Презентация, доклад по русскому языку на тему Морфемика (5 класс)

Содержание

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.Морфема –наименьшая значимая часть слова.

Слайд 1Тема урока ПОНЯТИЕ О МОРФЕМИКе
Урок русского языка в 5 классе.
Учитель Дегтярева В.В.

Тема урока  ПОНЯТИЕ О МОРФЕМИКеУрок русского языка в 5 классе.Учитель Дегтярева В.В.

Слайд 2Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
Морфема

–наименьшая значимая часть слова.
Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.Морфема –наименьшая значимая часть слова.

Слайд 31. Языковая разминка
Спишите слова, разберите их

по составу:

1 вариант
Надробить
подрубить

2 вариант
Подобрать
подобреть

Одинаковы ли приставки в этих словах?

1. Языковая разминка     Спишите слова, разберите их по составу:1 вариантНадробитьподрубить2 вариантПодобратьподобретьОдинаковы ли приставки

Слайд 4А из чего сделаны слова?
Из чего же, из чего же, из

чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки!
А из чего сделаны слова?Из чего же, из чего же, из чего же  Сделаны наши мальчишки?

Слайд 5«Строительные блоки» для слов называются
Приставка
Окончание
Суффикс
Корень
морфемами
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий

морфемы.
«Строительные блоки» для слов называютсяПриставкаОкончаниеСуффиксКореньморфемамиМорфемика – раздел науки о языке, изучающий морфемы.

Слайд 6Что обозначает морфема «Ш»?
Шла, прошла
Корень -Ш- обозначает движение человека пешком.

Часто бывает так, что одна морфема ничего не может выразить, тогда на помощь ей приходят другие морфемы. Вместе они создают такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Что обозначает морфема «Ш»?Шла, прошлаКорень -Ш- обозначает движение человека пешком.   Часто бывает так, что одна

Слайд 71 вариант
Уборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка.
2 вариант
Безветренный, земляной, надрежут, приберегли,

пришкольный, домовой

Сделайте морфемный разбор слов:

1 вариантУборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка.2 вариантБезветренный, земляной, надрежут, приберегли, пришкольный, домовойСделайте морфемный разбор слов:

Слайд 8Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий

иней На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
В. Фетисов

Найдите в стихотворении однокоренные слова, запишите их в первый столбик, обозначьте корень. Во второй столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.

Вечер зимний  В небе синем  Звезды синие зажег.  Ветви сыплют  Синий иней

Слайд 9Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий

иней На подсиненный снежок.
За ветвями дом синеет,
Крытый синей ватой.
Тени ходят по стене
Сеткой синеватой.
В. Фетисов

В синем, синие, синий, синеей.

В синем, подсиненный, синеет, синеватой.

Вечер зимний  В небе синем  Звезды синие зажег.  Ветви сыплют  Синий иней

Слайд 10Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым

над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод,
Протекает небосвод –
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод (Л. Яхин)

Найдите в стихотворении слова с повторяющимся корнем -ВОД-. Можно ли эти слова считать однокоренными?

Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода,

Слайд 11Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели.
У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся

снежки, Режут лед снегурки.

Из стихотворения С.Погорельского выпишите однокоренные слова, укажите, какой частью речи они являются. Обозначьте корень. Затем выпишите формы одного и того слова.

Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели.У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки,

Слайд 12Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень.

Формы

одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.
Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются

Слайд 13Домашнее задание: Теория с. 55-56; упр. 487

Домашнее задание: Теория с. 55-56; упр. 487

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть