Презентация, доклад по русскому языку на тему Капризные приставки (Буквы з и с на конце приставок) 5 класс

Содержание

Приём «Ассоциативный ряд»: Какие возникают ассоциации со словом «каприз»?Составление словосочетаний

Слайд 1Цель: 1) формирование умения выбирать нужную букву на конце приставки; 2) воспитывать

инициативность и самостоятельность; 3) развивать логическое и творческое мышление.

«Капризные приставки»
(Буквы З и С на конце приставок»

Цель:  1) формирование умения выбирать нужную букву на конце приставки; 2) воспитывать инициативность и самостоятельность; 3)

Слайд 2Приём «Ассоциативный ряд»:

Какие возникают ассоциации со словом «каприз»?

Составление словосочетаний



Приём «Ассоциативный ряд»: Какие возникают ассоциации со словом «каприз»?Составление словосочетаний

Слайд 3Актуализация знаний

Универсальный приём
«Согласен – не согласен».
Способствует

актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Актуализация знаний Универсальный приём «Согласен – не согласен».   Способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной

Слайд 4Я утверждаю, что

1.Приставка – это морфема, стоящая после корня.
2.Приставка – это

морфема, служащая для образо- вания новых слов.
3.Постоянные приставки – это приставки, которые пишутся всегда одинаково, независимо от про-изношения.
4.Во всех словах данного ряда есть постоянные приставки: вход, подъезд, пошёл, напиток.
5.Во всех словах данного ряда есть постоянная приставка - С: (с, з)десь, (с, з)бор, (с, з)дание

Я утверждаю, что1.Приставка – это морфема, стоящая после корня.2.Приставка – это морфема, служащая для образо- вания новых

Слайд 5Проверка 1. не согласен 2. согласен 3. согласен 4. согласен 5. не согласен
Форма

работы учащихся
Индивидуальная (самостоятельное выполнение задания)
Парная (взаимопомощь и взаимопроверка по образцу)

Проверка 1. не согласен 2. согласен  3. согласен  4. согласен  5. не согласенФорма работы

Слайд 61. Что общего и различного между данными группами слов? 2. Соответствует ли

произношение согласных в приставках их написанию?




1. Что общего и различного между данными группами слов? 2. Соответствует ли произношение согласных в приставках их

Слайд 7Возвращение к теме урока

Лингвистическая задача.
1. Из слова разжечь возьмите приставку.
2. Из

слова гадать – корень.
3. Из слова упаковка – суффикс.
4. И окончание – из слова справка.

(раз + гад + к + а)

Какая приставка пишется в слове «разгадка» и почему?
Разгадали, почему эти приставки такие «капризные»?
Возвращение к теме урокаЛингвистическая задача.1. Из слова разжечь возьмите приставку.2. Из слова гадать – корень.3. Из слова

Слайд 8Низ -
Раз -
Без -
Чрез -
Воз -
Из

-

При встрече со звонкими согласными пишутся приставки
НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-

Низ - Раз - Без - Чрез - Воз - Из - При встрече со звонкими согласными

Слайд 9
Нис -
Ис -
Рас -
Вос -
Бес -
Бес

-

Чрес -

При встрече с глухими согласными приставки
НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-
меняют букву З на С и превращаются в приставки:

Нис - Ис - Рас - Вос - Бес - Бес - Чрес - При встрече с

Слайд 10
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз -, из -,
через -, раз

-, и без –
Но звук глухой согласный их
встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без- и через-
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.

П о м н и т е!

Живут на свете, людям помогая,Приставки воз -, из -,через -, раз -, и без –Но звук глухой

Слайд 11
Фока, хочешь поесть щец?

Фока, хочешь поесть щец?

Слайд 12

Приём “Своя опора“ Универсальный приём, сворачивающий информацию. Формирует: *умение выделять главную мысль; *умение устанавливать связи между объектами; *умение представлять информацию в «свернутом виде». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.




Слайд 13если
глухой
согласный


С

если
звонкий согласный


З

1. Выделить в слове приставку.

2. Посмотреть на букву согласного звука после приставки

если глухой согласный           С

Слайд 14 Творческое применение Приём «Морфологический ящик». Работа в парах: вставить пропущенные буквы, распределить слова

в 2 столбика в соответствии с изученной орфограммой
Творческое применение  Приём «Морфологический ящик».  Работа в парах: вставить пропущенные буквы, распределить слова в

Слайд 15И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…действовать, во…стание,

ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

з

с

с

з

с

с

з

с

з

з

с

с

з

з

з

с

И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…действовать, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование зссзссзсззссзззс

Слайд 16Приём “Лови ошибку” Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Приём “Лови ошибку”  Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.  Формирует:  умение анализировать информацию;  умение

Слайд 17 Приём «Ситуативные задачи» Помогите Пете Ошибкину
Бе__дарный
Бе__конечный
Бе_цельный
Ра__менять
Ра__чертить
Ра_щедриться
Ра_бить




с
з
с
з
с
з
з
с
з
с
з

Приём «Ситуативные задачи» Помогите Пете Ошибкину Бе__дарныйБе__конечныйБе_цельныйРа__менятьРа__чертитьРа_щедритьсяРа_битьсзсзсззсзсз

Слайд 18Четвертое лишнее

Четвертое лишнее

Слайд 19Бесстрашный
Бесхарактерный
Бесчувственный
Бесболезненный

Бесстрашный БесхарактерныйБесчувственный Бесболезненный

Слайд 20Беспричинный
Бесцветный
Бестолковый
Бесвкусный

БеспричинныйБесцветный БестолковыйБесвкусный

Слайд 21Расчерченный
Искоренить
Расгоряченный
Расположенный

РасчерченныйИскоренитьРасгоряченныйРасположенный

Слайд 22Расписанный
Испортить
Расграфить
Расколотый

РасписанныйИспортитьРасграфитьРасколотый

Слайд 23Чересчур
Бесдельник
Бесхребетный
Растрепанный

ЧересчурБесдельникБесхребетныйРастрепанный

Слайд 24Контроль знаний самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой

Контроль знаний  самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой

Слайд 25Проверка теста

1. Выберите приставку: Несколько дней стреляли бе…прерывно.
А) Бес-


Б) Без –
2. Выберите приставку: Наутро решили ра..бить крепость.
А) Рас-
Б) Раз –



Проверка теста1. Выберите приставку: Несколько дней стреляли бе…прерывно.А) Бес-

Слайд 263. Выберите приставку: Только стена оказалась во…становлена, даже будто новее стала.
А)

Воз-
Б) Вос –
4. Если за приставками бе…-, во…-, ра…-, ни…, чере…-, и…- следуют буквы р, н, м, л, то в приставках:
А) пишется буква з.
Б) пишется буква с.


3. Выберите приставку: Только стена оказалась во…становлена, даже будто новее стала.А) Воз-

Слайд 275. Выберите пропущенную букву.
во…сиять
…чистить
…гинуть
А) пишется буква з.


Б) пишется буква с.
6. Перед согласными ч, щ, ц в приставках бе…-, во…-, ра…-, ни…-, чере…-, и…- всегда пишется:
А) буква с.
Б) буква з.


5. Выберите пропущенную букву.во…сиять…чистить…гинуть А) пишется буква з.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть