Презентация, доклад по русскому языку на тему Суффиксы ек-ик

Содержание

Определяем проблему урокаНайдите и выпишите существительные с ласкательным значением.Поешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Выделите в них суффикс. Какое противоречие вы заметили? Сформулируйте основной вопрос урока. Дружочек, лещик, кусочек

Слайд 1О грамоте и больной ноге
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: -

Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… - Нет, не могу. Нога болит, - ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет. - Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. - Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня мое письмо никто не разберет.
В. Гончаров
О грамоте и больной ногеОдин неграмотный пришел с поклоном к грамотею: - Будь другом, напиши письмо, а

Слайд 2Определяем проблему урока
Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.
Поешь же, миленький

дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Выделите в них суффикс.

Какое противоречие вы заметили?
Сформулируйте основной вопрос урока.

Дружочек, лещик, кусочек

Дружочек, лещик, кусочек.


Когда в суффиксах существительных -ек- и -ик-
пишется буква е, а когда – и?


Проверьте себя

Определяем проблему урокаНайдите и выпишите существительные с ласкательным значением.Поешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Выделите

Слайд 3БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.


БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ –ЕК, –ИК.

Слайд 4Проверьте себя
Решаем проблему, открываем новые знания
Обсудите в парах.
Какую закономерность можно

наблюдать в выборе буквы в суффиксах -ек, -ик?

замочек – замочка ключик - ключика

клубочек – клубочка зайчик - зайчика

носочек – носочка бантик - бантика

замочек – замочка ключик - ключика

клубочек – клубочка зайчик - зайчика

носочек – носочка бантик - бантика

Проверьте себяРешаем проблему,  открываем новые знанияОбсудите в парах. Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в

Слайд 5Проверьте себя
Решаем проблему, открываем новые знания
Сделайте вывод.
В каких случаях пишется

буква е, а в каких буква и в суффиксах -ек-, -ик-?

Сравните свои выводы с размышлениями Вити Перестукина .

Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек; если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик.

Проверьте себяРешаем проблему,  открываем новые знанияСделайте вывод. В каких случаях пишется буква е, а в каких

Слайд 6Стр. 111
Стр. 301

Стр. 111Стр. 301

Слайд 7Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек и

-ик в именах существительных».

1. Измени слово по падежам (просклоняй).

2. Посмотри, выпадает ли буква гласного в суффиксе.

3. Если выпадает, пиши – ек.

4. Если сохраняется, пиши – ик.

Проверьте себя

Разработайте алгоритм: «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы -ек и -ик в именах существительных».1. Измени слово

Слайд 8Алгоритм определения гласной в суффиксах –ЕК-,-ИК-
Измени форму слова
Если гласная выпадает,

то пишется суффикс
-ЕК-.

Если гласная не выпадает, то пишется суффикс
–ИК-.

Алгоритм определения гласной в суффиксах –ЕК-,-ИК- Измени форму слова Если гласная выпадает, то пишется суффикс  -ЕК-.Если

Слайд 9«И» и «Е» в суффиксах существительных
Если гласная сбежала,
Это «Е» была сначала:
Нет

ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК-
Пишем «Е» без проволочек.
Если гласная осталась,
То, конечно, оказалась,-
Это «И», а суффикс - -ИК-,
Это понял ученик!

Жили братики родные,
Человечки небольшие.
Мама их не знала горя:
-Ек и -Ик учились в школе.
-Ик – прилежный ученик,
-Ек – лентяй и озорник.
-Ек всё время убегал,
 Пропадал, вновь возникал.
-Ик всегда стоит на месте.
Он серьёзен и известен тем,
Что, как ты ни склоняй, -
-Ик всё в слове –
Так и знай!

«И» и «Е» в суффиксах существительныхЕсли гласная сбежала,Это «Е» была сначала:Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК-Пишем «Е» без проволочек.Если

Слайд 10На ик – приседаем
На ек - подпрыгиваем

На ик – приседаемНа ек - подпрыгиваем

Слайд 11Рефлексия
Вставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово.
Мешоч…к, билет…к, лист…к.

2. Двор…к, горош…к, куст…к.

3.

Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.


1. Мешочек, билетик, листик.

Дворик, горошек, кустик.

3. Словарик, клубочек, сыночек.

Проверьте себя

РефлексияВставьте пропущенную букву, найдите «лишнее» слово.Мешоч…к, билет…к, лист…к.2. Двор…к, горош…к, куст…к.3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к. 1. Мешочек, билетик,

Слайд 12Рефлексия

Рефлексия

Слайд 13Упражнение 937
Горшочек, клубочек,
дубочек, телёночек.
Упражнение 938
Тонкий шнурочек, робкий росточек, маленький замочек, прекрасный

уголочек, золотой ключик, расписной столик.

Самопроверка

Упражнение 937Горшочек, клубочек,дубочек, телёночек.Упражнение 938Тонкий шнурочек, робкий росточек, маленький замочек, прекрасный уголочек, золотой ключик, расписной столик.Самопроверка

Слайд 14
1
2
3
5
10
4
7
8
9
6
2 3 4 5 6 7

8 9 10
- - - - - - - - - - - -


ЛУЧ…К

123510478962  3  4  5  6  7  8  9  10-

Слайд 15Критерии оценивания:
Нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки – 3
5

и более ошибок – не справился с работой

Взаимопроверка

Критерии оценивания:Нет ошибок – 51-2 ошибки – 43-4 ошибки – 35 и более ошибок – не справился

Слайд 16АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно

было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой (какой, в чём)? 4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? 5. Как ты работал в паре, группе? 6. Оцени свою работу на уроке.


АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ 1. Что нужно было сделать? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2.

Слайд 17
Параграф – 80.
2. Упр. 939.
3. Составить графический рисунок к изученной орфограмме.

Параграф – 80.2. Упр. 939.3. Составить графический рисунок к изученной орфограмме.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть