Слайд 1
Байтасова Багила Амантаевна учитель русского языка и литературы, ошс «Комсомол»
(Айнатас)
Слайд 4 Сложносочиненное предложение
Байтасова Багила Амантаевна учитель русского языка и литературы, ошс
«Комсомол» (Айнатас)
Слайд 5Работа по карточкам
1 группа Карточка №1
Используя схемы расскажите об основных видах сложных предложений. Подберите примеры, обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему? [ ], [ ]. [ ], ( который…) [ ], и [ ].
Слайд 6
1. Простые предложения, входящие в состав ССП,
связываются между собой… 2. Между частями ССП может и не быть запятой если…
3. Грамматические и интонационно-смысловые особенности ССП передаются на письме с помощью…. .
2группа Карточка №2
Слайд 73группа Карточка №3
Заполните таблицу и озвучьте её
Слайд 91. Группа
1. Предложение – это синтаксическая единица?
2. В
сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
Слайд 102.группа
1.К противительным союзам относятся НО,
А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО
2.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами?
3.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ
Слайд 113. группа
1. В ССП простые предложения неравноправны?
2. Между частями
сложносочиненного предложения не ставится запятая.
с соединительными союзами
3. К соединительным союзам относятся . И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.
Слайд 12Практикум
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между
частями сложносочиненного предложения.
2. Начертите схемы предложений.
Слайд 13То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
Ни
солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Слайд 143. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые
часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
Слайд 155. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный
весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Слайд 16Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
Слайд 17Проверка
2.
5.
3.
Ни [ - = ] ,
ни [ = ].
[ = - ] , да [ = -].
Не только [ - = ] , но и [ - = ].
Слайд 186. [ - = ] , зато [ = ].
1.
4.
То [ = - ] , то [ = - ].
Либо [ - = ] , либо [ - = ].
Слайд 20Расставьте знаки препинания
1. То светило солнце то шел дождь.
2. На
горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.
3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Слайд 21Самоконтроль
То светило солнце, то шел дождь.
На горе то расстилался
лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны.
Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Слайд 22В каком предложении запятая
не нужна?
Становилось жарко и я поспешил домой.
Сумерки
приближались и надо было торопиться.
Вот крик и снова все затихло.
От кого письмо и что в нем сообщается?
Слайд 241.Определите сложное предложение.
А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.
В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.
D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.
Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.
Слайд 252. Определите сложносочинённое предложение.
А) Изобразить чувство, которое я испытывал в
то время, очень трудно.
В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.
С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.
D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.
Слайд 263. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая
А) Я гашу
лампу и ночь начинает медленно светлеть.
В) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
С) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Д) Солнышко село и зорька погасла.
Е) Не то мысль не то слово бродили в голове
Слайд 27
А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.
Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.
4. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.
Слайд 285.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
А) Морозы всё время стояли
трескучие, и зима затянулась.
В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.
D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.
Е) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая
Слайд 29Ключ к тесту
1. Д
2. С
3. В
4. Е
5. А