Слайд 1Урок русского языка в 10 классе
Язык как система
Задачи урока:
дать
понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях;
продолжить развитие навыков краткой записи устного сообщения;
устанавливать связь новой для учащихся информации о русском языке с раннее приобретенными знаниями.
Слайд 2Понятие структуры
Структура – единство однородных элементов в пределах целого.
Структура –
внутренне свойство системы. В понятие структуру входят элементы, которые её составляют. Структура – правила, элементы – объекты.
Структура важнее, чем составляющие её элементы, т.к. известно, что каждый элемент приобретает свойство только в системе. Например:
Звук (кот)
К Суффикс – строй-К-А
Слово (предлог)
Слайд 3ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ
Система – это единство однородных взаимообусловленных элементов, совокупность элементов, которая
характеризуется:
закономерными отношениями между элементами;
целостностью как результатом этого взаимодействия;
автономностью поведения;
несуммарностью свойств системы по отношению к свойствам составляющих её элементов.
Слайд 4Система языка
изменчивость
устойчивость
Это внутренне организованная
совокупность языковых единиц
разных уровней,
связанных устойчивыми
отношениями и
представляющих определённую
целостность.
Открытая система,
постоянно взаимодействующая
с окружающей средой, с познавательной
деятельностью человека, его
практической деятельностью,
с развитием его мышления
Слайд 5ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА и ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ (УРОВНИ) ЯЗЫКА
Человеческий язык – это система
взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Элементом языковой системы является слово.
В языке существуют и другие единицы: фонема, морфема, лексема (слово),предложение.
Каждая ЯЕ состоит из единиц низшего уровня и/или входит в состав высшего уровня.
Состоит из
Единица
Входит в
Слайд 6Язык - «системы систем», которую образуют единицы разных уровней.
Уровни –
это подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.
В пределах одного уровня единицы вступают друг с другом в непосредственные отношения, в которые не могут вступать единицы разных уровней.
Слайд 7В языке сосуществуют, составляя единую сложную структуру, различные единицы, каждая из
которых выполняет свою особую функцию.
Эти единицы объединяются в особые подсистемы, или образуют уровни в его структуре.
Уровень - та часть структуры языка, которая имеет соответствующую одноимённую единицу.
Слайд 8Единицы языка
Звуки речи
Морфемы
Предложения
Слова
Слайд 9Уровни языковой системы:
Звуки речи
и слоги
Морфемы
Слова и
фразеологизмы
Словосочетания,
предложения
фонетический
морфемный
лексический
синтаксический
Слайд 10Простейшая, далее не делимая единица языка.
Значения не имеет.
Служит для опознавания и
различения значимых единиц языка – морфем.
Гласные
Согласные
Звуки речи
Слайд 11Минимальная значимая единица языка
Главная морфема – корень, в котором заключено основное
лексическое значение слова.
Суффикс, приставка, окончание вносят дополнительные значения – словообразовательные, грамматические.
Морфемы
Слайд 12Основная значимая единица языка
Служит для наименования предметов, их свойств, состояний, явлений,
отвлечённых понятий, для выражения дополнительных значений.
Имеет лексическое и грамматическое значение.
Принадлежит к определенной части речи.
Слово
Слайд 13Слова
Части речи
Самостоятельные
Служебные
Слова самостоятельные,
обозначающие элементы действительности
Слова
служебные, не являющиеся
названиями предметов,
признаков,
действий, понятий, явлений
действительности
Слайд 14Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Предлоги
Союзы
Частицы
Междометия (особый грамматический класс)
Самостоятельные
Служебные
Слайд 15Одна из основных единиц синтаксического уровня.
Минимальная единица речи, речевого общения, коммуникации.
Это
высказывание, фраза, являющиеся сообщением о чём-либо.
Рассчитано на слуховое и зрительное восприятие.
Обладает смысловой и интонационной законченностью.
Имеет эмоциональную окрашенность.
Предложение
Слайд 16Двусоставные
Односоставные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Бессоюзные
Простые
Сложные
Простые
осложнённые
однородными членами
Обращением
Вводным словом
Обособленным оборотом
Предложения
Слайд 17Уровни языковой системы:
Звуки речи
и слоги
Морфемы
Слова и
фразеологизмы
Словосочетания,
предложения
фонетический
морфемный
лексический
синтаксический
Слайд 18Стороны языка
Орфоэпия
Орфография
Пунктуация
Стилистика
Языковая норма
Слайд 19Словообразование
Лексика
Морфология
Синтаксис
Фонетика
Взаимосвязь единиц языка разных уровней
Слайд 21
СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ
Языковая система - система иерархически образованных уровней и
систем.
Для языка важнейшим различием между уровнями является понятие языковой знак (он двусторонен), т.е. имеет план выражения и план содержания.
Незнаковый уровень – фонемный,
Знаковые уровни: морфемный, лексический и синтаксический.
Слайд 221) Классификация уровней с коммуникативной точки зрения может разделить уровни на
знаки, полузнаки и сигналы.
Основной знак языка - слово.
С коммуникативной т.зр:
Предложение – полный знак;
Слово – частичный знак;
Морфема – полузнак;
Фонема – сигнал.
Слайд 23
2) Классификация ЯЕ делятся на:
Коммуникативные – (предложения);
Номинативные - (слова);
Строевые – (фонемы)
Л.Ельмслев
выделял фигуру – строевую единицу (не знак), входящую в знаковую систему как часть знака. Это единица, у которой есть только план выражения (односторонняя).
Слайд 24Определить языковой знак можно по типам отношений с другими знаками.
1) иерархические
(соподчинения);
2) синтагматические (линейные);
3) парадигматические (системные).
Именно эти отношения лежат в основе разграничения понятий «язык – речь».
Ф. де Соссюр: синтагматические и ассоциативные типы отношений соответствуют 2-м разным уровням:
Синтагматические – членение целого на элементы.
Парадигматические – группировка элементов по ассоциативному сходству.
Слайд 25СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Синтагматические отношения (синтагма) – линейные отношения между единицами языка в
цепочке при последовательном употреблении в реальной речи.
Этот тип отношений представлен на всех уровнях языка: фонемы образуют морфемы, морфемы – слова, слова образуют предложения. Всё это – синтагматические отношения или связи.
Синтагматические отношения – это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи, или в составе единиц более высокого уровня. Синтагматические отношения проявляются в сочетаемости, e.g. девочка поёт.
Синтагматика - сочетаемость главного и зависимого слова, влияние единиц друг на друга.
Слайд 26Примеры синтагматических отношений ЯЕ:
в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень);
вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень);
учи=тель,
при=ехать (словообразовательный подуровень);
высокий человек, высокий тополь (лексический уровень);
Гора – высокая (синтаксический уровень).
Слайд 27ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Парадигматические отношения – нелинейные и неодновременные отношения. Это объединение элементов
в группы в памяти или сознании говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Члены парадигмы либо взаимно исключают, либо соединяют друг друга.
Парадигматические отношения – отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня так или иначе связанные по смыслу (синонимы, антонимы). На этих отношениях основываются парадигматические ряды.
Грамматическая парадигма – парадигма падежа, лица и числа.
Лексическая парадигма: объединение ЛЕ по общему признаку, но и противопоставленных друг другу: ворон, ястреб, сокол, орёл.
Слайд 28Примеры парадигматических отношений оппозитивного типа:
фонологический уровень
ора
ора
морфологический
уровень
гор<а>
гор<ы>
словообразовательный подуровень
гор<н>ый
гор<ец
лексический уровень
высокий – низкий
Слайд 29словообразовательный подуровень
чита[льня]
чита[лка]
синтаксический уровень
Студенты успешно сдали экзамены
и разъехались на каникулы.
Успешно сдав экзамены,
студенты разъехались на каникулы.
Слайд 30Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:
фонемы
входят в морфемы <вод><а>;
морфемы <вод><а> входят в слово <вода>;
слово <вода> входит в предложение <Вода течет>.
Слайд 31КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ
Свойства единиц каждого уровня не выводимы из свойств единиц
предыдущего уровня.
существование отдельного уровня предполагает, что всё высказывание без остатка может быть представлено в терминах единиц этого уровня.
e.g. Ма – мА | мо – ет | Ра – му.
Каждый уровень обладает собственной синтактикой.
e.g. Frieden-, kampf – отдельные слова
Freiden-s-kampf – одно слово из разных морфем.
Der Kampf fur Frieden.
Понятие подсистемы шире, чем понятие уровень.