Презентация, доклад по русскому языку на тему Причастие ( 7 класс)

Содержание

http://aida.ucoz.ruА. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».

Слайд 1http://aida.ucoz.ru
Причастие как часть речи
Подготовила учитель русского языка и литературы
основной общеобразовательной школы

№61 г.Краснодара
Зеликова Диана Рафаэловна

Урок русского языка в 7 классе

http://aida.ucoz.ruПричастие как часть речиПодготовила учитель русского языка и литературыосновной общеобразовательной школы №61 г.Краснодара Зеликова Диана РафаэловнаУрок русского

Слайд 2http://aida.ucoz.ru
А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:
« Причастия вообще… обыкновенно

избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».
http://aida.ucoz.ruА. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим:

Слайд 3Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
ознакомить учащихся с грамматическими

признаками причастия;
формировать умения различать причастия и прилагательные;
формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия;
формировать умение опознавания причастий в предложении;
обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи;
проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;

Тип урока: урок усвоения новых знаний Цели урока:ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;формировать умения различать причастия и

Слайд 4Оснащение урока:
Компьютер с мультимедийным проектором.
Мультимедийная презентация урока.
Репродукции картин.
Тетради-словари.

Оснащение урока: Компьютер с мультимедийным проектором.Мультимедийная презентация урока.Репродукции картин.Тетради-словари.

Слайд 5Запись в раздел словаря
«Говори правильно».
Нач Авший, отнЯвший,

поднЯвший.

Запись в раздел словаря «Говори правильно».Нач Авший, отнЯвший,

Слайд 6В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.
Верхняя

часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.Верхняя часть туловища – это руки и

Слайд 7

Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и

совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.



Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и

Слайд 8Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы

используем для этого? (имена прилагательные: маленький, круглый,теннисный.)
— Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные
или временные — называют они? (Постоянные.)
— Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч?
(Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним
совершаются.)

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (имена прилагательные: маленький,

Слайд 9— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот,

который падает
сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)


— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падаетсейчас, время настоящее; упавший —

Слайд 10Запись на доске и в тетрадях:
Постоянный признак, изменяется по родам,числам и

падежам.
Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.
Запись на доске и в тетрадях: Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам.Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется

Слайд 11ЗАПОМНИ:
Причастие можно заменить сочетанием
«местоим. который + глаг.», от которого образовано данное

причастие (в настоящем или прошедшем времени).
Желтеющий лист = лист, который желтеет
Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали
А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного.
Блестящий актёр – талантливый актёр
ЗАПОМНИ:Причастие можно заменить сочетанием«местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени).

Слайд 12На какие части речи
похоже причастие?

На какие части речипохоже причастие?

Слайд 13Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от

глаголов.
Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь).
— Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным.
Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным.
Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия?
Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и
числам.
Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов. Слова теннисный (от сущ. теннис),

Слайд 14Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями

речи выражены определения?(Причастиями).
Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.-Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).

Слайд 15О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого

слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?". — Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.

О причастиях Ломоносов писал:

Слайд 16— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия

«служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.— Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.
1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для

Слайд 17Закрепление материала:
Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы:
-что такое

причастие;
-что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
Закрепление материала:Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы:-что такое причастие;-что общего у причастия и прилагательного,

Слайд 18Проверочная работа. I в а р и а н т
I.

Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник;
2. черная ночь; 5. теплый дождь.
3. белого цвета;
II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака;
2. синее небо; 5. темный горизонт.
3. поспевающий крыжовник;
III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо;
2. засеянное поле; 5. собранные грибы.
3. летящая птица;
IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
2. горячая печь; 5. последний лист.
3. спеющая ягода;
Проверочная работа. I в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)1. Чернеющая

Слайд 19II в а р и а н т
I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.»

(сущ.-главное слово)
1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь;
2. висячая лампа; 5. летучая мышь;
3. летящая птица; 6. зеленый дуб.
II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава;
2. читальный зал; 5. каменный дом;
3. созревающие зерна; 6. поющие птицы.
III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег;
2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака;
3. высохшая трава; 6. желтая рожь.
IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор;
2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы;
3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
II в а р и а н тI. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)1. Висящая лампа;

Слайд 20Выберите условные знаки,
соответствующие
вашей работе на уроке
!
?
-
- Мне всё понятно, я

всё усвоил

- У меня есть вопросы

- Мне надо ещё раз всё повторить

Выберите условные знаки, соответствующиевашей работе на уроке!?-- Мне всё понятно, я всё усвоил- У меня есть вопросы-

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть