Слайд 1Урок русского языка по теме: "Былинная живопись. Рассматривание картины В.М. Васнецова
"Витязь на распутье"
Подготовка к сочинению-описанию.
Слайд 2 Цели урока:
продолжать формировать интерес к былинной живописи, ее героям;
способствовать
эмоционально - нравственному сопереживанию художественному образу, его настроению;
развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление, умение общаться по поводу увиденного.
Слайд 3Обратить внимание на рисунок, передающий состояние раздумья витязя, - поза, особенности
старинной одежды русского богатыря, вооружения, внешний вид и изображение его коня.
Рассмотреть характерные детали окружающей среды, обогащающее понимание сюжета картины: предупреждающие, устрашающие, зловещие – черепа человека и коня, огромные камни, напоминающие черепа великанов, черные зловещие вороны, тревожный закат.
Слайд 4Обогатить речь архаизмами и историзмами : “витязь”, “богатырь”, “доспехи”, “шлем”, “кольчуга”,
“копье”, “колчан со стрелами”, “булава”, “щит”, “сбруя коня”, “булатный меч”, “распутье”, “алатырь- камень”.
Слайд 5В.М.Васнецов. Витязь на распутье.
(1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 6Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского
уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), а затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. М. Чернышёва. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учёбы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
Член мамонтовского кружка в Абрамцеве.
В 1893 году Васнецов стал действительным членом Академии художеств.
Слайд 7«Иван - Царевич на Сером волке»
Слайд 8«Три царевны подземного царства»
Слайд 10У этой работы, созданной по мотивам былины "Илья Муромец и разбойники",
- долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием "Витязь" на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, "богатырскую" серию художника. Но он не удовлетворил его - Васнецову не хватало в нем былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который у же приобрел к тому времени его работы "Ковер-самолет" и "Бой скифов со славянами", новую версию картину. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, "прониклась" монументальностью.
Слайд 11Новый вариант (но не последний, известны еще две законченные картины с
таким же названием) и стал "каноническим". Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную "фантастику" и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи - в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: "Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии".
Слайд 12Перед вами картина на сюжет былин Древней Руси, тогда в ней
жили отважные, могучие богатыри, защитники Отечества. Художник Виктор Михайлович Васнецов назвал свое произведение “ Витязь на распутье”.
Как вы думаете, кто же такой витязь?
Так в древности называли богатыря. Храброго воина.
Что такое распутье?
От слова - “путь”, “ дорога”. А распутье – это несколько дорог “ перепутались” в одной точке – перекресток. Стоять на распутье – значит находиться в состоянии раздумья, сомнения, нерешительности.
Вспомните былину “Три поездки Ильи Муромца” . Выехал как- то Илья Муромец из города Мурома, из села Карачарова и в чистом поле увидел алатырь - камень ( большой камень на перекрестке дорог).
Слайд 13 И от камня лежат три дороженьки. И на нем было
написано:
“По первой дороженьке ехать - убитым быть,
По другой дороженьке ехать - женатым быть,
По третьей дороженьке ехать - богатым быть”.
Художник В.М. Васнецов любил русские былины и написал несколько картин на их темы. Вот эта картина о русском витязе, который, подобно Илье Муромцу, остановился перед огромным камнем на перепутье дорог, а на камне высечены пророческие слова:
Как прямо ехати –
Живу не бывати,
Нет пути ни проезжему,
Ни прохожему, ни пролетному.
Направо ехати – женату быти,
Налево - богату быти.
Слайд 14Читает эти слова витязь и раздумывает: куда же ехать? Какую дорогу
выбрать, а может, и судьбу? Боевой мощный конь тоже вроде призадумался, низко склонив голову.
Таинственны и зловещи краски окружающей природы. Холодные тона: блекло- зеленые, зеленовато – бурые, зеленые и светлые тона гаснут в свете вечерней зари. Мы видим также ярко - желтые, лиловые, серые, черные, фиолетово- синие.
Тёплые тона:оранжевые, красновато - оранжевые – отблески закатного солнца; красное копье, белый конь.
Эти контрастные цвета создают настроение тревожности, опасности, предостережения.
Цветовое противопоставление здесь - светлая фигура витязя на темном фоне окружающей природы. Посмотрим, на что указывает огромное красное копье всадника. На череп человека и лошади - зловещие знаки опасности.
Черные птицы на камне- это черные вороны. Один прямо летит на богатыря, мы слышим их карканье и чувствуем приближение беды.
Слайд 15Полотно представляет вытянутый по горизонтали прямоугольник с высокой линией горизонта, что
позволило художнику показать бескрайность русских просторов, беспредельность земли, по которой можно долго- долго ехать и не встретить ни одного человека, ни какого жилья. А тут перед тобой перекресток – пересечение нескольких дорог, да еще такое зловещее предостережение…И куда ехать? Какую выбрать дорогу? И что там ждет – жизнь или смерть? Витязь совсем один, ему не у кого спросить совета. Надо самому определяться. Вот почему он стоит в раздумье.
Слайд 16Фигура всадника изображена на переднем плане, она вырастает над линией горизонта,
становится огромной, величественной, значимой. Такому воину не страшны никакие темные силы. Победно выглядит и мощная фигура белого боевого коня - друга и соратника воина. Он – как символ чистоты, веры в победу. Посмотрите, какой интересный сюжет придумал художник! Вам нравится эта картина?
Слайд 17Домашнее задание: написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Воспользуйтесь
опорными конспектами урока и упр.№ 148, 149.