Слайд 2Расскажите о предлоге по плану:
1. Что такое предлог?
2. Какие отношения выражают
предлоги?
3. Какие группы предлогов вы знаете?
Слайд 3Игра «Четвертое лишнее»
1.В течение, к, под ,после
2. Насчёт, ввиду, благодаря, за
3.
Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час
4. Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода
Слайд 4Тест
1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
А) синтаксис б) фонетику
в) морфологию
2. С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
А) с существительным б) с предлогом в) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
А) служебной б) самостоятельной
4. Какое значение имеет предлог?
А) временное б) пространственное в) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения.
Слайд 5Тест
5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
А) не выделяются б) производные
и непроизводные
6. какие выделяются группы предлогов по составу?
А) сложные б) простые и составные
7. Как изменяются предлоги?
а) по лицам и числам б) не изменяются в) по родам, числам, падежам
Слайд 6Проверь себя
1)В
2) Б
3) А
4) В
5) Б
6) Б
7) Б
Слайд 7 Работа в парах
1. Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а
ловлей гусениц они занимаются в течени_ трех недель, пока воробьята не выр_стут.
2. Река в течени_ своем делает много п_воротов.
Сгруппируйте самостоятельные части речи и назовите их в следующем порядке: а) имена существительные ;б) имена числительные; в) глаголы; г) местоимения; д) наречия,е) предлоги. Произнося слова каждой группы, можно их вычеркивать.
Слайд 8В предложениях найти производный предлог. Обосновать свой выбор, записать предложение в
тетрадь
1. Кормят воробьи своих птенцов гусеницами и черв_чками, а ловлей гусениц они занимаются в течени_ трех недель, пока воробьята не выр_стут.
2. Река в течени_ своем делает много п_воротов
Обведите кружочком оставшиеся слова.
Составьте схему предложения.
Слайд 9Тема: Союз как часть речи
Сформулируйте цель урока, используя опорные слова.
1) Узнать
…..
2) познакомиться , какие ….
3) учиться находить …..
Слайд 10Работа по теме урока.
Как вы думаете, что обозначает слово «союз»? Попробуем
создать его образ. Какие ассоциации вызывают у вас это слово?
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Слайд 11
- Попробуйте дать определение союзу как части речи. В чем же
заключается роль союзов?
Сравните.
И Потому что
А Так как
Когда Как будто
Если
Слайд 12Прочитайте предложения
1. В лесу можно услышать чудесное пение соловьёв и дроздов.
2.
С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, и овсянки старались выводить звенящие трели.
3. С приходом весны синицы бойко перелетали с ветки на ветку в поисках жучков, когда овсянки старались выводить звенящие трели.
Слайд 13Обобщение
Служебная часть речи
Нет лексического значения
Вопрос задать нельзя
Связывает однородные члены
Связывает простые предложения
в составе сложного
Не является членом предложения
Бывают простые и составные
Сочинительные и подчинительные
Слайд 15Рефлексия
- Что вы сегодня на уроке узнали нового о союзе?
- Достигнуты
ли задачи урока?
- Какие вопросы возникли в ходе изучения данной темы?
Д/З Упр.355,правило