Презентация, доклад по русскому языку на тему Имя существительное

Содержание

Цели урока:Вспомнить определение имени существительного и его постоянные и непостоянные признаки;Отработать умения и навыки определения этих признаков и употребления их на практике.

Слайд 1имя существительное
Морфологические
признаки

имя существительноеМорфологические признаки

Слайд 2Цели урока:
Вспомнить определение имени существительного и его постоянные и непостоянные признаки;
Отработать

умения и навыки определения этих признаков и употребления их на практике.

Цели урока:Вспомнить определение имени существительного и его постоянные и непостоянные признаки;Отработать умения и навыки определения этих признаков

Слайд 3Каждая самостоятельная часть речи характеризуется по трем параметрам:
Общее значение;
Морфологические признаки;
Синтаксическая роль.

1
2
3

Каждая самостоятельная часть речи характеризуется по трем параметрам:Общее значение;Морфологические признаки;Синтаксическая роль.123

Слайд 4Имя существительное –
самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?
Имя существительное –  самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?

Слайд 5Укажите имена существительные:
1) соль;

2) соление;

3 солянка;

4) солить;

5) соленый;

6) посолить;

7) посоленный;

8) подсаливая;

9)

рассольник;

10) бессолевая;

11) солильщик;
12) соленость;
13) солоно;
14) солонка;
15) солончаки;
16) засолка;
17) засолить;
18) недосолить;
19) рассол;
20) насолить.

Укажите имена существительные:1) соль;2) соление;3 солянка;4) солить;5) соленый;6) посолить;7) посоленный;8) подсаливая;9) рассольник;10) бессолевая;11) солильщик;12) соленость;13) солоно;14) солонка;15)

Слайд 6Морфологические признаки имени существительного

Морфологические признаки  имени существительного

Слайд 7Имена существительные собственные или нарицательные

Имена существительные собственные или нарицательные

Слайд 8Укажите правильные варианты написания собственных и нарицательных имен существительных.

Из (С,с)еверной столицы с ее величественными дворцами и площадями, с (Н,н)евой, многоводной, сильной в течении, заставляющей невольно вспомнить (П,п)ушкинского («М,м)едного (В,в)садника» (как вспоминал он (П,п)ушкина и в (О,о)дессе, когда был там), он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего (Н,н)иколо-(В,в)оробина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли (А,а)гафья (И,и)вановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх.

Задание 1.

М. Лобанов

Укажите правильные варианты написания собственных и нарицательных имен существительных.    Из (С,с)еверной столицы с ее

Слайд 9Проверяем
Из Северной столицы с ее величественными

дворцами и площадями, с Невой, многоводной, сильной в течении, заставляющей невольно вспомнить пушкинского («Медного всадника» (как вспоминал он Пушкина и в Одессе, когда был там), он возвращался с друзьями в белокаменную, добирался до своего Николо - Воробина, окидывал по привычке взглядом дом – не смотрит ли кто из дома, дома ли Агафья Ивановна, - и, с облегчением вздохнув, поднимался по лесенке наверх.

Проверяем    Из Северной столицы с ее величественными дворцами и площадями, с Невой, многоводной, сильной

Слайд 10Имена существительные одушевленные или неодушевленные

Имена существительные одушевленные или неодушевленные

Слайд 11Вычеркните номера грамматически неодушевленных имен существительных.
1) русалка;
2) леший;
3) ладья (шахматная);
4) слон;
5)

страж;
6) мертвец;
7) тополь;
8) коллектив;
9) нарцисс;
10) книга;
11) слушатель;

12) кошка;
13) стол;
14) существо;
15) сокровище;
16) чудище;
17) человечище;
18) робот;
19) ножища;
20) волчище;
21) дружище;
22) осина.

Задание 2.

Вычеркните номера грамматически неодушевленных имен существительных.1) русалка;2) леший;3) ладья (шахматная);4) слон;5) страж;6) мертвец;7) тополь;8) коллектив;9) нарцисс;10) книга;11)

Слайд 12Род имен существительных

Род имен существительных

Слайд 13Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных

Слайд 14Определите род существительных
Задание 3.
Автомобиль-амфибия
(м.р.),
алиби
(ср.р.),
антресоль
(ж.р.),
атташе
(м.р.),
(м.р.),
балет-фантазия
бандероль
(ж.р.),
вечер-встреча
(м.р.),
вуаль
(ж.р.),
галстук-бабочка
(м.р.),
Гоби
(ж.р.),
Дели
(м.р.),
диагональ
(ж.р.),
диван-кровать
(м.р.),
жалюзи
(ср.р.,
мн.ч.),
жюри
(ср.р),
иваси
(ж.р.),
импресарио
(м.р.),
какаду
(м.р.),
квартира-музей
(ж.р.),
конферансье
(м.р.),
кофе
(м.р.),
кресло-качалка
(ср.р.),
леди
(ж.р.),
мадам
(ж.р.),
мозоль
(ж.р.),
моль
(ж.р.),
НЛО
(м.р),
Онтарио
(ср.р),
павильон-выставка
(м.р.),
пенальти
(м.р.),
пенсне
(ср.р.),
платье-костюм
(м.р.),
пони
(м.р.),
рояль
(м.р.),
рефери
(м.р.),
Токио
(м.р.),
ФБР
(ср.р).

Определите род существительныхЗадание 3.Автомобиль-амфибия(м.р.),алиби(ср.р.),антресоль(ж.р.),атташе(м.р.), (м.р.),балет-фантазиябандероль(ж.р.),вечер-встреча(м.р.), вуаль(ж.р.),галстук-бабочка(м.р.),Гоби(ж.р.),Дели(м.р.),диагональ(ж.р.),диван-кровать(м.р.),жалюзи(ср.р.,мн.ч.),жюри(ср.р),иваси(ж.р.),импресарио(м.р.),какаду(м.р.),квартира-музей(ж.р.),конферансье(м.р.),кофе(м.р.),кресло-качалка(ср.р.),леди(ж.р.),мадам(ж.р.),мозоль(ж.р.),моль(ж.р.),НЛО(м.р),Онтарио(ср.р),павильон-выставка(м.р.),пенальти(м.р.),пенсне(ср.р.),платье-костюм(м.р.),пони(м.р.),рояль(м.р.),рефери(м.р.),Токио(м.р.),ФБР(ср.р).

Слайд 15Число имен существительных

Число имен существительных

Слайд 16Выпишите в два столбика существительные, употребляющиеся: 1) только в ед. ч.;

2) только во мн. ч.

Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, молодежь, студент, заявление, фамилия, золото, чернила, опилки, листва, листья, щипцы, вожжи, дрожжи, перец, сторож, инженер, тишина, ловкость, весы, отруби, терпение, бегство, сливки, будни, путь, офицер, площадь, лестницы, жмурки, глаз, мощь, сила, судьба, молотьба, белизна, именины.

Задание 5.

Выпишите в два столбика существительные, употребляющиеся: 1) только в ед. ч.; 2) только во мн. ч.Ворота, рояль,

Слайд 17Проверяем
Ворота
сумерки
чернила
опилки
щипцы
дрожжи
весы
отруби
сливки
будни
жмурки
именины
Студенчество
молодежь
золото
листва
тишина
ловкость
терпение
бегство
мощь
молотьба
белизна
Только ед. ч.
Только мн. ч.

ПроверяемВоротасумеркичернилаопилкищипцыдрожживесыотрубисливкибуднижмуркиимениныСтуденчествомолодежьзолотолистватишиналовкостьтерпениебегствомощьмолотьбабелизнаТолько ед. ч.Только мн. ч.

Слайд 18Падеж и склонение имен существительных

Падеж и склонение имен существительных

Слайд 19Падежи и падежные окончания имен существительных

Падежи и падежные окончания имен существительных

Слайд 20Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

Слайд 21Разносклоняемые существительные
Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя,

темя,
а также путь
Разносклоняемые существительные Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, а также путь

Слайд 22Склонение разносклоняемых существительных

Склонение разносклоняемых существительных

Слайд 23Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

Слайд 24Цифрами укажите имена существительные:
Вчера

во время дружеского обеда ( ), устроенного по случаю ( ) отъезда ( ) Тургенева( ) в Россию ( ), разговор ( ) зашёл о любви ( ), об изображении ( ) любви в литературе ( ).
Вчера Тургенев пригласил Золя ( ), Доде( ) и меня на прощальный обед ( ) перед отъездом( ) в Россию ( ). Его тянет вернуться на родину ( ) труднообъяснимое чувство ( ) потерянности ( ) – чувство, уже испытанное им в ранней юности ( ), когда он плыл по Балтийскому морю ( ) на пароходе ( ), со всех сторон ( ) окутанном пеленой ( ) тумана ( ). И единственной его спутницей ( ) на этом пути ( ) была обезьянка ( ), прикованная цепью ( ) к палубе ( ) .
Э. де Гонкур

Задание 4.

1 – 1-го склонения, 2 – 2-го склонения, 3 – 3-го склонения, 4 – разносклоняемые, 5 – несклоняемые.

2

2

2

2

1

2

3

2

1

5

5

2

2

1

1

2

3

3

2

2

1

1

2

1

4

1

3

1

Цифрами укажите имена существительные:        Вчера во время дружеского обеда (

Слайд 25Правописание падежных окончаний имен существительных
§ 33, стр. 111

Правописание падежных окончаний имен существительных§ 33, стр. 111

Слайд 26Варианты падежных окончаний
§ 33, стр. 112

Варианты падежных окончаний§ 33, стр. 112

Слайд 27Синтаксическая роль имен существительных

Синтаксическая роль имен существительных

Слайд 28Лес был накален от полуденного зноя.
Главное наше богатство – это лес.
Мы

шли сосновым лесом.
Путники вышли из чащи леса.
С вершины горы туристы увидели темный лес.

Задание

Подчеркните выделенное слово как член предложения.

Лес был накален от полуденного зноя.Главное наше богатство – это лес.Мы шли сосновым лесом.Путники вышли из чащи

Слайд 29Лес был накален от полуденного зноя.
Главное наше богатство – это лес.
Мы

шли сосновым лесом.
Путники вышли из чащи леса.
С вершины горы туристы увидели темный лес.

Проверяем

Лес был накален от полуденного зноя.Главное наше богатство – это лес.Мы шли сосновым лесом.Путники вышли из чащи

Слайд 30Домашнее задание:
повторить правило «е – и в падежных окончаниях существительных».

Домашнее задание:повторить правило «е – и в падежных окончаниях существительных».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть