Слайд 1Занятие № 61-62 15.02.2018
Тема занятия:
“Глагол. Грамматические
признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола.”
Слайд 2Цель занятия:
Обобщение и систематизация знаний о глаголе как части речи.
Слайд 3Эпиграф к занятию:
“Движение и его выражение - глагол - являются основой
языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе”.
Алексей Николаевич Толстой
2. “Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!”
Алексей Кузьмич Югов
Слайд 4А.А. Фет “Шёпот, робкое дыханье…”
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро
и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В чем своеобразие данного стихотворения?
Слайд 5
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Начальная форма глагола - инфинитив (или неопределенная форма глагола). Признаки инфинитива: словообразующие суффиксы ти, ть (идти, нести, говорить).
Слайд 6Грамматические признаки глагола:
Постоянные:
вид;
переходность/непереходность;
возвратность/невозвратность;
спряжение.
2. Непостоянные:
наклонение;
время;
лицо;
число;
род.
Слайд 7Вид глаголов:
Совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?): выучить.
Несовершенный (что делать?
что делал? что будет делать?): учить.
Слайд 9Возвратные и невозвратные глаголы:
Возвратные глаголы имеют постфикс -ся, - сь: улыбнулись,
обрадовался.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся, - сь: выучили, обрадовал.
Слайд 10Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.
Как определить
спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Поставить глагол в неопределенную форму: пилит - что делать? - пилить.
Определить, какая гласная стоит перед ть.
II спряжение:
Глаголы на -ить (кроме брить, стелить): пилить , клеить.
4 глагола на -ать: слышать, гнать. держать, дышать.
7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть.
I спряжение:
Все глаголы на -еть (кроме 7-и исключений);
Все глаголы на - ать (кроме 4-х исключений);
Все остальные глаголы (на - оть, - уть, - ять, - ыть)
Слайд 11Наклонение глагола:
Изъявительное. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят
или будут происходить на самом деле: создаю, создавал, буду создавать, создал, создала.
Условное. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях (глагол прошедшего времени + бы): вылечил бы, сделали бы.
Повелительное. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить: учи, бросайте, спрячьтесь.
Слайд 12Время глагола:
Прошедшее
Настоящее
Будущее
Глаголы несовершенного вида: читать (что делать?)
читал (прошедшее), читаю (настоящее), буду
читать (будущее, сложная форма)
Глаголы совершенного вида: прочитать (что сделать?)
прочитал (прошедшее), нет формы настоящего времени, прочитаю (будущее)
Слайд 14Число глагола:
Единственное число (действие одного предмета). Вопрос: что делает? (рисует, улыбается)
Множественное
число (действие нескольких предметов). Вопрос: что делают? (рисуют, улыбаются)
Слайд 15Род глагола:
Мужской (что делал?): читал, учил;
Женский (что делала?): строила, помогала;
Средний (что
делало?): росло, согревало.
Слайд 16Правописание НЕ с глаголом.
НЕ с глаголом пишется раздельно!
Исключения составляют глаголы, которые
без НЕ не употребляются: ненавидеть, нездоровится, негодовать, невзлюбить, неволить.
Слайд 17Правописание суффиксов глаголов:
Суффиксы -ова, -ева, - ива, -ыва.
Если глагол в
1 лице оканчивается на -ую, -юю, то в инфинитиве (и в формах прошедшего времени) нужно писать суффикс -ова, - ева.
Например: советую - советовать, советовал.
2. Если глагол в 1 лице оканчивается на - ываю, - иваю, то в инфинитиве (и в форме прошедшего времени) нужно писать суффикс -ыва, -ива. Например: приказываю - приказывать, приказывал.
Слайд 18Правописание Ь на конце глаголов:
1. Начальная форма (инфинитив): что делать?
что сделать?
учиться, нравиться (ь пишется!)
2. Форма 3 лица: что делает? что делают?
нравится, нравятся (ь не пишется!)
3. Форма 2 лица ед. ч.: поешь, читаешь, учишься (ь пишется!)
4. Повелительное наклонение (после мягких согласных и шипящих): познакомься, отрежь, отрежьте (ь пишется!)
Слайд 19Морфологический разбор глагола:
Часть речи, ОГЗ, вопрос.
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки.
а) Постоянные
морфологические признаки:
вид (совершенный, несовершенный)
переходность (переходный, непереходный)
возвратность (возвратный, невозвратный)
спряжение (I, II)
б) Непостоянные морфологические признаки:
наклонение
время (только в изъявительном наклонении)
лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении)
число
род (только в прошедшем времени ед. ч.)
3. Синтаксическая роль в предложении.
Слайд 20Спишите текст, заменяя глаголы в форме инфинитива глаголами в повелительном наклонении,
определите спряжение глаголов.
Приготовление жареных грибов.
Грибы очистить, промыть, нарезать соломкой, положить на разогретую сухую сковороду, прикрыть крышкой и жарить на среднем огне до тех пор, пока выпущенный грибами сок не выкипит почти полностью, затем посолить, добавить мелко нарезанный лук, подлить масло, перемешать и продолжать жарить на более умеренном огне до образования коричневого колера около 20 минут. После этого поперчить, посыпать мелко нарезанной зеленью укропа и петрушки, перемешать, прожарить 2-3 минуты, добавить сметану и довести ее до кипения.
Слайд 21Исправленный вариант текста:
Приготовление жареных грибов.
Грибы очистите(2), промойте(1), нарежьте(1) соломкой, положите(2) на
разогретую сухую сковороду, прикройте(1) крышкой и жарьте(2) на среднем огне до тех пор, пока выпущенный грибами сок не выкипит(2) почти полностью, затем посолите(2), добавьте(2) мелко нарезанный лук, подлейте(2) масло, перемешайте(1) и продолжайте(1) жарить(2) на более умеренном огне до образования коричневого колера около 20 минут. После этого поперчите(2), посыпьте(1) мелко нарезанной зеленью укропа и петрушки, перемешайте(1), прожарьте(2) 2-3 минуты, добавьте(2) сметану и доведите(2) ее до кипения.
Слайд 22Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ.
Если в жизни не
ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.
Слайд 23Правильный вариант:
Если в жизни не ленитЬся, можно многого добитЬся.
Кто упорно трудится,
у того всё сбудется.
Чтобы не превратитЬся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеятЬся первым, тогда другим уже не будет повода повеселитЬся.
Не стоит на зеркало обижатЬся, если отражение не нравится.
Кто на авось полагается, судьбой не распоряжается, а слепо ей подчиняется.
Чтобы прославитЬся, не стремись всем понравитЬся.
Слайд 24Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.
Санкционир...вать митинг, участв...вать
в беседе, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение торфа, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Слайд 25Правильный вариант:
Санкционировать митинг, участвовать в беседе, выведывать тайну, оказывать воздействие, приказывать
подчиненному, раскручивать веревку, разведывать месторождение торфа, докладывать о результатах, исповедовать ислам, проповедовать добро, попотчевать пельменями, командовать армией, опробовать новое оружие, использовать достижения техники.
Слайд 26Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол:
Зарубить на носу
Хвастаться
Пускать пыль в глаза Загрустить
Обвести вокруг пальца Думать
Повесить нос Запомнить
Сесть в калошу Испугаться
Раздуть из мухи слона Бездельничать
Душа в пятки ушла Преувеличивать
Бить баклуши Обмануть
Ломать голову Опозориться
Слайд 27Правильный вариант:
Зарубить на носу
Запомнить
Пускать пыль в глаза Хвастаться
Обвести вокруг пальца Обмануть
Повесить нос Загрустить
Сесть в калошу Опозориться
Раздуть из мухи слона Преувеличивать
Душа в пятки ушла Испугаться
Бить баклуши Бездельничать
Ломать голову Думать
Слайд 28Сделайте морфологический разбор глаголов:
Картофель варится
Любишь фрукты
Поставь тарелку!
Поговорим о рецептах
Хотеть счастья
Слайд 29Домашнее задание:
Выполнить морфологический разбор глаголов:
Попробуй салат
Овощи тушатся