Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова Витязь на распутье

Содержание

Цели урока:продолжать формировать интерес к былинной живописи, ее героям;способствовать эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению;развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.

Слайд 1Урок русского языка по теме: "Былинная живопись. Рассматривание картины В.М. Васнецова

"Витязь на распутье"

Подготовка к сочинению-описанию.

Урок русского языка по теме:

Слайд 2 Цели урока:
продолжать формировать интерес к былинной живописи, ее героям;
способствовать

эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению;
развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.

Цели урока:продолжать формировать интерес к былинной живописи, ее героям;способствовать эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу,

Слайд 3Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, - поза, особенности

старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний вид и изображение его коня.
Рассмотреть характерные детали окружающей среды, обогащающее понимание сюжета картины: предупреждающие, устрашающие, зловещие – черепа человека и коня, огромные камни, напоминающие черепа великанов, черные зловещие вороны, тревожный закат.

Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, - поза, особенности старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний

Слайд 4Обогатить речь архаизмами и историзмами : “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”,

“копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”, “сбруя коня”, “булатный меч”, “распутье”, “алатырь- камень”.

Обогатить речь архаизмами и историзмами : “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”, “копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”,

Слайд 5В.М.Васнецов. Витязь на распутье.
(1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В.М.Васнецов. Витязь на распутье.(1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 6Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского

уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича

Слайд 7«Иван - Царевич на Сером волке»

«Иван - Царевич на Сером волке»

Слайд 8«Три царевны подземного царства»

«Три царевны подземного царства»

Слайд 9«Алёнушка»

«Алёнушка»

Слайд 10У этой работы, созданной по мотивам былины "Илья Муромец и разбойники",

- долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием "Витязь" на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, "богатырскую" серию художника. Но он не удовлетворил его - Васнецову не хватало в нем былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который у же приобрел к тому времени его работы "Ковер-самолет" и "Бой скифов со славянами", новую версию картину. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, "прониклась" монументальностью.
У этой работы, созданной по мотивам былины

Слайд 11Новый вариант (но не последний, известны еще две законченные картины с

таким же названием) и стал "каноническим". Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную "фантастику" и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи - в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: "Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии".

Новый вариант (но не последний, известны еще две законченные картины с таким же названием) и стал

Слайд 12Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней

жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества. Художник Виктор Михайлович Васнецов назвал свое произведение “ Витязь на распутье”.
Как вы думаете, кто же такой витязь?
Так в древности называли богатыря. Храброго воина.
Что такое распутье?
От слова - “путь”, “ дорога”. А распутье – это несколько дорог “ перепутались” в одной точке – перекресток. Стоять на распутье – значит находиться в состоянии раздумья, сомнения, нерешительности.
Вспомните былину “Три поездки Ильи Муромца” . Выехал как- то Илья Муромец из города Мурома, из села Карачарова и в чистом поле увидел алатырь - камень ( большой камень на перекрестке дорог).
Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества.

Слайд 13 И от камня лежат три дороженьки. И на нем было

написано:
“По первой дороженьке ехать - убитым быть, По другой дороженьке ехать - женатым быть, По третьей дороженьке ехать - богатым быть”.
Художник В.М. Васнецов любил русские былины и написал несколько картин на их темы. Вот эта картина о русском витязе, который, подобно Илье Муромцу, остановился перед огромным камнем на перепутье дорог, а на камне высечены пророческие слова:
Как прямо ехати – Живу не бывати, Нет пути ни проезжему, Ни прохожему, ни пролетному. Направо ехати – женату быти, Налево - богату быти.

И от камня лежат три дороженьки. И на нем было написано: “По первой дороженьке ехать -

Слайд 14Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу

выбрать, а может, и судьбу? Боевой мощный конь тоже вроде призадумался, низко склонив голову.
Таинственны и зловещи краски окружающей природы. Холодные тона: блекло- зеленые, зеленовато – бурые, зеленые и светлые тона гаснут в свете вечерней зари. Мы видим также ярко - желтые, лиловые, серые, черные, фиолетово- синие.
Тёплые тона:оранжевые, красновато - оранжевые – отблески закатного солнца; красное копье, белый конь.
Эти контрастные цвета создают настроение тревожности, опасности, предостережения.
Цветовое противопоставление здесь - светлая фигура витязя на темном фоне окружающей природы. Посмотрим, на что указывает огромное красное копье всадника. На череп человека и лошади - зловещие знаки опасности.
Черные птицы на камне- это черные вороны. Один прямо летит на богатыря, мы слышим их карканье и чувствуем приближение беды.

Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу выбрать, а может, и судьбу? Боевой

Слайд 15Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что

позволило художнику показать бескрайность русских просторов, беспредельность земли, по которой можно долго- долго ехать и не встретить ни одного человека, ни какого жилья. А тут перед тобой перекресток – пересечение нескольких дорог, да еще такое зловещее предостережение…И куда ехать? Какую выбрать дорогу? И что там ждет – жизнь или смерть? Витязь совсем один, ему не у кого спросить совета. Надо самому определяться. Вот почему он стоит в раздумье.

Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что позволило художнику показать бескрайность русских просторов,

Слайд 16Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта,

становится огромной, величественной, значимой. Такому воину не страшны никакие темные силы. Победно выглядит и мощная фигура белого боевого коня - друга и соратника воина. Он – как символ чистоты, веры в победу. Посмотрите, какой интересный сюжет придумал художник! Вам нравится эта картина?

Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта, становится огромной, величественной, значимой. Такому воину

Слайд 17Домашнее задание: написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Воспользуйтесь

опорными конспектами урока и упр.№ 148, 149.
Домашнее задание: написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».Воспользуйтесь опорными конспектами урока и упр.№ 148,

Слайд 18


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть