Презентация, доклад по русскому языку на тему : Причастие

Содержание

Цели урокаПовторить признаки прилагательного и глагола,дать понятие о причастии;Познакомить учащихся сграмматическими признаками причастия;Формировать умения различать причастия и прилагательные,находить причастия в художественных произведениях.

Слайд 1"Причастие"


Слайд 2Цели урока
Повторить признаки прилагательного и глагола,дать понятие о причастии;
Познакомить учащихся сграмматическими

признаками причастия;
Формировать умения различать причастия и прилагательные,находить причастия в художественных произведениях.
Цели урокаПовторить признаки прилагательного и глагола,дать понятие о причастии;Познакомить учащихся сграмматическими признаками причастия;Формировать умения различать причастия и

Слайд 3Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном

Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном

Слайд 4Эпиграф

Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе

прилагательного.
В. И. Даль
Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату,…мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
А. С. Пушкин
Эпиграф Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

Слайд 5
ПРИЧАСТИЕ– это


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

особая форма глагола,
имеющая свойства глагола(?)
и прилагательного(?), обозначающая
признак

предмета по действию.

ПРИЧАСТИЕ– это----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------особая форма глагола,имеющая свойства глагола(?) и прилагательного(?), обозначающая  признак предмета по действию.

Слайд 6Признаки причастия

Вопросы : ЧТО ДЕЛАВШИЙ?
ЧТО СДЕЛАВШИЙ? КАКОЙ?

особые суффиксы: –УЩ(-ЮЩ),

-АЩ(-ЯЩ),-ВШ-,-Ш-,
-ЕМ-,(-ОМ-), -ЕНН-,-НН-,-Т-


образовано ОТ ГЛАГОЛА,
обозначает ПРИЗНАК ПО ДЕЙСТВИЮ

Признаки причастияВопросы : ЧТО ДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? КАКОЙ? особые суффиксы: –УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ),-ВШ-,-Ш-,-ЕМ-,(-ОМ-), -ЕНН-,-НН-,-Т-образовано ОТ ГЛАГОЛА, обозначает ПРИЗНАК

Слайд 7Позвольте вам, друзья, представиться! Хочу, конечно, всем понравиться. Не самозванец я – причастие! Прими

в судьбе моей участие.
Позвольте вам, друзья, представиться! Хочу, конечно, всем понравиться. Не самозванец я – причастие! Прими в судьбе моей

Слайд 8Давно считать меня не ново Особой формою глагола.
Рисовать → рисующий →«который рисует»

Давно считать меня не ново Особой формою глагола.Рисовать → рисующий →«который рисует»

Слайд 9Я очень схож и с прилагательным. Так что, дружок мой, будь внимательным!
Седой

старик – Седеющий старик
Я очень схож и с прилагательным. Так что, дружок мой, будь внимательным!Седой старик – Седеющий старик

Слайд 10Письменная работа по вариантам.
Выписать:
I вариант- предложения с причастиями;
II вариант- предложения

с прилагательными, определить род, число, падеж.
1.Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
2.На скамейке сидел дремлющий старик.
3.Колба быстро наполнилась летучим газом.
4.Летящая стая птиц повернула к лесу.
5.Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
6.От горящего полена шло тепло.
7.Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
8.Над водой поднялась пара встревоженных уток.
9.Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
10.У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
Письменная работа по вариантам. Выписать:I вариант- предложения с причастиями;II вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.1.Перед

Слайд 12


Н. В.


П.В.
Д
С
-ащ
-ящ
-ущ
-ющ
-вш

-ем (-ом)
-им
-енн
-нн


Н. В. П.В. Д С -ащ-ящ-ущ-ющ-вш-ш-ем (-ом)-им-енн-нн-т

Слайд 13
.
Распределите причастия по группам.
Спавший, усеянный, размытая,

пустившая, придающая, читаемый,

дышащий, увиденный, покрываемое,

бегущий,

слышимый, спящий.

.Распределите причастия по группам. Спавший, усеянный, размытая,пустившая, придающая, читаемый,дышащий, увиденный, покрываемое,бегущий, слышимый, спящий.

Слайд 14
придающая
дышащий
бегущий
спящий
спавший
пустившая
читаемый
покрываемое
слышимый
усеянный
размытая
увиденный

придающаядышащийбегущийспящийспавшийпустившаячитаемыйпокрываемоеслышимыйусеянныйразмытаяувиденный

Слайд 15
Задание классу: найти и определить из строк
стихотворений род, число, падеж, время,

и вид причастий.

Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )

Задание классу: найти и определить из строк стихотворений род, число, падеж, время, и вид причастий.Мы тронулись. Как тихо!

Слайд 16
Проверяем
Мы тронулись. Как тихо! И плывёт
Луна в мерцающей лазури.
( «Буря» М.Джалиль)

Не

спастись мольбою, если враг
Нас возьмёт в железный плен оков
Но не быть окован на руках
Саблей поражающих врагов.
(«О героизме» перевод А. Шпирта )
ПроверяемМы тронулись. Как тихо! И плывётЛуна в мерцающей лазури.( «Буря» М.Джалиль)Не спастись мольбою, если врагНас возьмёт в

Слайд 17
Дополнить пословицы полными причастиями:
 1. Добро по миру не рекой течёт,

а …….. семьёй живёт.
2. Материнский гнев, что ……. снег.
3. …….. мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что …….. клад, коли в семье лад.
5. Без охоты и человек – болван, не …….. забавы.
6.Ничего не ……… ничего не знает.
Дополнить пословицы полными причастиями: 	1. Добро по миру не рекой течёт, а …….. семьёй живёт. 2. Материнский

Слайд 18
Пословицы с полными причастиями:
 1. Добро по миру не рекой течёт,

а сплочённой семьёй живёт.
2. Материнский гнев, что тающий снег.
3. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4. На что найденный клад, коли в семье лад.
5. Без охоты и человек – болван, не знающий забавы.
6.Ничего не видевший ничего не знает.
Пословицы с полными причастиями: 	1. Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт. 2. Материнский

Слайд 19
.
1) Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем. («Узник»)
.    1) Одинок я - нет отрады:      Стены голые

Слайд 20
.
2) О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
(«Как часто пёстрою толпою окружён»)

.2)  О, как мне хочется смутить веселость их     И дерзко бросить им

Слайд 21
.
3) Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
(«Родина»)
.3)  Люблю отчизну я, но странною любовью!     Не победит ее рассудок мой.

Слайд 22Кроссворд
Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:

1.Закопать (прошедшее

время)
2.Засорить (прошедшее время)
3.Хранить(страдательное, настоящее время)
4.Скакать (настоящее время)
5.Сделать (прошедшее время)
6.Срастись (прошедшее время)
7.Спрятать (прошедшее время)
8.Нестись (прошедшее время)
9.Делать (страдательное, настоящее время)

Правильно вписав слова, вы прочтете в выделенном столбце часть речи этих слов.

КроссвордДополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:1.Закопать (прошедшее время)2.Засорить (прошедшее время)3.Хранить(страдательное, настоящее  время)4.Скакать

Слайд 23 Друзей имея хоровод, я превращаюсь в оборот.

Освещённые деревья качались.
П.об.
/Освещённые солнцем / деревья качались.

(перед определяемым словом не обособляется)



Друзей имея хоровод,   я превращаюсь в оборот.

Слайд 24А чтоб заметнее мы были, Нас выделяют запятыми!
Деревья , /освещённые солнцем/, качались.

(после

определяемого слова обособляется)


П.об.

А чтоб заметнее мы были, Нас выделяют запятыми!Деревья , /освещённые солнцем/, качались.(после определяемого слова обособляется)П.об.

Слайд 25Исследуем причастный оборот
Причастный оборот - это

--------------------------------------------------------------------------------------
причастие с зависимыми
от него словами

Исследуем причастный оборотПричастный оборот - это--------------------------------------------------------------------------------------причастие с зависимыми от него словами

Слайд 27Исследуем причастный оборот





Причастный оборот
на письме обособляется,
то есть


выделяется запятыми.
Исследуем причастный оборот Причастный оборот на письме обособляется, то есть выделяется запятыми.

Слайд 28Исследуем причастный оборот

Исследуем причастный оборот

Слайд 29Город причастных оборотов
Соревнуемся!
Подберите к причастию опеделяемые и зависимые слова. Кто быстрее

составит предложение с причастным оборотом?

Летящий по (чему? где?) ………….
Лежавший на (чём? где?) ………….
Заросший (чем?) ………………
Рассказанная (кем?) ……………
Распустившиеся (когда?) ………….
Город причастных оборотовСоревнуемся!Подберите к причастию опеделяемые и зависимые слова. Кто быстрее составит предложение с причастным оборотом?Летящий по

Слайд 30Тест
1. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки

препинания не расставлены).


A. Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.
Б. Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.
B. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший песок.
Тест1. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).A. Лес оторванный ото

Слайд 31Рефлексия

Самым интересным на уроке для меня было…

Для меня оказалось трудным и

сложным…

Я был(а) бы рад(а)…

РефлексияСамым интересным на уроке для меня было…Для меня оказалось трудным и сложным…Я был(а) бы рад(а)…

Слайд 32Домашнее задание
Выписывание причастий из стихотворения М.Лермонтова «Три пальмы»

Домашнее задание Выписывание причастий из стихотворения М.Лермонтова «Три пальмы»

Слайд 33Итог урока.
На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки

и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях. Я также надеюсь, что тексты, прозвучавшие на уроке, послужат не только учебно-тренировочным материалом, но заставят задуматься о нормах поведения, нравственных критериях, без чего не состояться личности. И еще раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает нас к бережному отношению к нему.
Итог урока.На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть