он быстро таял.
Падавший на дорожки парка снег быстро таял.
Слайд 11 Что такое обособление?
Обособление –смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с
целью придать им синтаксическую самостоятельность в предложении.
На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже –тире.
Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.
Слайд 12Проанализируем предложения
Какой частью речи является определяемое слово?
Где в предложении (до или
после определяемого слова) стоит определение или приложение?
Определение (приложение) согласованное или несогласованное?
Определение (приложение) распростр.- нераспространённое?
Определения однородные или неоднородные?
Слайд 13Обособление определений и приложений
Чем могут быть выражены обособленные определения?
1.Причастным
оборотом
2.Прилагательным с зависимым словом
3.Одиночными прилагательными
Чем могут быть выражены обособленные приложения?
1. Именем существительным
2.Сочетанием слов
Слайд 14Обособление определений и приложений
1.Любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению
2.Согласованные
распространённые определения и приложения, стоящие после определяемого существительного
3.Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного
Учебник: стр. 151
Слайд 15
Где прошло детство, там и родина.
Кузьма Чорный
Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон
Слайд 16Найдите соответствия
Сосновый бор славится особой тишиной, навевающей романтическое настроение.
Сколько удивительных открытий
подарит вам прогулка в те места, где царствует она, статная зеленовласая сосна.
Сосна – древнейший лекарь.
Её смола, входившая в лечебные составы ещё пять тысяч лет назад, не утратила своих целебных качеств.
Сосна, светолюбивая, высокая, старается быть поближе к солнцу.
Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Согласованные распространённые определения и приложения, стоящие после определяемого существительного.
Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.
Слайд 17Найдите соответствия
Сосновый бор славится особой тишиной, навевающей романтическое настроение.
Сколько удивительных открытий
подарит вам прогулка в те места, где царствует она, статная зеленовласая сосна.
Сосна – древнейший лекарь.
Её смола, входившая в лечебные составы ещё пять тысяч лет назад, не утратила своих целебных качеств.
Сосна, светолюбивая, высокая, старается быть поближе к солнцу.
Любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Согласованные распространённые определения и приложения, стоящие после определяемого существительного.
Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.
Слайд 18Выполните задания в формате ОГЭ. Выпишите номер (-а) предложения (-ий) с
обособленным определением (1 группа), с необособленным определением (2 группа). Знаки препинания расставлены.
1. Сильно пострадавший от немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны наш парк утратил большое количество хвойных деревьев.
2. До сих пор по всему лесу разбросаны воронки от снарядов, окопы и блиндажи, заросшие травой и кустарником.
3. В 60-ые годы парк засадили уже не соснами, а берёзами, ольхой и осинами.
4. Планировка тоже претерпела изменения.
5. На парк надвигался город, поглощая все новые и новые площади леса.
6. Но парк живёт. По его дорожкам, наблюдая за птицами и белками, прогуливаются жители района.
Слайд 191-ая группа – 2-ое предложение.
2-ая группа – 1-ое предложение.
Слайд 20Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, графически объясните.
Парк « Сосновая поляна»
находится на юго…западе Санкт-Петербурга.
Хвойные леса простиравшиеся на этой территории и дали название парку.
Созд…вавшийся на рубеже 18 и 19 веков он представлял собой живописный садово-парковый ансамбль.
Усадьба скромный господский дом поручика Г.А. Меншикова была построе…а в северной части парка.
В его южной стороне можно было увидеть диагональные дорожки извилистые и прямые.
(В)последстви… владелицей этой усадьбы стала Вера Николаевна Столыпина вдова обер-прокурора Аркадия Алексеевича Столыпина.
В числе ее детей был извес…ный под именем Монго Алексей Столыпин друг Лермонтова.
Возможно, сюда в 1832 году пр…езжал поэт.
Слайд 211. Парк « Сосновая поляна» находится на юго-западе Санкт-Петербурга.
2 Хвойные леса,
простиравшиеся на этой территории, и дали название парку.
3. Создававшийся на рубеже 18 и 19 веков, он представлял собой живописный садово-парковый ансамбль.
4. Усадьба, скромный господский дом поручика Г.А. Меншикова, была построена в северной части парка.
5. В его южной стороне можно было увидеть диагональные дорожки, извилистые и прямые.
6. Впоследствии владелицей этой усадьбы стала Вера Николаевна Столыпина, вдова обер-прокурора Аркадия Алексеевича Столыпина.
7. В числе ее детей был известный под именем Монго Алексей Столыпин, друг Лермонтова.
8. Возможно, сюда в 1832 г. приезжал поэт.
Слайд 22Стилистические функции обособленных членов.
Употребляются при характеристике лица, предмета, явления. Часто встречаются
в описаниях. С помощью обособленных приложений можно дать лаконичную, выразительную характеристику лицу, предмету.
Пешковский, характеризуя обособленные определения, писал : « … обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени её выражения…»
Стилистическая роль обособленных членов интересует многих языковедов. Возможно, этот вопрос покажется интересным и вам и станет в дальнейшем темой вашей исследовательской работы.
Слайд 23Создание собственных текстов.
Попробуйте создать собственный текст, включив
в него обособленные определения и приложения.
Слайд 27Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.
Зато единственным крылом
Она
в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…
С.Маршак «Вот однокрылая сосна»
Слайд 28Объявления в интернете:
Хвоя сосны – мощный антисептик, подходящая для лечения
простуды и заживления ран.
Поражающий парк в Сосновой Поляне своей красотой привлекает внимание жителей.
Слайд 29Неправильно найдено определяемое слово. Обособленный член нужно поставить в ту же
форму, что и определяемое слово.
Правильный вариант. Хвоя сосны – мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
Ошибка: причастный оборот разбит на части, что неверно)
Правильный вариант. Парк в Сосновой Поляне, поражающий своей красотой, привлекает внимание жителей.
Поражающий своей красотой парк привлекает внимание жителей.
Слайд 30Подведем итоги
Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
Что вы узнали
нового?
- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку послужили слова А.П.Чехова: « Знаки препинания служат нотами при чтении»?
Слайд 31Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…
А) член предложения, выделяемый
по смыслу и интонацией, называется обособленным?
Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже-тире?
В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного?
Г) любое согласованное определение , стоящее после определяемого слова, обособляется?
Д) всегда обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению?
Слайд 32Домашнее задание.
1.Учебник : стр.151 (правило выучить до примечания)
2. Упражнение 298 (1-6
предложения) по заданию
3. Сочинение – миниатюра ?