Презентация, доклад по русскому языку на тему Основные виды сложных предложений (9 класс)

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА1. Повторить виды сложных предложений.2. Уметь различать виды сложных предложений.3. Закрепить на практике пунктуационные особенности сложных предложений.

Слайд 1Автор работы: Дагаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.


Основные виды сложных предложений
(9 класс)

Автор работы: Дагаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
1. Повторить виды сложных предложений.
2. Уметь различать виды сложных предложений.
3.

Закрепить на практике пунктуационные особенности сложных предложений.
ЦЕЛИ УРОКА1. Повторить виды сложных предложений.2. Уметь различать виды сложных предложений.3. Закрепить на практике пунктуационные особенности сложных

Слайд 3ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 4Сложное предложение
?
Предложение, состоящее из двух
или нескольких простых предложений .
Простые предложения

в составе сложного не обладают интонационной
Законченностью и объединяются по смыслу и особенностям
произношения в одно целое.

Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь.
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Сложное предложение?Предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений .Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной

Слайд 5Сложное предложение
Простые предложения соединяются в сложные

?
Интонации
и союзов (союзных слов)
Интонации
(без

союзов и союзных слов)



1.Улицы курились дымкой,
и скрипел сбитый снег.
союз
2.Мне вздумалось завернуть
под навес, где стояли наши.
лошади. союзное слово – относительное наречие
3. Проснувшись поздно, я увидел,
что буря утихла.
союз

1.Покраснела рябина,
посинела вода.
2.Луны не было на небе:
она в ту пору поздно всходила.
3. Слабо шурша, падали шишки;
вздыхая, шумел лес.

Сложное предложениеПростые предложения соединяются в сложные?Интонации и союзов (союзных слов)Интонации (без союзов и союзных слов)1.Улицы курились дымкой,

Слайд 6Основные виды сложных предложений

?
союзные
бессоюзные


1.Улицы курились дымкой,
и скрипел сбитый снег.

союз
2.Мне вздумалось завернуть
под навес, где стояли наши
лошади. союзное слово – относительное наречие
3. Проснувшись поздно, я увидел,
что буря утихла.
союз

1.Покраснела рябина,
посинела вода.
2.Луны не было на небе:
она в ту пору поздно всходила.
3. Слабо шурша, падали шишки;
вздыхая, шумел лес.

Основные виды сложных предложений?союзныебессоюзные1.Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.   союз 2.Мне вздумалось завернуть под

Слайд 7СОЮЗНЫЕ
?
Сложносочинённое

С неба льются лучи солнца,
И золотиться спелая рожь.
Сложноподчинённое

Девочка писала,

что ей
очень нравиться в деревне.



СОЮЗНЫЕ?Сложносочинённое С неба льются лучи солнца,И золотиться спелая рожь.Сложноподчинённое Девочка писала, что ейочень нравиться в деревне.

Слайд 8Сложносочинённое предложение

Предложение, в котором простые предложения связываются

сочинительными союзами

Разделительные
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО,
ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ

Соединительные
И, ДА (в значении И),
НИ – НИ, ТОЖЕ,
ТАКЖЕ

Противительные
А, НО, ДА (в значении НО),
ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ

?




Сложносочинённое предложениеПредложение, в котором простые предложения связываются          сочинительными

Слайд 9Сложносочинённое предложение

Запятая не ставится
Есть общее придаточное предложение
[Дождь уже перестал] и

[начинало светать], (когда мы вернулись).

Есть общий второстепенный член
[Крылья у гуся были растопырены] и [клюв раскрыт].

Есть общее вводное слово
Вероятно, [он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба].

?

Союз И соединяет два вопросительных, или два восклицательных, или два назывательных предложения
[Когда мы отправимся] и [где назначена встреча]?
[Ночь] и [огромная луна ].

Сложносочинённое предложениеЗапятая не ставитсяЕсть общее придаточное предложение [Дождь уже перестал] и [начинало светать], (когда мы вернулись).Есть общий

Слайд 10Сложноподчинённое предложение

Предложение, в котором одно предложение по смыслу подчинены другому
(от

одного предложения к другому можно поставить вопрос) и связано
подчинительным союзом или союзным словом

1. Не является членом предложения;
нельзя поставить вопрос.
Я сказал, что люблю осенний лес .
2. Союз может быть опущен.
Я сказал: «Люблю осенний лес».
3. Можно заменить другим союзом.
Я сказал, будто люблю осенний лес.

1. Является членом предложения; можно поставить вопрос.
Мы не знали, что произошло.
2. Союзное слово опустить нельзя.
Мы не знали … произошло.
3. Можно заменить другим значащим словом.
Мы не знали, какое событие произошло.

?



Сложноподчинённое предложениеПредложение, в котором одно предложение по смыслу подчинены другому (от одного предложения к другому можно поставить

Слайд 11Сложноподчинённое предложение

Независимое предложение
Главное

Придаточное
?


Зависимое предложение
Называется
Мы пришли домой

(когда?), когда начался дождь.

Придаточное предложение может находиться в начале,
в середине или в конце всего предложения.

Сложноподчинённое предложениеНезависимое предложение Главное Придаточное ?Зависимое предложение Называется Мы пришли домой (когда?), когда начался дождь. Придаточное предложение

Слайд 12В И Д Ы С П П
Изъясни-тельные
Определи-тельные
Обстоятель-ственные
Присоедини-тельные
Какой? Чей?

Который?

?? Косвенных падежей

??
Обстоятельств


[ сущ.],

(с.сл.)



[ ],

(с.сл., союз )

[ ],

(с.сл., союз )

[ ],

(с.сл.)

?


В И Д Ы   С П ПИзъясни-тельныеОпредели-тельныеОбстоятель-ственные Присоедини-тельныеКакой? Чей? Который?     ??

Слайд 13Сложноподчинённое предложение



С придаточными
определительными
С придаточными
изъяснительными
С придаточными
обстоятельственными


Образ действия и

степени, места, времени, условия,
причины, цели, сравнения, уступки, следствия.
Сложноподчинённое предложениеС придаточными определительными С придаточными изъяснительнымиС придаточными обстоятельственнымиОбраз действия и степени, места, времени, условия,причины, цели, сравнения,

Слайд 14Сложноподчинённое предложение

С придаточными
определительными
Мы остановились в том доме, который стоял

на пригорке.
[… указ. сл. (в) том + сущ.], (союзн.сл. который…).

В доме, что стоял на пригорке, мы остановились.
[… сущ., (союзн.сл. что…) , …].

Дом, где мы остановились, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. где…) , …].

Дом, откуда мы вышли, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. откуда…) , …].

Дом, куда мы вошли, стоял на пригорке.
[… сущ., (союзн.сл. куда…) , …].

Сложноподчинённое предложениеС придаточными определительными Мы остановились в том доме, который стоял на пригорке.[… указ. сл. (в) том

Слайд 15Сложноподчинённое предложение

Вопросы падежей
[слово + указ. сл.] , ( союз или союзн.сл.)

.

со значением
речи, мысли,
чувства.

ТО в форме
любого падежа

ЧТО,
ЧТОБЫ,
БУДТО,
КАК

С придаточными
изъяснительными

ЧТО, КАКОЙ,
КАКОВ, ГДЕ,
КАК, СКОЛЬКО

Что волки жадны, всякий знает.
(Союз что…) , [… гл.].
Мысль, что она не успеет, ужаснула меня.
[Сущ., (союз что…) , …].

Сложноподчинённое предложениеВопросы падежей[слово + указ. сл.] , ( союз или союзн.сл.) .со значениемречи, мысли,чувства.ТО в формелюбого падежаЧТО,ЧТОБЫ,БУДТО,КАКС

Слайд 16Сложноподчинённое предложение

С придаточными
обстоятельственными
Образа действия или степени
КАК, СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО,
ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО,
КАК

БУДТО, СЛОВНО и др.
Девочка рассказала так хорошо (как?) ,
что ни у кого не было вопросов.

Места
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА
Путники шли туда (куда?) ,
откуда слышался шум машин.

Времени
КОГДА (КОГДА …ТО),ПОКА, КАК ТОЛЬКО,
ЕДВА, С ТЕХ ПОР КАК, (С ТЕХ ПОР, КАК) ,
ДО ТЕХ ПОР ПОКА (ДО ТЕХ ПОР, ПОКА) и др.
Я вернулась (когда?) , когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

СЛЕДСТВИЯ
ТАК ЧТО
Она не сдала экзамен,
так как ничего не читала.

Сложноподчинённое предложениеС придаточными обстоятельственнымиОбраза действия или степениКАК, СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО,ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО,КАК БУДТО, СЛОВНО и др.Девочка рассказала так

Слайд 17Сложноподчинённое предложение

С придаточными
обстоятельственными
Условия
ЕСЛИ, (ЕСЛИ ,,, ТО), КОГДА, РАЗ и

др.
Я приду к вам завтра (при какам условии?) ,
если ты не возражаешь.

Цели
ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ и др.
Мы пошли через поле (зачем?) ,
чтобы сократить путь.

Причины
ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО и др.
Нужно зажечь лампу (почему?) , потому что становится темно.

Сравнения
КАК, ЧЕМ, ЧЕМ … ТЕМ,
СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО и др.
Перед грозой в лесу стало тихо (как?) , будто всё умерло.

Уступки
ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО,
ПУСКАЙ, КАК НИ
Как ни торопились мы к станции,
всё равно опоздали.

Сложноподчинённое предложениеС придаточными обстоятельственнымиУсловия ЕСЛИ, (ЕСЛИ ,,, ТО), КОГДА, РАЗ и др.Я приду к вам завтра (при

Слайд 18Сложноподчинённое предложение

С двумя или несколькими придаточными
Последовательное подчинение
[Дети рассказали] , (что

нарвали тех цветов) ,(которые любила мама) .

Параллельное подчинение
(Когда поднялось солнце) , [ мы увидели картину] ,(которая удивила всех) .

Однородное подчинение
[Слышно было] , (как в саду шагал садовник) ,(как скрипела его тачка) .

Если придаточные однородны и соединены союзом и,
то запятая между ними не ставиться
[Лесник знал] , (где живёт белка) и (где ходят на водопой кабаны) .

Сложноподчинённое предложениеС двумя или несколькими придаточнымиПоследовательное подчинение [Дети рассказали] , (что нарвали тех цветов) ,(которые любила мама)

Слайд 19Бессоюзное предложение

Точка с запятой
Перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть

знаки препинания
[Кусты орешника разрослись по берегу ручья]; [ к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы] ,[ воздух наполнен запахами лета]

Запятая
Перечисление фактов
[В лесу поют птицы] ,
[над цветками летают
бабочки]

Бессоюзное предложениеТочка с запятойПеречисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания[Кусты орешника разрослись по берегу

Слайд 20Бессоюзное предложение

Дополнение (что)
[Я тебе определённо скажу] : [у тебя есть

талант].

Причина (потому что)
[Путешественники спешили] : [в горах ночь наступает быстро].

Пояснение ( а именно)
[Мы увидели неожиданную картину] : [на опушке стоял лось].

Двоеточие

Бессоюзное предложениеДополнение (что) [Я тебе определённо скажу] : [у тебя есть талант].Причина (потому что) [Путешественники спешили] :

Слайд 21Бессоюзное предложение

Быстрая смена событий
[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].
Тире


Противопоставление
[Он гость] – [я хозяин].

Время, условие
[Ехал сюда] – [рожь начинала колоситься].

Вывод , следствие
[Ласточки летают низко над землёй] – [жди дождя].

Бессоюзное предложениеБыстрая смена событий[Сыр выпал] – [с ним была плутовка такова].Тире Противопоставление [Он гость] – [я хозяин].Время,

Слайд 22СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ. УКАЖИТЕ НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(1)Есть ли

еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? (2) Именно потому Пушкин – поэт действительности. (3)Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. (4) Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.

Ответ: предложение № 3

СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ. УКАЖИТЕ НОМЕР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.(1)Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались

Слайд 23НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. УКАЖИТЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ.
Безветрие и все небо

залито ровной синевой.
Мы ночевали в гостинице где уже останавливались.
В воздухе чувствовался травяной запах плывущий с полей.
О человеке к которому я направился ходят легенды.
Зазеленел листок стал пригож лесок.
Майор спросил где находится штаб.
Увидев дом возле железной дороги я остановился.

Ответ: №2, 4

НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. УКАЖИТЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ.Безветрие и все небо залито ровной синевой.Мы ночевали в

Слайд 24В КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРИДАТОЧНОЕ ПРИЧИНЫ?
А) Солнце светило так ярко, что всё

кругом сверкало и искрилось.
Б) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трёх портретах в чёрных деревянных рамах.
В) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.
Г) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Ответ: предложение № Б, В, Г

В КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРИДАТОЧНОЕ ПРИЧИНЫ?А) Солнце светило так ярко, что всё кругом сверкало и искрилось.Б) Я замолчал

Слайд 25В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИДАТОЧНОЕ ЦЕЛИ?
А) Молю, чтоб буря не застала, гремя

в наряде боевом.
Б) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
В) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги не собьют.
Г) Если за день ничему не научишься, значит весь день шёл назад.

Ответ: предложение № Б

В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ПРИДАТОЧНОЕ ЦЕЛИ?А) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом.Б) Чтоб чем-нибудь играть

Слайд 26ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАФИЧЕСКИ ОБЪЯСНИТЕ ПУНКТУАЦИЮ.
1) Изредк… солнечный луч прорвавшись сквозь тучи

падал на отдельные березы которые вспых…вали одна за другой как золотые факелы но (тот) час гасли.

2) Плавающие льды попадались все чаще но (не) сплошными ма...сами а (в) виде красивых торосов пр...хотливые оч...ртания которых пр...водили в восторг людей (не) бывавших в северных морях.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГРАФИЧЕСКИ ОБЪЯСНИТЕ ПУНКТУАЦИЮ.1) Изредк… солнечный луч прорвавшись сквозь тучи падал на отдельные березы которые вспых…вали

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть