Презентация, доклад по русскому языку на тему Однородные и неоднородные члены предложения (8 класс)

Содержание

Однородные члены предложения1. Отвечают на один вопрос;2. Являются одинаковыми членами предложения;3. Равноправны друг к другу и соединены между собой сочинительной связью;4. Обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами

Слайд 1


однородные члены предложения




На столе лежали
яблоки, груши и
сливы.

Учитель русского языка шк.433 Кочина О.О.


Слайд 2Однородные члены предложения

1. Отвечают на один вопрос;
2. Являются одинаковыми членами предложения;
3.

Равноправны друг к другу и соединены между собой сочинительной связью;
4. Обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.



Однородные члены предложения1. Отвечают на один вопрос;2. Являются одинаковыми членами предложения;3. Равноправны друг к другу и

Слайд 35. Могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными.

Что сделали
Сосны,березы, лиственницы обступили поляну.
как
Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.
как
Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо.

Повторяющиеся слова однородными членами предложения не являются.
За деревней леса, леса, леса.
5. Могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными.      Что

Слайд 4Однородные и неоднородные определения

1.Одинаково относятся к определяемому слову; 2.произносятся с

интонацией перечисления; 3.допускают вставку союза (и); 4.к ним можно подобрать обобщающее слово

Она запела чистым, звучным голосом.
( т.е. прекрасным )

1.Относятся к определяемому слову по-разному: к сущ. относится только ближайшее из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с сущ.; 2.не допускают вставки союза (и ); 3. произносятся без интонации перечисления; 4.характеризуют предмет с разных сторон, не создавая о нем единого впечатления
Я живу в новом каменном доме.


Однородные и неоднородные определения 1.Одинаково относятся к определяемому слову; 2.произносятся с интонацией перечисления;

Слайд 5Соединительными
союзами:
И; ДА; НИ-НИ;ТОЖЕ;
ТАКЖЕ;
НЕ ТОЛЬКО…, НО И;
КАК…, ТАК И
Разделительными

союзами:
ИЛИ; ЛИБО;
ТО-ТО;
НЕ ТО - НЕ ТО

Противительными
союзами:
А;НО; ДА;
ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ



Однородные члены предложения
соединяются


Интонацией
перечисления

союзами

1

2

3

Соединительными союзами:И; ДА; НИ-НИ;ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И;КАК…, ТАК ИРазделительными союзами:ИЛИ; ЛИБО; ТО-ТО; НЕ ТО -

Слайд 6


1.Если однородные члены
предложения

связаны только интонацией
В лесу распустились медуницы, пролески.
, .
2.Перед повторяющимися союзами
И берег ,и море молчали. И , и .

3.Перед противительными союзами(а, но, да(= но).
Он поворчал, но согласился. ,но .

4.Перед второй частью двойных союзов
Они посетили не только музей, но и выставку.
не только , но и .

запятая
ставится













Знаки препинания при однородных членах предложения

1.Если однородные членыпредложения связаны только интонациейВ лесу распустились медуницы,

Слайд 7

1.Перед одиночным

соединительными и
разделительными союзами
Красные и синие цветы. и

2.Внутри группы однородных членов предложения, соединенных попарно:
Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
и , и
3.Если два однородных члена предложения образуют устойчивое словосочетание: и то и се, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв
Он был ни жив ни мертв.

Запятая
не ставится









1.Перед одиночным           соединительными

Слайд 8Обобщающие слова при однородных членах предложения
1.Впереди

однородных членов предложения
Она очень любила сладости: конфеты, зефир ,мармелад. : , , .


2.После однородных членов предложения
В лесу, в полях, на лугах – всюду стали распускаться первые цветы. , , - .


3.Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается
Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки – лежали в корзине. : , , -… .



















Обобщающие слова при однородных членах предложения     1.Впереди однородных членов предложенияОна очень любила сладости:

Слайд 9
4.Если перед однородными членами предложения есть вводное слово

,например: , , .
,а именно:
,как-то :








4.Если перед однородными членами предложения есть вводное слово     ,например:    ,

Слайд 10
Расставьте знаки препинания.

Расставьте знаки препинания.

Слайд 11 Расставьте знаки препинания. Найдите однородные члены предложения. Укажите,

чем они связаны.
1.Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то что чувствовал.
2.Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды вокруг коряг.
3. Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.
4.Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы.
5.В темный густо заросший угол сада доносилась военная музыка.

Расставьте знаки препинания. Найдите однородные  члены предложения. Укажите, чем они связаны. 1.Художник чувствовал глубоко

Слайд 126. Люди мечтают о длинном лете а я мечтаю о длинной

теплой туманной осени.
7. Великолепное ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе.
8. Раздался страшный оглушительный удар грома.
9. Человек оставшись в лесу один обыкновенно или разговаривает сам с собой или свистит или сшибает палкой сухие листья
10.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира в Ватикане и Эрмитаже в Лувре и музеях Флоренции и всюду видел людей восхищающихся гениальными творениями художников.

6. Люди мечтают о длинном лете а я мечтаю о длинной теплой туманной осени.7. Великолепное ласковое солнце

Слайд 13Ответы:
1.Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал

то, что чувствовал.

2.Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды вокруг коряг.

3. Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.

4.Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам ее неподвижно стоят старые печальные березы.

5.В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка.

Ответы:1.Художник чувствовал глубоко и сильно и со смелостью и тактом передавал то, что чувствовал.  2.Стук топоров

Слайд 146. Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной,

теплой, туманной осени.

7. Великолепное, ласковое солнце весны улыбалось в ясном небе.

8. Раздался страшный, оглушительный удар грома.

9. Человек, оставшись в лесу один, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или сшибает палкой сухие листья

10.В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира: в Ватикане и Эрмитаже, в Лувре и музеях Флоренции – и всюду видел людей , восхищающихся гениальными творениями художников.
6. Люди мечтают о длинном лете, а я мечтаю о длинной, теплой, туманной осени.7. Великолепное, ласковое солнце

Слайд 15

ТЕСТ № 1
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
1.Спорт,музыка,чтение книг всегда увлекали меня.
2.А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
3.В лесу и на полях все было занесено снегом.
4.Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также клен зазеленели приветливо и свежо.
5.Синицы, скворцы, живущие в наших лесах – истребители вредных насекомых.

ТЕСТ № 1  Найдите предложения,

Слайд 16

ТЕСТ № 2
1.Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух.
2.Боры и дубравы, березняки с живописными озерами все больше привлекают горожан.
3.Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги,- все радовало глаз.
4.По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.
5.Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,- декоративные кустарники.
ТЕСТ № 21.Нехлюдов смотрел

Слайд 17

ОТВЕТЫ

Задание: найдите предложения ,в которых допущены пунктуационные ошибки.



Тест №1. Предложения 4, 5.
Тест №2. Предложения 1, 4.














Слайд 18
Преподаватель рисования обратил внимание на способности и

склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи.

Спишите .Расставьте, если нужно, знаки препинания. Сколько рядов однородных членов в предложении? Начертите схему.

Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать

Слайд 19 Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика

и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи.

1- однородные сказуемые; 2- однородные дополнения; 3- однородные обстоятельства.

Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в

Слайд 20


и

и или .


I обратил внимание и убедил
II на способности и склонности
III в школу искусств или училище живописи









Схема предложения:



и    и

Слайд 21А) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть.
Б) Последние два дня дул холодный

пронизывающий ветер.
В) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками.
Г) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

Найдите предложения с неоднородными определениями.

А) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть.Б) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер.В) Снег скрипел под её

Слайд 22
А) Он приезжал домой пообедать да переночевать.
Б) Он походил на мастера

или на управляющего.
В) Олег прислушался, но не услышал ничего.
Г) Нигде ни садика, ни длинного забора.

Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами

А) Он приезжал домой пообедать да переночевать.Б) Он походил на мастера или на управляющего.В) Олег прислушался, но

Слайд 23Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.

А)

В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.
Б) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг.
В) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.
Г) Он коллекционировал как марки, так и открытки.

Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.А) В поэзии Некрасова есть и злоба,

Слайд 24Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.
А) Распоряжения его были

всегда быстры точны отчётливы.
Б) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
В) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
Г) На деревьях стогах домах везде лежал снег.

Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. А) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы.Б) Люди

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть