Слайд 1«Система подготовки учащихся
11 класса
к итоговому сочинению»
Подготовила Кочергина Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7.
Слайд 2Направления тем 2017/2018 года:
«Верность и измена»
«Равнодушие и отзывчивость»
«Цели и средства»
«Смелость и
трусость»
«Человек и общество»
Слайд 3Параметры оценки сочинения:
«Соответствие теме».
«Аргументация. Привлечение литературного материала».
«Композиция и логика рассуждения».
«Качество письменной
речи».
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Слайд 4
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу
стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания.
2) Выявление проблемы, содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Слайд 5Темы по направлениям итогового сочинения 2017-2018 .
Слайд 7II.«Равнодушие и отзывчивость»
Слайд 11
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Слайд 13
Сочинение проверяется по следующим критериям:
Слайд 14
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1Сформулируйте свою точку
зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
2. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
3. Продумайте композицию.
4. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
5. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
6. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
7. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».
Слайд 15
Композиция. Вступление.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических
или культурных особенностей того времени.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).
БИОГРАФИЧЕСКОЕ
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.
ЦИТАТНОЕ
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.
ЛИЧНОСТНОЕ
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.
Слайд 16Композиция . Заключение.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще
всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
ЦИТАТА
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль.
Слайд 17Как писать основную часть.
Структура абзаца текста-рассуждения.
тезис
развитие мысли
иллюстративная часть (доказательства, примеры)
микровывод
Слайд 18 СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здра-вого смысла и
постоянно
задавайте себе вопросы:
«Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные в
опросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
Слайд 19Как привлечь текст литературного источника.
1. ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод,
высказывание автора, персонажа.
2. СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
3. ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание
Слайд 20
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что ... Об
этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
2. Люди часто размышляют о том, что .... (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Слайд 21 «Клише к итоговому сочинению»
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что...
2. Таким образом,
автор хочет донести до нас мысль о....
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
3. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о ....
Слайд 22«Клише к итоговому сочинению»
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки
зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
3. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).
2. Вспомним героя повести... (автор, название).
3. Обратимся к роману... (автор, название).
Слайд 23Типы ошибок. Фактическая
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий
литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
8) ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Слайд 24Типы ошибок. Логическая.
Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между
вступлением и заключением.
Помните!
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Слайд 25
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1.
Прочитайте
тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Ответ: ключевое слово - «какие события».
Упражнение 2.
Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические.
Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Слайд 26Типы ошибок. Речевая.
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и
выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
10. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.
Слайд 27
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте
тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Слайд 28Ответы
Упражнение 1.
Ответ: ключевое слово - «какие события».
Упражнение 2.
Ответ: ключевое
слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Слайд 29Упражнение 3. Устраните лексические повторы в тексте. Отметьте явления плеоназма и
тавтологии. Подчеркните их.
Подсказка!Плеоназм употребление ненужных уточняющих слов.
Тавтология- повторное обозначение другими словами уже названного понятия.
1. Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. 2. Всех потрясло зрелище пожара, которого мы были все свидетелями. 3.Она не проронила ни одного лишнего слова. 4. Историков и неисториков, сделавших себе имя на этой теме, за это время стало больше, чем самих участников событий, но истина принадлежит его величеству факту. 5. Основными причинами преступности среди несовершеннолетних являются сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи, отсутствие координации, творческого общения педагогов. 6. Коллектив нашей школы-гимназии готовился к этому шагу. Ведь поменялись не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив. Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива прошли в прошлом году различные курсы при вузах. Также последний год наш коллектив тесно сотрудничает с университетом.
Слайд 30Проверь себя! Упражнение 3.
1. Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в
бесспорном порядке. 2. Всех потрясло зрелище пожара, которого мы были все свидетелями. 3.Она не проронила ни одного лишнего слова. 4. Историков и неисториков, сделавших себе имя на этой теме, за это время стало больше, чем самих участников событий, но истина принадлежит его величеству факту. 5. Основными причинами преступности среди несовершеннолетних являются сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи, отсутствие координации, творческого общения педагогов. 6. Коллектив нашей школы-гимназии готовился к этому шагу. Ведь поменялись не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив. Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива прошли в прошлом году различные курсы при вузах. Также последний год наш коллектив тесно сотрудничает с университетом.
Слайд 31Упражнение 4.
Прочитайте фрагмент сочинения старшеклассника. Найдите и исправьте лексические ошибки.
Подчеркните лексические ошибки и в ответе напишите слова правильно.
В баснях Крылова показан русский национальный колорит. В. Г. Белинский доказывал, что Крылов выявил такую сторону русского духа, как здравый смысл, житейскую мудрость, простодушную и злую иронию; язык его басен – большой источник руссизмов, его басни нельзя переводить на иностранный язык. Вещая о недостатках людей, Крылов, как и Эзоп, выводит мораль буквально в двух строчках. Но все эти строки стали пословицами и поговорками: «Воз и ныне там», «А ларчик запросто открывался», «Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк», «У наглого всегда бессильный виноват», «Ты все пел? Это дело: так иди же, попляши!», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Крылов всегда базируется на молве, на народном мнении, не изрекает свое мнение как личное. Поэтому его лаконичная мораль точка в точку похожа на народные пословицы и поговорки.
Слайд 32Проверь себя. Упражнение 4.
В баснях Крылова отражен русский национальный колорит. В.
Г. Белинский указывал, что Крылов выразил такую сторону русского духа, как здравый смысл, житейскую мудрость, простодушную и злую иронию; язык его басен – неисчерпаемый источник руссизмов. Его басни нельзя переводить на иностранный язык. Говоря о недостатках людей, Крылов, как и Эзоп, выводит мораль афористично. Многие концовки его басен стали пословицами и поговорками: «Воз и ныне там», «А ларчик просто открывался», «Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк», «У сильного всегда бессильный виноват», «Ты все пела? Это дело: так пойди же, попляши!», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Крылов всегда опирается на молву, на народном мнении, не высказывает свое мнение как личное. Поэтому его лаконичная мораль так похожа на народные пословицы и поговорки.
Слайд 33Упражнение 5. Прочитайте фрагмент сочинения старшеклассника. Исправьте лексические ошибки. Подчеркните их
и в ответе напишите правильно.
До Крылова русская басня развивалась по классическим и сентиментальным правилам, будучи только моральным жанром. Классицисты делали комический эффект, смешивая высокий и низкий слог. Сентименталисты считали, что в басне не должно быть ничего грубого и она должна быть написана легким и приятным языком. Крылов сделал басню, близкую и понятную всем своей жизненностью. Иностранные сюжеты он в два счета переносил на русскую землю, окуная их в национальный быт, выписывая национальные характеры. Его басня не ограничена никакими рамками, язык басен Крылова нашпигован разговорными словами, просторечными словами. В этих баснях много деталей русского быта. При этом баснописец сохранил в своей басне основные признаки жанра – аллегорию, конфликтность сюжете, двуплановое повествование.
Слайд 34Проверь себя. Упражнение 5.
До Крылова русская басня развивалась по классицистическим и
сентименталистским канонам, будучи только моралистическим жанром. Классицисты создавали комический эффект, смешивая высокий и низкий слог. Сентименталисты считали, что в басне не должно быть ничего грубого и она должна быть написана легким и приятным слогом. Крылов создал басню, близкую и понятную всем своей жизненностью. Иностранные сюжеты он легко переносил на русскую почву, помещая их в знакомый русский быт, выписывая национальные характеры. Его басня не ограничена никакими рамками, язык басен Крылова изобилует разговорными элементами, народными просторечиями. В этих баснях много деталей русского быта. При этом баснописец сохранил в своей басне основные признаки жанра – аллегорию, конфликтность сюжете, двуплановое повествование.