Презентация, доклад по русскому языку на тему Фонетика (5 класс)

Содержание

Теория.Что изучает фонетика? звуки речиКакие бывают звуки?

Слайд 1Фонетика
Русский язык
5 класс
Учитель: Медведева С.А
МКОУ «Второкаменская СОШ».

Фонетика Русский язык 5 класс Учитель: Медведева С.АМКОУ «Второкаменская СОШ».

Слайд 2Теория.

Что изучает фонетика?

звуки речи
Какие бывают звуки?
гласные и согласные
Чем отличаются гласные от согласных?
гласные состоят из голоса,
согласные – из голоса и шума
Теория.Что изучает фонетика?

Слайд 3Теория.
Гласные звуки бывают…

ударные и безударные Согласные звуки бывают…
глухие и звонкие
твёрдые и мягкие
Теория.Гласные звуки бывают…             ударные и

Слайд 4Кто главнее- гласные или согласные?
Эксперимент с гласными
Расшифруйте фамилии писателей, используя

только гласные
уее, еоо, ао, аа

Эксперимент с согласными

Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные
Пшкн, Лрмнтв,
Брт, Мршк

Кто главнее- гласные или согласные?Эксперимент с гласными Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласныеуее, еоо, ао, аа Эксперимент

Слайд 5Вывод
Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают

большую информацию о слове.
ВыводБолее важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.

Слайд 6Найдите ошибки
[а] [у] [э] [ю]
[ё] [ы] [и] [е] [я] [о]



Найдите ошибки[а] [у] [э] [ю][ё] [ы] [и] [е] [я] [о]

Слайд 7Запомните!
Буквы е,ё,ю,я
не являются

звуками
Запомните!  Буквы е,ё,ю,я    не   являются звуками

Слайд 8Что общего в этих словах?

Что общего в этих словах?

Слайд 9Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
в начале слова

[й,олка ]

после ь и ъ
[в,й,ун ]

после гласной
[кай,ута ]

[й,э], [й,о], [й,у], [й,а]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: в начале  слова [й,олка ] после ь и

Слайд 10Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук
[э], [о], [у],

[а]

 

после согласных в слове и указывают на мягкость этого согласного: 

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук [э], [о], [у], [а] после согласных в слове и указывают

Слайд 11Тренировочные упражнения.
Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я

обозначают два звука. Запишите их транскрипцию

Луна, яма, моя, клюв, вьюга, союз, полет , юг, язык, сесть, сяду, баян, съезд, мед, ряд.

Тренировочные упражнения. Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Запишите их транскрипциюЛуна,

Слайд 12Проверьте себя!
Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука.
[й,ама

]

[май,а]

[в,й,уга ]

[сай,ус ]

[й,азык ]

[ й,ук ]

[бай, ан]

[сй, эст ]

Проверьте себя! Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука.[й,ама ] [май,а] [в,й,уга ] [сай,ус ]

Слайд 13Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?
 
 
 
 
 
 

 
Книжка
дуб
вокзал
сдача
честный
солнце
счастье
мужчина
Зависть
оглушение


упрощение

смягчение

Озвончение

уподобление

Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?        Книжкадубвокзалсдача честныйсолнце счастьемужчинаЗависть оглушение упрощение смягчениеОзвончение уподобление

Слайд 14Фонетические процессы.
Оглушение- процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и

на конце слова произносятся как глухие.

Озвончение – процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие

Упрощение - процесс, при котором в сочетаниях согласных происходит выпадения звука.

Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как один звук.

Смягчение - процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких.

Фонетические процессы. Оглушение- процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие.Озвончение

Слайд 15Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах.


Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться, поздно, пробка, сгиб, мороз, казнь.

Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах. Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться,

Слайд 16Проверьте !
уподобление
[ращ,оска ]
[хвал,ица]
оглушение
[фторн,ик]
[ плот]
[пропка]
[марос]
смягчение
[в,эс,т,

]
[каз,н, ]
 

упрощение
[позна]

озвончение
[каз,ба]
[ зг,иб]

Проверьте !уподобление[ращ,оска ]  [хвал,ица] оглушение [фторн,ик][ плот] [пропка] [марос] смягчение[в,эс,т, ] [каз,н, ]  упрощение [позна] озвончение

Слайд 17По какому принципу размещены согласные звуки?
 
 
 
 
 
 

 
[ л] [м ] [

н] [р]
[л,] [м,] [н,] [ р,]
[й,]

непарные звонкие согласные

[ х] [ц ]
[ х,] [ч, ] [щ,]

Непарные глухие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?        [ л] [м ] [ н] [р] [л,] [м,] [н,] [

Слайд 18По какому принципу размещены согласные звуки?
 
 
 
 
 
 

 
[ ж] [ш ] [ц]


Всегда твердые согласные

[ й,] [ч, ] [щ,]

Всегда мягкие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?        [ ж] [ш ] [ц] Всегда твердые согласные [ й,] [ч,

Слайд 19«Разберись, что произошло»
Стан- стань
Кора- гора
Дом-том
Съезд- съест
Пар- парь
Лук- люк
Урок- рок

«Разберись, что произошло»Стан- станьКора- гораДом-томСъезд- съестПар- парьЛук- люкУрок- рок

Слайд 20Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков
Троллейбус
Программа
Удвоенные согласные
Честный
лестница
Непроизносимые согласные


Счет
обидчик

Сочетание букв: сч, зч, жч, тч, дч, тс, тьс, сж,сш

Боль
мальчик

Ь на конце слова или между согласными

Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков ТроллейбусПрограмма Удвоенные согласные ЧестныйлестницаНепроизносимые согласные СчетобидчикСочетание букв: сч, зч, жч, тч,

Слайд 21Вспомни!
Когда букв меньше, чем звуков?
Одинаковое количество букв и звуков.
Пьеса
Вьюн
Съезд
объём

Вспомни!Когда букв меньше, чем звуков?Одинаковое количество букв и звуков. ПьесаВьюнСъездобъём

Слайд 22Фонетические задачи
Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось

заселение, то решили , что на первом этаже будут жить звери и птицы, в чьих названиях звуков меньше, чем букв, а на втором этаже будут жить те, у которых букв больше, чем звуков. Какие животные заселились на первый этаж, а какие на второй? Кто остался без квартиры?

Лось, заяц, рябчик, рысь, ёж, енот, выпь, ящерица, нутрия, олень, дятел, глухарь, ястреб, лебедь,

Фонетические задачи Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось заселение, то решили , что на

Слайд 23Фонетические задачи
На каких особенностях русского произношения построена рифма
Мы вас

ждем, товарищ птица,
Отчего вам не летится?

Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш.
Правильно ли выполнено задание?

Фонетические задачи На каких особенностях русского произношения построена рифма Мы вас ждем, товарищ птица,Отчего вам не летится?Ученику

Слайд 24Вывод!
Что изучает фонетика?

звуки речи
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
в начале слова, после гласной, после ъ, ь
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?
после согласного
Какие фонетические процессы происходят в словах?
оглушение, озвончение, упрощение, уподобление, смягчение


Вывод! Что изучает фонетика?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть