Презентация, доклад по русскому языку на тему Частица

Содержание

Лингвистическая разминкаРаспределите слова на группы в зависимости от ударения: алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, кило­метр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель

Слайд 1ЧАСТИЦА как часть речи
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3

МО «Ахтубинский район»
Дроздова Вера Александровна
ЧАСТИЦА  как часть речиучитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3 МО «Ахтубинский район»Дроздова Вера Александровна

Слайд 2Лингвистическая разминка
Распределите слова на группы

в зависимости от ударения:
алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, кило­метр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель


Лингвистическая разминкаРаспределите слова на группы           в зависимости

Слайд 3Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Части речи — это

группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Дополните схему:


П
О
В
Т
О
Р
Е
Н
И
Е

ЧАСТИ РЕЧИ

СЛУЖЕБНЫЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности

Слайд 4ЧАСТИЦА — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений

слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

Частицы не изменяются.

Частицы не являются членами предложения.
ЧАСТИЦА — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования

Слайд 5Рассмотрим несколько предложений:
Я бы выучил уроки...
Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если

он упал на последнем круге.
Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.
Представьте, что будет, если из предложений исчезнут час­тицы:
сомнительное станет явным (Я выучил уроки);
нарушится логика (Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);
смысл поменяется на противоположный
(Я хочу разочаро­вать тебя, дорогой читатель).

Рассмотрим несколько предложений:Я бы выучил уроки...Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.Я не

Слайд 6выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего
относят частицы, служащие для образования

форм условного и повелительного наклонения глагола

модальные
(смысловые)

формообразующие

ЧАСТИЦЫ

БЫ (показатель условного наклонения);
ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ДАВАЙ(ТЕ) (показатели повелительного наклонения)

выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящегоотносят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глаголамодальные

Слайд 7МОДАЛЬНЫЕ (СМЫСЛОВЫЕ)
ЧАСТИЦЫ
отрицательные: 
не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
указательные: 
вот, вон, это
ограничительно-выделительные: 
только,

лишь, исключительно, почти, единственно, -то

восклицательные: 
что за, ну и, как

уточняющие:
именно, как раз, прямо, точно,
точь-в-точь

усилительные: 
даже, же, ни, ведь, уж,
все-таки, ну

со значением сомнения: едва ли; вряд ли

вопросительные: 
неужели, разве, ли (ль)

МОДАЛЬНЫЕ (СМЫСЛОВЫЕ)ЧАСТИЦЫотрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь неуказательные: вот, вон, этоограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -товосклицательные: что за,

Слайд 8Частицы и омонимичные им другие части речи

СОЮЗ:
Как хорошо ты, о море ночное!

(как — частица) Я не знаю, как лучше выразить свою мысль. (как — союз)



МЕСТОИМЕНИЕ:
Что за дом! (что за — частица) Что за домом? (что за — местоимение и предлог)
Частицы и омонимичные им другие части речиСОЮЗ:Как хорошо ты, о море ночное! (как — частица) Я не знаю,

Слайд 9Смысловую частицу -ТО 
надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство

образования неопределённых местоимений и наречий:

какой-то, куда-то  (постфикс) 
Я-то знаю, куда надо идти.  (частица)

Смысловую частицу -ТО  надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий: какой-то,

Слайд 10НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТИЦАМИ
постфиксы -то, -либо, -нибудь  
в составе отрицательных и неопределённых

местоимений и наречий: кто-то, что-либо, какой-нибудь (местоимения с постфиксами), где-то, куда-либо, где-нибудь (наречия с постфиксами).
 
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТИЦАМИ
постфиксы -ся  (-сь)  
глаголов, причастий, деепричастий: купаться, купаясь, купавшийся
 

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТИЦАМИ постфиксы -то, -либо, -нибудь  в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий: кто-то, что-либо, какой-нибудь

Слайд 11НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТИЦАМИ
приставки НЕ  и НИ  в составе отрицательных и

неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания:

некто, не у кого, ничего, ни за что, никуда, нехорошо, небогатый
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧАСТИЦАМИ приставки НЕ  и НИ  в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также

Слайд 12Задание №1.
Заполните пропуски, расставьте знаки препинания. Выпишите из текста 5 частиц

и укажите их разряд.
Нужно бережно относит(?)ся (ко) всем р..стениям, даже к тем, которых очень много и они р..стут (по)всюду. И если уж срыва..шь (не)сколько цветков, то (не)бери самых крупных самых привлекательных. Пусть из их семян выр..стут такие (же) красивые р..стения. Сорва (н;нн)ый цветок быстро увянет а оставле(н;нн)ый р..сти (не) только порадует своей красотой многих людей но и даст жизнь сотням себе подобных. Что за прелесть – этот луг усыпанный цветами!

Задание №1.Заполните пропуски, расставьте знаки препинания. Выпишите из текста 5 частиц и укажите их разряд.Нужно бережно относит(?)ся

Слайд 13Задание №2.
Составить предложения с одной из пар слов:
чтобы – что бы
тоже

– то же
также – так же

Задание №2.Составить предложения с одной из пар слов:чтобы – что бытоже – то жетакже – так же

Слайд 14Задание №3.
Распознать, чем является слово ТО в следующих предложениях:

Это (то), о

чём я долго думал.
Из окна (то) слышался романс, (то) доносилась мелодия танго.
Что (то) слышится родное в долгих песнях ямщика.
Медведь (то) стоит в малиннике, ягодами лакомится.

1. местоимение  2. союз 3. суффикс 4. частица
Задание №3.Распознать, чем является слово ТО в следующих предложениях:Это (то), о чём я долго думал.Из окна (то)

Слайд 15Ресурсы:
Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Москва,

2000.

http://rusgram.narod.ru
Ресурсы:Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Москва, 2000.http://rusgram.narod.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть