Презентация, доклад по русскому языку на тему Неопределенная форма глагола (5 класс)

Содержание

  Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой ( инфинитивом ).          Неопределенная форма (инфинитив) выделяется среди глагольных форм, тем, что она: представляет глагол в словаре; имеет свои формообразовательные суффиксы: -ть, -ти,

Слайд 1Малышева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2» г.Салехард
Неопределенная

форма глагола
Малышева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2» г.СалехардНеопределенная форма глагола

Слайд 2   Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой ( инфинитивом ).     

    Неопределенная форма (инфинитив) выделяется среди глагольных форм, тем, что она: представляет глагол в словаре;
имеет свои формообразовательные суффиксы: -ть, -ти, -чь:          читать,     нести,     испечь;

Неопределенная форма глагола

  Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой ( инфинитивом ).           Неопределенная форма

Слайд 3 Из всех грамматических признаков сохраняет лишь
вид (совершенный / несовершенный),
переходность / непереходность,
возвратность

/ невозвратность.
        Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? 

Грамматические признаки

Из всех грамматических признаков сохраняет лишьвид (совершенный / несовершенный),переходность / непереходность,возвратность / невозвратность.       

Слайд 4 Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает.
Не на пользу книги ч.тать, когда

только в.ршки с них хв.тать.

Прочитайте пословицы

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. 	Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.Прочитайте пословицы

Слайд 5– Объясните правописание орфограмм. – На какую тему эти пословицы? – Запишите в

тетрадь, выделяя орфограммы.
- Прочитайте подчёркнутые слова. – К какой части речи они относятся? – Что вы знаете о глаголе?
– Объясните правописание орфограмм. – На какую тему эти пословицы? – Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.- Прочитайте

Слайд 6Что делает?
читает
Знает
Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -ет
читать
Хватать
Вопрос,

вид

Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

Что делать?

Что делает?читаетЗнаетГлаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание -етчитатьХвататьВопрос, видЧто вы можете сказать о глаголах

Слайд 7Глагол неопределенной формы. Инфинитив (с лат. «неопределённый»)
Цель урока: научиться определять глагол –

инфинитив в устной и письменной речи.
Глагол неопределенной формы. Инфинитив (с лат. «неопределённый»)Цель урока: научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной

Слайд 8Отвечают на вопросы…; имеют вид…;
суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь;
нет окончаний, нет

числа, нет лица, не имеют формы времени.

Расскажите о глаголах неопределенной формы

Отвечают на вопросы…; имеют вид…;суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы

Слайд 9Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему

вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?».
Например, кидать, расти, печь, затопить, развести, лечь. На конце таких глаголов всегда пишется мягкий знак.

Как определить глагол в неопределенной форме?

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной

Слайд 10Необходимо отличать инфинитив от глаголов в личной форме, особенно если есть

возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого задайте вопрос к слову. Если глагол отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?», то это неопределенная форма. А если на вопрос «что делает?», «что сделает?» - третье лицо единственного числа.
Эта задача (что делает?) решается просто. - На этот поступок (что сделать?) решиться непросто.

Необходимо отличать инфинитив от глаголов в личной форме, особенно если есть возвратный суффикс «-ся», «-сь». Для этого

Слайд 11Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком

(ться), то это инфинитив.
А если без мягкого знака, то это глагол в третьем лице единственного или множественного числа.
Посмотрите на написание данного слова. Если слово пишется с мягким знаком (ться), то это инфинитив. А если

Слайд 12Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет

дополнением (велел что?). 
В предложении «Я пришел в спортивный зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?». Это обстоятельство.
В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - определение: умением (каким?) играть. Это определение.

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. 

Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В предложении «Я пришел

Слайд 13Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать,

желаю, иметь, пляшет.

Выпишите глаголы неопределенной формы

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.Выпишите глаголы неопределенной формы

Слайд 14Как поступить, если хочется драться, Плакать, кричать и щипать, и бодаться? Хочется очень

толкать и брыкаться, Прыгать скакать и юлой извиваться…

Спишите, подчеркните глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться, Плакать, кричать и щипать, и бодаться? Хочется очень толкать и брыкаться, Прыгать

Слайд 15Образец: (наст.вр н.ф) Кормит – кормить,
Вот и выпал первый снег, И

обрадовал он всех. Побелело всё вокруг. Кошка ловит белых мух.  Дети весело бегут, Санки и коньки берут, Хорошо, что есть она, Наша зимушка – зима!

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец: (наст.вр н.ф) Кормит – кормить, Вот и выпал первый снег, И обрадовал он всех. Побелело всё

Слайд 16Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал).
Лучше

хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил).
Умение … дороже золота (работал).

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть