Презентация, доклад по русскому языку на тему: СПП с придаточными изъяснительными 9 класс

Содержание

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4)Укажите ошибочное суждение.1. В слове СПОСОБ все согласные глухие.2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой

Слайд 1Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
9 класс

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными9 класс

Слайд 2Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4)
Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СПОСОБ

все согласные глухие.
2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков
НЕ совпадает.
3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.

2

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание А4)Укажите ошибочное суждение.1. В слове СПОСОБ все согласные глухие.2. В слове

Слайд 3Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание В7)
B7. В приведённом ниже предложении из

прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлёстким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

5

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА (задание В7)B7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Слайд 4Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА(задание А6)
А6. В каких словах правописание приставки определяется

её значением – «неполнота действия»?

1. приполз
2. привычный
3. придумала
4. привстал

4

Лингвистическая разминка Готовимся к ГИА(задание А6)А6. В каких словах правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

Слайд 5Словарные слова
Мозаика (из франц.)
Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков

стекла.
Вид искусства, состоящий в составлении таких картин.
Пёстрая смесь разнородных частей.
Вирусная болезнь растений.
Словарные словаМозаика (из франц.)Изображение или орнамент, выполненные из отдельных разноцветных кусочков стекла.Вид искусства, состоящий в составлении таких

Слайд 6Словарные слова
Фарфор (перс.)
Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными

примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д.
Изделия из такой массы, дважды обожжённые и покрытые глазурью.
Словарные словаФарфор (перс.)Искусственно изготовленная минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями: кварцем, полевым шпатом и т.д.Изделия

Слайд 7Словарные слова
Референдум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной

жизни.


Презентация -

представление

Словарные словаРеферендум (лат.) - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.Презентация - представление

Слайд 8Повторим изученное
1. На какие группы делятся СПП по их значению?
2.

Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
3. Как различить союз и союзное слово?
4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они выражаются?
5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

Повторим изученное1. На какие группы делятся СПП по их значению? 2. Каким образом связаны главное и придаточное

Слайд 9Придаточные изъяснительные
Отвечают на

вопросы

Относятся к


Чем прикрепляются

ПАДЕЖНЫЕ

словам речи, мысли, чувства
(чаще глаголы, реже прилагательные, существительные, категория состояния)



Союзами: что, как, будто, чтобы и т.д.
Союзными словами: кто, какой, где, куда, сколько и т.д.
Частица ЛИ в значении союза

Придаточные изъяснительныеОтвечают на

Слайд 10Замена прямой речи косвенной
Прямая речь
«Сколько времени осталось до прихода поезда?» –

спросили мы у дежурного.
«Что можно нам почитать о Лермонтове?»- спросили мы библиотекаря.

Косвенная речь

Мы спросили у дежурного, сколько времени осталось до прихода поезда.

Мы спросили библиотекаря,
что нам можно почитать о
Лермонтове. Мы спросили библиотекаря о том, что нам можно почитать о Лермонтове.

3 . Ребята попросили учителя, чтобы он повторно объяснил им домашнее задание.

3 . Ребята попросили учителя:
«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание».
«Объясните нам, пожалуйста, ещё раз домашнее задание», - попросили ребята учителя.

Замена прямой речи косвеннойПрямая речь«Сколько времени осталось до прихода поезда?» – спросили мы у дежурного.«Что можно нам

Слайд 11Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём

хотел в ней рассказать.
ЗАПОМНИ!
Использование в одном предложении союза и частицы ЛИ недопустимо, потому что в косвенном вопросе частица ли употребляется в значении союза!

Исправьте грамматическую ошибку
Он спросил , что долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.

Он спросил, долго ли художник работал над картиной и о чём хотел в ней рассказать.ЗАПОМНИ!Использование в одном

Слайд 12Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных
Меня до сих пор волнует

как соб…рает рассвет еще темные росы и сладко вздыхая бр…дет среди туманов.
Люблю найти лесной р…дничок и гл…деть как вода колесом выкручивается из глубины.
Люблю когда грибы обнявшись как братья соб…рают на свои шапки росу.
Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточныхМеня до сих пор волнует как соб…рает рассвет еще темные росы

Слайд 13Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными
Деревня, где скучал Евгений, была

прелестный уголок.(А.Пушкин)
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
Спой мне песню, как синица тихо за морем жила…
(А.Пушкин)
5. Трёх сосен, которые так любил Пушкин в Михайловском, сейчас нет.

2, 3, 4

Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительнымиДеревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)Скажи, что ты читаешь, и

Слайд 14Подведём итоги
Придаточные изъяснительные относятся

к словам со значением речи, мысли, действия
в главной части СПП.
Придаточные изъяснительные отвечают на
вопросы косвенных падежей.

К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов.


Подведём итогиПридаточные  изъяснительные  относятся      к словам со значением речи, мысли,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть