Презентация, доклад по русскому языку на тему Глагол

Содержание

Умение сформулировать реплику соответственно теме высказывания;Формирование навыка контроля за верным применением глаголов разной формы;Знание законов словообразования глаголов.Цель: применение в активной речи глаголов грамматически верно и обоснованно

Слайд 1глагол
С.А. Забровская

глаголС.А. Забровская

Слайд 2

Умение сформулировать реплику соответственно теме высказывания;
Формирование навыка контроля за верным применением

глаголов разной формы;
Знание законов словообразования глаголов.

Цель: применение в активной речи глаголов грамматически верно и обоснованно

Умение сформулировать реплику соответственно теме высказывания;Формирование навыка контроля за верным применением глаголов разной формы;Знание законов словообразования глаголов.Цель:

Слайд 3Поэт, в плену возвышенных идей,
Не игнорируй прозу средней школы;
Чтобы «глаголом

жечь сердца людей»,
Необходимо твёрдо знать глаголы.

Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы;Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,Необходимо твёрдо знать глаголы.

Слайд 4Что такое глагол?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Грамматическое

значение глагола – действие предмета или состояние

Общее грамматическое значение глагола

Что такое глагол?Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметаГрамматическое значение глагола – действие предмета или

Слайд 5Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф.
ть, чь, ти, сти, тся

и ться
Что делать? Что сделать?
Н.ф. в предложении может быть
подлежащим (Читать – всегда полезно.), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось.), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться) и т.д.


Начальная форма глагола - инфинитив

Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, сти, тся и ться Что делать? Что сделать?Н.ф.

Слайд 6Образовать неопределённую форму глагола

Образовать неопределённую форму глагола

Слайд 7Для инфинитива характерны
1) категория вида:
что делать? – несовершенный вид
что

сделать – совершенный вида
2) переходность/непереходность
(сказать (что?) правду – переходный, сказаться больным – непереходный);
3) возвратность/невозвратность (объясниться – объяснить);

Инфинитив

Для инфинитива характерны  1) категория вида:что делать? – несовершенный видчто сделать – совершенный вида 2) переходность/непереходность(сказать

Слайд 8Определить вид и возвратность глаголов

Определить вид и возвратность глаголов

Слайд 9Постоянные: возвратность, переходность, вид, спряжение.
Непостоянные: наклонение, время, число, лицо, род
Морфологические признаки

глагола
Постоянные: возвратность, переходность, вид, спряжение.Непостоянные: наклонение, время, число, лицо, родМорфологические признаки глагола

Слайд 10Глагол в предложении обычно сказуемое
НО!
Глагол в Н.ф. в предложении может быть
подлежащим

(Читать – всегда полезно.), определением (Его желание трудиться мне всегда нравилось.), дополнением (Я посоветовал ему обратиться к учителю), входить в состав глагольного сказуемого (Я решил продолжить учиться) и т.д.

Синтаксическая роль глагола

Глагол в предложении обычно сказуемоеНО!Глагол в Н.ф. в предложении может бытьподлежащим (Читать – всегда полезно.), определением (Его

Слайд 11Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.
У глагола есть суффикс

–ся или –сь?

да

нет

возвратный

невозвратный

Писать – пишется, списать
Чешется – чесать - причесаться

Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.У глагола есть суффикс –ся или –сь?данетвозвратныйневозвратныйПисать – пишется, списатьЧешется

Слайд 12Возвратные

Невозвратные





Распределить глаголы в два столбика

Видеть

догонять

оделся

списать

наелся

умылся

выспался

выпил

танцевал

раскрашивал

прогулял

обулся

обрезался

причесался

Возвратные           НевозвратныеРаспределить глаголы в два столбикаВидетьдогонятьоделсясписатьнаелсяумылсявыспалсявыпилтанцевалраскрашивалпрогулялобулсяобрезалсяпричесался

Слайд 13Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.
В словосочетании с глаголом

есть существительное в винительном падеже без предлога?

да

нет

переходный

непереходный

Поглажу кошку

Ушла кошка

Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.В словосочетании с глаголом есть существительное в винительном падеже без

Слайд 14На улице потеплело, я не буду надевать шапку. Бабушка мне связала

тёплые варежки, их я сберегу до следующей зимы. На улице я хотел бы походить по лужам. Я люблю солнечную погоду.

Подчеркнуть переходные глаголы

На улице потеплело, я не буду надевать шапку. Бабушка мне связала тёплые варежки, их я сберегу до

Слайд 15На улице потеплело, я не буду надевать шапку. Бабушка мне связала

тёплые варежки, их я сберегу до следующей зимы. На улице я хотел бы походить по лужам. Я люблю солнечную погоду.

Подчеркнуть переходные глаголы

На улице потеплело, я не буду надевать шапку. Бабушка мне связала тёплые варежки, их я сберегу до

Слайд 16Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.
На какой вопрос отвечает

н.ф. глагола?

Что делать?

Что сделать?

Совершенного вида

Несовершенного вида

кушаю

покушай

Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.На какой вопрос отвечает н.ф. глагола?Что делать?Что сделать?Совершенного видаНесовершенного видакушаюпокушай

Слайд 17Образовать глаголы совершенного и несовершенного вида

Образовать глаголы совершенного и несовершенного вида

Слайд 18Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.
Спряжение глаголов –
это

изменение глаголов по лицам и числам.
Постоянные морфологические признаки глагола: возвратность, переходность, вид, спряжение.Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

Слайд 19брить
стелить
смотреть
видеть
обидеть
зависеть
гнать
ненавидеть
терпеть
вертеть
дышать
держать

слышать

бритьстелитьсмотретьвидетьобидетьзависетьгнатьненавидетьтерпетьвертетьдышатьдержатьслышать

Слайд 20непереходный
переходный глагол + сущ. в Р. и В..п. без предлога
5. Переходность
II
ишь,

им, ит, ите, ат, ят, ить; гнать, держать, дышать,слышать, видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть

I-ешь, ем, ете, ет, ут, ют, еть, оть, уть, ать, ять,
брить, стелить

3. Спряжение

Несовершенный
Что делать?

Совершенный
Что сделать?

2. Вид

Работа с помощником

непереходныйпереходный глагол + сущ. в Р. и В..п. без предлога5. ПереходностьIIишь, им, ит, ите, ат, ят, ить;

Слайд 21Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, род
Этот глагол …
Выражает

просьбу или приказ

Не просьба.
Без частицы -бы

Имеет частицу
– бы, - б

Повелительного наклонения

Условного наклонения

Изъявительного наклонения

Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, родЭтот глагол … Выражает просьбу или приказНе просьба. Без частицы

Слайд 22Изменить глаголы по образцу

Изменить глаголы по образцу

Слайд 23Проверка

Проверка

Слайд 24Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, род
Действие глагола …
Было -


вчера, давно

Сейчас,
сегодня

Будет -
завтра, потом, скоро

В прошедшем времени

В настоящем времени

В будущем времени

Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, родДействие глагола …Было - вчера, давноСейчас,сегодняБудет - завтра, потом, скороВ

Слайд 25Вчера на завтрак я кушал яйцо всмятку, сегодня кушаю манную кашу,

а завтра покушаю оладьи.

Вчера я (читать) рассказ, сегодня (читать) сказку, а завтра (читать) стихи А.С. Пушкина.
Вчера я (писать) изложение, сегодня (писать) сочинение, а завтра (писать) письмо.


Изменить глаголы по образцу

Вчера на завтрак я кушал яйцо всмятку, сегодня кушаю манную кашу, а завтра покушаю оладьи.Вчера я (читать)

Слайд 26Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, род
Действие совершается
Существительным в единственном

числе

Существительным во множественном числе

Глагол единственного числа

Глагол множественного числа

Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, родДействие совершаетсяСуществительным в единственном числеСуществительным во множественном числеГлагол единственного числаГлагол

Слайд 27Я смотрю телевизор. Мы … … .
Ты … … …

. Вы написали домашнюю работу.
Он чисто подмёл спальню. Она … … … .
Оно высохло. Они … .

Поставить глаголы в нужной форме

Я смотрю телевизор. Мы …  … .Ты … … … . Вы написали домашнюю работу.Он чисто

Слайд 28Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, род
Какое местоимение можно подставить

к глаголу?

Я мы

Он, она, оно, они

Ты вы

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, родКакое местоимение можно подставить к глаголу?Я мы Он, она, оно,

Слайд 29Солнышко теперь встаёт рано. … (подниматься) на небосвод уже в шесть

часов.
Мама (я) очень любит. … (подарить) мне новый велосипед.
Наш одноклассник Женя любит играть в планшет. … (забыть) выполнить домашнее задание.

Вставить местоимения и поставить глаголы в нужной форме.

Солнышко теперь встаёт рано. … (подниматься) на небосвод уже в шесть часов.Мама (я) очень любит. … (подарить)

Слайд 30Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, род
Если глагол согласуется с

существительным

Женского рода

Среднего рода

Мужского рода

то

то

то

Глагол женского рода

Глагол мужского рода

Глагол среднего рода

Непостоянные признаки глагола: наклонение, время, число, лицо, родЕсли глагол согласуется с существительным Женского родаСреднего родаМужского родатототоГлагол женского

Слайд 31Максим (написать) красиво предложение, Тоня тоже (написать) красиво. Они (написать) красиво

всё упражнение.
Андрей (спеть) песню на концерте и Настя (спеть) песню на концерте.

Поставить глаголы в нужной форме

Максим (написать) красиво предложение, Тоня тоже (написать) красиво. Они (написать) красиво всё упражнение.Андрей (спеть) песню на концерте

Слайд 32Непостоянные признаки
Работа с помощником

Непостоянные признаки    Работа с помощником

Слайд 33Спряжение глаголов и лицо

Спряжение глаголов и лицо

Слайд 34Повторим склонение существительных

Повторим склонение существительных

Слайд 35я хочу


ты хочешь
он хочет
мы хотим
вы хотите
они хотят

Разноспрягаемые глаголы

по I спр.

по II спр.

я       хочу        ты

Слайд 36Разноспрягаемые глаголы
я бегу


ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
они бегут

по II спр.

по I спр.

Разноспрягаемые глаголыя       бегу        ты

Слайд 37я ем

дам
ты ешь дашь
он ест даст
мы едим дадим
вы едите дадите
они едят дадут

Разноспрягаемые глаголы

я   ем        дам ты  ешь

Слайд 38 Исправьте ошибки в тексте.
Сердце замерает от восторга привиде чудесной картины природы.

За селом растелается гладкая озеро, и ниско отнего над лугом стелеться туман. Трудно пробераца сквозь густыи зарасли кустов. Но вот скоро заблистит сонце на небе, ищезнет туман.

Исправьте ошибки в тексте. Сердце замерает от восторга привиде чудесной картины природы. За селом растелается гладкая

Слайд 39Проверка
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины

природы. За селом расстилается гладкое озеро, и низко от него над лугом стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

Проверка   Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое озеро,

Слайд 40Стро_м, пиш_м, купа_мся,
кле_м, стел_м, се_м,
смотр_м,

корм_м,

слыш_м, дума_м, руб_м,
знаком_м, зна_м.

Составить словосочетания, записать их в словарь.

Стро_м,	   пиш_м, 	купа_мся,кле_м,	   стел_м, 	се_м,смотр_м,	   корм_м,

Слайд 41Строим дом, пишем домашнюю работу, купаемся в реке, клеим, стелем постель,

сеем морковь, смотрим мультики, кормим цыплят, слышим хорошо, думаем о приятном, рубим дрова, знакомим с друзьями, знаем это слово.

Составить словосочетания, записать их в словарь.

Строим дом, пишем домашнюю работу, купаемся в реке, клеим, стелем постель, сеем морковь, смотрим мультики, кормим цыплят,

Слайд 42Дополните предложения

Дополните предложения

Слайд 431.-ЫВА- Оправд…вать - атак…вать
2 –ОВА- Воспит..вать –

торжеств..вать
3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать
4.-ОВА- Доклад..вать – исслед..вать
5.-ОВА- Запис…вать – чувств..вать
6.-ОВА- Негод…вать – откус..вать
7.-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

Распределить глаголы верно

1.-ЫВА-   Оправд…вать - атак…вать2 –ОВА- Воспит..вать –   торжеств..вать3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать4.-ОВА-

Слайд 44Уча..тв..вать (в) сост..заниях,
чу..тв..вать боль (в) сер..це,
наказ..вать жестоко,
всматр..ваться (в)

ночную мглу,
одол..вать противника,
совет..вал другу,
бесед..вал (с) мамой,
инт..рес..ваться техникой,
ра(з,с)в..вался красный фла(г,к),
заноч..вать (в) лесу.

Вставить буквы

Уча..тв..вать (в) сост..заниях, чу..тв..вать боль (в) сер..це, наказ..вать жестоко, всматр..ваться (в) ночную мглу, одол..вать противника, совет..вал другу,

Слайд 45Участвовать в состязаниях,
чувствовать боль в сердце,
наказывать жестоко,
всматриваться в

ночную мглу,
одолевать противника,
советовал другу,
беседовал с мамой,
интересоваться техникой,
развевался красный флаг,
заночевать в лесу.

Проверка

Участвовать в состязаниях, чувствовать боль в сердце, наказывать жестоко, всматриваться в ночную мглу, одолевать противника, советовал другу,

Слайд 46Повторение

Повторение

Слайд 47-Не с существительными и прилагательными

-Не с существительными и прилагательными

Слайд 48(не)ряшливый вид; (не)нужный предмет; (не)правда, а сила на его стороне; (не)советую

торопиться; где (не)было начала, (не)будет и конца; (не)голые, а зелёные деревья; (не)смажешь колеса – быстро (не)поедешь; ему (не)здоровится, он был полный (не)вежа; ветер (не)иствовал; побеждают (не)числом, а умом; (не)отложное дело; совсем (не)опасный маршрут; далеко (не)удачный ответ; поверить (не)былицам.

Самостоятельная работа

(не)ряшливый вид; (не)нужный предмет; (не)правда, а сила на его стороне; (не)советую торопиться; где (не)было начала, (не)будет и

Слайд 49неряшливый вид; ненужный предмет; не
правда, а сила на его стороне; не

советую торопиться; где не было начала, не будет и конца; не голые, а зелёные деревья; не смажешь колеса – быстро не поедешь; ему нездоровится, он был полный невежа; ветер неиствовал; побеждают не числом, а умом; неотложное дело; совсем не опасный маршрут; далеко не удачный ответ; поверить небылицам.

проверка

неряшливый вид; ненужный предмет; неправда, а сила на его стороне; не советую торопиться; где не было начала,

Слайд 50Правописание гласных в суффиксах глаголов

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Слайд 51 Мы сразу поняли, что дети дома не ноч..вали и, скорее

всего, заблудились на болоте.
Кто не проб..вал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты.
Собака почувств..вала сильный голод и пошла для себя искать заячий след.
Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать.
Этот русак уже не один раз уверт..вался от Травки и хорошо знал, что гончая зайца догоняет, и что, значит, надо действ..вать хитростью.
Отец нам рассказ..вал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота.
Вот Митраша увидел: его тропа круто заверт..вает влево.

Вставить пропущенные буквы

Мы сразу поняли, что дети дома не ноч..вали и, скорее всего, заблудились на болоте.

Слайд 52Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и, скорее всего,

заблудились на болоте.
Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты.
Собака почувствовала сильный голод и пошла для себя искать заячий след.
Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыркать.
Этот русак уже не один раз увертывался от Травки и хорошо знал, что гончая зайца догоняет, и что, значит, надо действовать хитростью.
Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место – Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота.
Вот Митраша увидел: его тропа круто завертывает влево.

Вставить пропущенные буквы

Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и, скорее всего, заблудились на болоте.   Кто

Слайд 53Мягкий знак на конце глаголов после шипящих

Мягкий знак на конце глаголов после шипящих

Слайд 54Мягкий знак на конце глаголов после шипящих

Мягкий знак на конце глаголов после шипящих

Слайд 55Пахуч(?) леч(?)

дремуч(?)
береч(?)ся плач(?) гараж(?)
ноч(?) жгуч(?) грач(?)
хочеш(?) много задач(?) учиш(?)
колюч(?) меч(?) могуч(?)
стрич(?) мимо дач(?) стучиш(?)
горяч(?) доч(?) с плеч(?)

Самостоятельная работа

Пахуч(?)       леч(?)         дремуч(?)береч(?)ся

Слайд 56Пахуч лечь

дремуч
беречься плач гараж
ночь жгуч грач
хочешь много задач учишь
колюч меч могуч
стричь мимо дач стучишь
горяч дочь с плеч

Самостоятельная работа. Словарь

Пахуч         лечь

Слайд 57Как по вашему мнению прошёл урок?
отлично
интересно
плохо
хорошо
не знаю
нормально

Как по вашему мнению прошёл урок?отличноинтересноплохохорошоне знаюнормально

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть