Презентация, доклад по русскому языку на тему Правописание букв о-е после шипящих на конце наречий

Содержание

Содержание34678910111213141518192223Цель урока………………………………………………………………………………………..Лингвисты о наречии……………………………………………………………………………Задание 1…………………………………………………………………………………………Задание 2…………………………………………………………………………………………Физическая минутка…………………………………………………………………………….Задание 3…………………………………………………………………………………………К. Ф. Юон «Августовский вечер. Последний луч»…………………………………………Словарная работа………………………………………………………………………………Задание 4…………………………………………………………………………………………Текст по картине К. Ф. Юона…………………………………………………………………..Задание 5…………………………………………………………………………………………Итог урока………………………………………………………………………………………...Домашнее задание……………………………………………………………………………..Правописание наречий…………………………………………………………………………Описание картины………………………………………………………………………………Литература и источники………………………………………………………………………..

Слайд 1Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Слайд 2Содержание
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
18
19
22
23
Цель урока………………………………………………………………………………………..
Лингвисты о наречии……………………………………………………………………………
Задание 1…………………………………………………………………………………………
Задание 2…………………………………………………………………………………………
Физическая минутка…………………………………………………………………………….
Задание 3…………………………………………………………………………………………
К. Ф. Юон «Августовский

вечер. Последний луч»…………………………………………
Словарная работа………………………………………………………………………………
Задание 4…………………………………………………………………………………………
Текст по картине К. Ф. Юона…………………………………………………………………..
Задание 5…………………………………………………………………………………………
Итог урока………………………………………………………………………………………...
Домашнее задание……………………………………………………………………………..
Правописание наречий…………………………………………………………………………
Описание картины………………………………………………………………………………
Литература и источники………………………………………………………………………..
Содержание34678910111213141518192223Цель урока………………………………………………………………………………………..Лингвисты о наречии……………………………………………………………………………Задание 1…………………………………………………………………………………………Задание 2…………………………………………………………………………………………Физическая минутка…………………………………………………………………………….Задание 3…………………………………………………………………………………………К. Ф. Юон «Августовский вечер. Последний луч»…………………………………………Словарная работа………………………………………………………………………………Задание 4…………………………………………………………………………………………Текст по

Слайд 3Цель урока
Сегодня мы познакомимся с условиями выбора и написания букв о

и е после шипящих на конце наречий; отработаем навык написания о и е после шипящих на конце наречий. Давайте вспомним ранее изученный материал.
Цель урокаСегодня мы познакомимся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце

Слайд 4Лингвисты о наречии
Виктор Владимирович Виноградов

русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР,

доктор филологических наук. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании.


1895-1969

http://book-libs.ru/book/62-russkij-yazyk-uchebnoe-posobievinogradov-vv/23-issledovateli.html

Лингвисты о наречииВиктор Владимирович Виноградоврусский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук. Основоположник крупнейшей научной

Слайд 5Лингвисты о наречии
Виктор Владимирович Виноградов:

Способы образования наречий многочисленны,
по словообразованию наречия

связаны со всеми частями речи.
Эти связи определяют и правила правописания.


Согласны ли вы с мнением В. В. Виноградова?
Обоснуйте свой ответ, опираясь на известные вам правила правописания наречий.

Лингвисты о наречииВиктор Владимирович Виноградов:Способы образования наречий многочисленны, по словообразованию наречия связаны со всеми частями речи. Эти

Слайд 6Задание 1
Вставьте пропущенные н или нн.
Объясните свой выбор, пользуясь правилом.

Восторже..о

улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегчё..о вздохнуть, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.


Восторженно улыбаться (восторженный), ответить сдержанно (сдержанный), выполнить аккуратно (аккуратный), поступить обдуманно (обдуманный), обдуманное предложение, решение задачи обдумано (обдуманное), облегчённо вздохнуть (облегчённый), бешеный зверь, ветреный день (исключение), ломаная линия (ломаный), сломанная ветка (сломанный), безветренная погода (безветренный), буйно разрастаться (буйный), слушать рассеянно (рассеянный).

Задание 1Вставьте пропущенные н или нн. Объясните свой выбор, пользуясь правилом.Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить

Слайд 7Задание 2
Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных

частях речи (в корнях слов, суффиксах и окончаниях).

К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о-(-е-). Обозначьте суффиксы наречий.

Свежий, похожий, неуклюжий, певучий, могучий, скрипучий, горячий, кричащий, подобающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий.

Сформулируйте правило о правописании о и е после шипящих на конце наречий.

Сравните свой вывод с учебником на с. 109.

Свежо, похоже, неуклюже, певуче, могуче, скрипуче, горячо, кричаще, подобающе, вызывающе, исчерпывающе, захватывающе, располагающе, предостерегающе, выжидающе, освежающе, угрожающе, понимающе, потрясающе, угнетающе, устрашающе, оглушающе, всеобъемлюще, торжествующе, волнующе, умоляюще, впечатляюще, ободряюще.

На конце наречий
после шипящих
под ударением пишется буква о,
без ударения – е.
Исключение: ещё.

Задание 2Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных частях речи (в корнях слов, суффиксах

Слайд 8Физическая минутка
Вот так яблоко!
Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко

сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко!
Оно
Соку сладкого полно.

Встали.
Руки в стороны.
Руки на пояс.
Протянули руки вперед.
Руки вверх.
Качаем вверху руками.
Подтянулись.
Подпрыгнули.
Хлопок в ладоши над головой.
Встали.
Руки в стороны.
Руки на пояс.

Физическая минуткаВот так яблоко! Оно Соку сладкого полно. Руку протяните, Яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, Трудно

Слайд 9Задание 3
С какой орфограммой мы встретились, выполняя предыдущее задание? Почему оно

не вызвало у нас серьёзных затруднений?

В чём сходство правил правописания букв о и е после шипящих?

В чём вы видите различия в правилах?

Запишите слово ещё в словарь.

Выполнить упражнение 265 учебника.
Задание 3С какой орфограммой мы встретились, выполняя предыдущее задание? Почему оно не вызвало у нас серьёзных затруднений?

Слайд 10К. Ф. Юон 1875 – 1958 Августовский вечер. Последний луч. 1948 г.

К. Ф. Юон 1875 – 1958      Августовский вечер.  Последний луч. 1948

Слайд 11Словарная работа
Октавиа́н А́вгуст
(23.09.63 года до н. э. – 19.08.14 года

н. э.) – римский политический деятель, основатель Римской империи, внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию.

http://ancientrome.ru/imp/august1.htm

Август –
месяц назван в честь первого римского императора Октавиана Августа.

Словарная работаОктавиа́н А́вгуст (23.09.63 года до н. э. – 19.08.14 года н. э.) – римский политический деятель,

Слайд 12Задание 4
Прочитайте текст.

Докажите, что это текст.

Определите стиль текста.

Докажите свою

точку зрения.

Объясните правописание о и ё после шипящих в выделенных словах.

Задание 4Прочитайте текст. Докажите, что это текст.Определите стиль текста. 	Докажите свою точку зрения. Объясните правописание о и

Слайд 13Текст по картине К. Ф. Юона
О чём ты думаешь, глядя на

картину Юона?
Почти прошёл ещё один августовский день. Солнце играет последним лучом, и кажется, что кто-то зажёг костёр из жёлтых цветов.
В стареньком домике жизнь течёт медленно и спокойно. Нет золочёных приборов и парчовой скатерти. Жёсткие стулья, чёрные от времени, помнят шорохи платьев, увлечённые беседы, во время которых горячо горели щёки смущённых девчонок от приглушённого голоса их отца.

Когда солнце уходит за горизонт, становится свежо, и под отчётливые звуки фортепиано слышится шёпот листвы.

Текст по картине К. Ф. ЮонаО чём ты думаешь, глядя на картину Юона?Почти прошёл ещё один августовский

Слайд 14Задание 5
Исправьте орфоэпические ошибки:
На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский

вечер.
Прирученный щенок не заходит в дом.
Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими.

Задание 5Исправьте орфоэпические ошибки:На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер.Прирученный щенок не заходит в дом.Под

Слайд 15Итог урока
Что мы сегодня узнали на уроке?
Сегодня мы изучали наречия. Получили

знания о правописании буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.

Итог урокаЧто мы сегодня узнали на уроке?Сегодня мы изучали наречия. Получили знания о правописании буквы о и

Слайд 16Итог урока
С каким ранее изученным материалом связана сегодняшняя тема?

Она стала для

нас продолжением изучения правописания о и е после шипящих в разных частях речи, с которыми мы знакомились постепенно, начиная с 5 класса.

Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.

Итог урокаС каким ранее изученным материалом связана сегодняшняя тема?Она стала для нас продолжением изучения правописания о и

Слайд 17Итог урока
Чему мы научились сегодня на уроке?
Мы показали, что умеем подбирать

примеры, иллюстрирующие правописание букв о и е после шипящих в разных частях речи, продолжили отрабатывать навык анализа текста по картине Юона, находить и исправлять орфоэпические ошибки.

Кроме того, повторили пунктограмму
«Знаки препинания при однородных членах предложения» и познакомились
с этимологией слова «август».

Чтобы знания были впрок,
Следует повторить урок.

Итог урокаЧему мы научились сегодня на уроке?Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие правописание букв о и

Слайд 18Домашнее задание
Повторить правописание буквы о и е после шипящих в разных

частях речи.

Прочитать параграф 42 учебника и выполнить упражнение 267.
Домашнее заданиеПовторить правописание буквы о и е после шипящих в разных частях речи.Прочитать параграф 42 учебника и

Слайд 19Правописание наречий
Слитное написание не с наречиями на -о и -е
если слово

не употребляется без не- нелепо, небрежно;

если слово может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением: говорил неискренне (фальшиво), говорил негромко (тихо)

Раздельное написание не с наречиями на -о и -е

если в предложении есть противопоставление с союзом а: не хорошо, а плохо;
если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не: вовсе не интересно; выглядеть совсем не плохо

Правописание наречийСлитное написание не с наречиями на -о и -еесли слово не употребляется без не- нелепо, небрежно;если

Слайд 20Правописание наречий
В наречиях на -о и -е пишется столько же н,

сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы

(Держался) мужественно (мужественный).
(Говорил) интересно (интересный).
(Сделал) умышленно (умышленный), обдуманно (обдуманный).

Правописание наречийВ наречиях на -о и -е пишется столько же н, сколько в прилагательных и причастиях, от

Слайд 21Правописание о – е(ё) после шипящих
О
В словах боржоми, жокей, жонглёр, изжога,

крыжовник, капюшон, мажор, обжора, трещотка, прожорливый, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, шов, шорты, шорох, шофёр, шоссе, шоколад, шок, шомпол, шотландец.
В окончаниях существительных и прилагательных: ключом, чужого, большой, свечой, но под душем;
В суффиксах существительных -ок, -онк, -онок: дружок, ручонка, зайчонок;
В суффиксе -ов- прилагательных, образованных от существительных: холст – холщовый, ёж – ежовый, камыш – камышовый, но грушевый;
В суффиксах наречий свежо, горячо, общо (ср. певуче). Исключение: ещё;
В существительных с беглым о: княжон;
В существительных ожог, поджог: сильный ожог, совершён поджог.

Е-Ё

Если можно подобрать родственное слово с е: шепот – шепчет, желудь – желудей;
В окончаниях глаголов: жжёшь, печёт, течёт, лжёт;
В суффиксах глаголов: выкорчёвывать, размежёвывать;
В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных: мостить – мощёный, золотить – золочёный, печь – печёный, печёнка, сгущёнка, ночёвка;
В суффиксе -ёр-: дирижёр, стажёр, ретушёр, ухажёр;
В словах: причём, нипочём;
В глаголах: ожёг, поджёг, обжёг, пережёг: ожёг руку,
поджёг сарай.

Правописание о – е(ё) после шипящихОВ словах боржоми, жокей, жонглёр, изжога, крыжовник, капюшон, мажор, обжора, трещотка, прожорливый,

Слайд 22Описание картины
Картину «Августовский вечер. Последний луч» Юон создал в 1948-м году,

когда уже был зрелым мастером. На картине можно увидеть веранду дома живописца в Лигачево. Теплые цвета внутреннего пространства помещения, в лучах наступающего вечера, мастерски сочетаются с прохладными зелеными цветами, которыми написаны деревья за окном.
Несмотря на конец лета, сад ещё полон насыщенной зелени, которая, кажется ещё плотнее и гуще в преддверии осеннего угасания. Живописец будто приглашает зрителей попрощаться с великолепием летних красок до будущего года. Благодаря этому у всех, кто смотрит на эту картину, появляется несколько грустное, элегическое настроение.
Природа светом и цветом буквально врывается в окно веранды. Продолжением ее является шикарный букет желтых цветов на столе. Белая скатерть также полна разноцветных бликов. Полотно производит впечатление уюта и жизненности: кажется, что живущие здесь люди вот только что прикасались к громоздким стульям, к самовару на столе перед тем, как спуститься в сад.
«Августовский вечер» живописец создал в довольно преклонном возрасте, ему было уже более семидесяти лет. Однако большое количество солнца и жизнерадостности, особая поэтичность работы говорят о ярчайшем темпераменте и удивительной наблюдательности мастера.
В этом полотне проявились не только удивительная виртуозная легкость живописной манеры, но и страстность и позитивный взгляд на жизнь самого художника, также переживавшего своеобразный августовский вечер своей творческой, наполненной работой жизни. Возможно, благодаря этому картина и находит отклик в душе любителей живописи.
Описание картиныКартину «Августовский вечер. Последний луч» Юон создал в 1948-м году, когда уже был зрелым мастером. На

Слайд 23Литература
Полежаева Е. А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс.

– Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.
Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.: научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.
Цветкова Г. В. Русский язык 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. Часть 1. – Волгоград: Учитель, 2014.
Литература Полежаева Е. А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.Русский

Слайд 24Источники
https://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=в%20виноградов
https://yandex.ru/images/search?text=к.%20ф.%20юон%20картина%20августовский%20вечер
Портрет В. В. Виноградова
Портрет К. Ф. Юона
Репродукция картины К. Ф. Юона

«Августовский вечер»

https://yandex.ru/images/search?text=книги+с+чернильницей

Книги с чернильницей

https://yandex.ru/images/search?text=яблоки

Яблоки

https://yandex.ru/images/search?text=к.+ф.+юон

Источникиhttps://yandex.ru/images/search?viewport=wide&text=в%20виноградовhttps://yandex.ru/images/search?text=к.%20ф.%20юон%20картина%20августовский%20вечерПортрет В. В. ВиноградоваПортрет К. Ф. ЮонаРепродукция картины К. Ф. Юона «Августовский вечер»https://yandex.ru/images/search?text=книги+с+чернильницейКниги с чернильницейhttps://yandex.ru/images/search?text=яблокиЯблокиhttps://yandex.ru/images/search?text=к.+ф.+юон

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть