Слайд 1Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды синтаксической связи.
Урок в 11 классе.
Соловьева Светлана Леонтьевна,
учитель
русского языка и литературы
МОБУ ЛСОШ№2.
Слайд 2Задачи урока:
повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании
как единице синтаксиса;
закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях;
подготовка к ЕГЭ.
Слайд 3Орфоэпическая разминка:
выпишите слово, в котором неверно выделена буква,
обозначающая ударный гласный
звук
аэропОрты, мозаИчный, влИлась, тамОжня, добелА.
дождАлась, налитА, зАгнутый, донЕльзя, запертА.
Оптовый, тОрты, шАрфы, стАтуя, убыстрИть.
цепОчка, ворвалАсь, бралА, сливОвый, озлОбить.
Слайд 4Лексическая разминка:
отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это
слово.
Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона,
пробирающегося через товарный рынок.
Слайд 5Синтаксическая разминка:
расставьте знаки препинания: укажите все цифры,
на месте которых должны
стоять запятые.
Старинная церковь (1)построенная еще в 16 веке и (2) отреставрированная
в наши дни (3) стоит на пригорке (4) сияя золотыми куполами (5) и радуя
глаз путника.
Слайд 6Объясните знаки препинания в предложении.
Старинная церковь, построенная еще в 16 веке
и
отреставрированная в наши дни,
стоит на пригорке, сияя золотыми куполами и радуя глаз путника.
Выписать из предложения 3 словосочетания,
дать определение словосочетанию.
Что в предложении не является словосочетанием?
Слайд 8Чем свободные словосочетания отличаются от несвободных?
Найдите ответ в учебнике.
Приведите свои
примеры синтаксически несвободных словосочетаний
Слайд 9Чем простые словосочетания отличаются от сложных?
Найдите ответ в учебнике.
Определить, какое
словосочетание дано: простое или сложное.
Если сложное, вычленить из него простое.
Высокие металлические опоры
Слайд 10Расскажите о смысловых отношениях в словосочетании.
Ответ найдите в учебнике.
Приведите примеры
словосочетаний с объектными отношениями.
Обратитесь к словосочетаниям, выписанным в начале урока. Определите, какие они по главному слову, по степени слитности компонентов, по структуре, по смысловым отношениям.
Слайд 13Прочитайте строфу из стихотворения Н.Заболоцкого и выполните задания.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей,
единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
1 Выпишите словосочетание со связью примыкание.
2Сколько в этом тексте словосочетаний со связью управление.
3 Выпишите словосочетания со связью согласование.
4 Выпишите словосочетание со связью управление, в котором используется
инверсия.
Слайд 14Запомни.
ЕЕ портфель, его пальто, их квартира – тип подчинительной связи –
примыкание, т.к., в словосочетание входит притяжательное местоимение.
Два дерева, четыре тарелки, одиннадцать рублей – управление, но в род., дат., твор., предл. падежах – согласование (например, у двух деревьев, с четырьмя тарелками, об одиннадцати рублях)
Слайд 15Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка
в употреблении предлога.
Объясните свой выбор.
Ругать
за беспечность
Поступил вопреки угрозы
Выполнил согласно расписанию
Слайд 16Выберите словосочетания и распределите их по группам в зависимости
от типа
подчинительной связи. Объясните, почему остальные слова не
являются словосочетаниями.
Довольно жарко, через час, разделив на группы, горячий кофе,
выйти из дома, чет или нечет, впереди лето, кресло-качалка,
задание выполнено, каштановый цвет.
Слайд 17Выберите из данных нормативные варианты словосочетаний.
Отзыв об автореферате – отзыв
на автореферат, аннотация на книгу –
аннотация книги, свойственный автору – свойственный для автора,
уверенность в победу – уверенность в победе, оплатить проезд – оплатить за проезд,
взывать о помощи – взывать к помощи.
Слайд 18Подведение итогов урока.
1Что называется словосочетанием?
2 Какие типы словосочетаний вы знаете?
3 Какой
материал был абсолютно новым для вас?
4 Какой показался наиболее сложным?
Слайд 19Домашнее задание:
Упражнения 341, 344, стр. 13 – 14 (готовимся к ЕГЭ)