Слайд 1Подготовка к сочинению-рассуждению: «Книга – наш друг и советчик»
Учитель:Мазурова О.Г.
Слайд 2
«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение…»
«Скажи
мне, что ты предлагаешь читать своему народу – и я скажу тебе, кто ты.»
(А. Моруа)
Слайд 3Цели и задачи урока:
подготовиться к домашнему сочинению-рассуждению о книге;
повторить сведения
об особенностях сочинения-рассуждения;
познакомиться с доказательством от противного;
собрать материал к сочинению;
воспитывать уважительное отношение к книге и тем, кто её создаёт;
развивать свой лексикон (словарный запас) и кругозор (знания в разных областях жизни человека: науки, искусства и др.);
развивать умение мыслить логически и излагать свои мысли последовательно, применяя собранную информацию и собственный жизненный опыт;
научиться употреблять вводные слова и выражения в рассуждении (устном и письменном)
Повторение: сочинительные и подчинительные союзы, знаки препинания в сложном предложении
Межпредметные связи: вспомним героев русских сказок
Слайд 5Дорога в библиотеку
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к
знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
(Т. Бокова)
Слайд 7Ответы:
Колобок
Несмеяна
Игла
Горбунок
Алёнушка
Слайд 8В этих выражениях пропали гласные буквы. Они сохранились только в служебных
частях речи. Каких? Охарактеризуйте их. Расшифруйте записи.
Кнг – нш дрг и свтчк.
Кнг в счсть кршт, а в нсчсть тшт.
Кт мнг чтт, тт мнг знт.
Слайд 9Проверь себя:
Книга – наш друг и советчик.
Книга в счастье украшает, а
в несчастье утешает.
Кто много читает, тот много знает
Слайд 10Схема композиции
сочинения-рассуждения
тезис
доказательства
а), б), в), г)…
вывод
прямые
обратные
Слайд 11Языковые средства
(вводные слова в предложении всегда выделяются запятыми)
Во-первых, во-вторых, в-третьих…;
следовательно, значит,
итак…
Слайд 12Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Человек этот счастлив, потому
что он окружен умными, добрыми и верными друзьями- книгами. Эти книги заставляют человека непрерывно совершенствоваться.
Найти тезис, доказательства;
2)Какой союз помог нам ввести в текст доказательства? Что он соединяет? Каковы его морфологические признаки.
Слайд 13Проверь себя:
Тезис
Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек.
Доказательства:
Человек этот счастлив,
потому что он окружен умными, добрыми и верными друзьями- книгами. Эти книги заставляют человека непрерывно совершенствоваться.
Союз потому что вводит доказательства. Он соединяет части сложноподчинённого предложения. Этот союз подчинительный, составной
Слайд 14Доказательство
«от противного»
Рассуждение строится как опровержение какого-то тезиса. При этом
аргументация может начинаться словами:
допустим, что…, предположим, что…, представим, что…, если бы…, не будь в нашей жизни…
Слайд 15 Предположим (допустим, представим), что книг в нашей жизни
не было бы…
Как бедна была бы наша жизнь…
Мы не знали бы…
Никто не помог бы нам правильно оценивать характеры и поступки людей…
Какой бесцветной была бы наша речь…
Слайд 16Соберём рабочий материал
1. Вспомним пословицы и загадки о книге
2. Найдём высказывания
писателей
Слайд 17Лексико-орфографическая работа
Называние автора:
мастер слова, писатель, классик детской литературы;
Действие автора:
описывает,
рисует, изобразил, показал, рассказывает о…, знакомит с…;
Называние книги:
книга, произведение, повесть, роман, рассказ;
Оценка какого-либо эпизода:
интересный, увлекательный, занимательный…;
Общее выражение оценки:
понравиться, взволновать, произвести неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти.
Слайд 18Книжная викторина
1.Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой
из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно должности?
Слайд 19
2.Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если
погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
Слайд 21
4.Какая книга обязательно должна быть в каждом магазине?
Слайд 225.Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный
день детской книги?
А. Шарля Перро.
Б. Ганса Кристиана Андерсена.
В. Самуила Яковлевича Маршака.
Г. Астрид Линдгрен.
Слайд 236.Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?
А.
Био... В. Библио...
Б. Графо... Г. Крио...
Слайд 247.Название какого из этих духовных произведений печати переводится на русский язык
как «книга»?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Библия. Г. Талмуд.
Слайд 25А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
8.Закончите крылатую фразу
Максима Горького: «Любите книгу – источник ...»:
Слайд 269.Как называется одна из древнейших форм книги?
А. Свиток. В. Рулон.
Б. Клубок.
Г. Гармошка.
Слайд 2710.Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?
А. Князьями. В.
Монахами.
Б. Торговцами. Г. Лесниками.
Слайд 2811.Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?
А. Настольная. В. Застольная.
Б.
Прикроватная. Б. Подручная.
Слайд 2912.На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мёртвые
и говорят немые»?
А. На мавзолеях. В. На гимнасиях.
Б. На библиотеках. Г. На стадионах.
Слайд 3013.Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б.
Атомный. Г. Нейтронный.
(Это книги на компакт-дисках.)
Слайд 3115. Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и
может ответить на любой вопрос?
А. Бродячий словарь. В. Шагающий справочник.
Б. Ходячая энциклопедия. Г. Гуляющий решебник.
Слайд 3216. Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем?
Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени.
А. Иван Андреевич Крылов.
Б. Сергей Владимирович Михалков.
В. Лев Николаевич Толстой.
Г. Самуил Яковлевич Маршак.
Слайд 33Домашнее задание
Подготовиться к сочинению, написать черновик.
Во всех
случаях важно:
-Определить основную мысль;
-Подобрать доказательства и
определить их последовательность;
-Сформулировать вывод.
Слайд 34
Спасибо за внимание!
Удачи в выполнении домашнего задания!