Презентация, доклад по русскому языку на тему Чтение молча научно-популярного текста (7 класс)

Содержание

Цели и задачи урока:        чтение (молча) научно-популярного текста, работа с незнакомыми словами и выяснение их значения по контексту и словарю;        анализ заглавия, его соответствие теме или основной мысли;         формулировка вопросов к логически завершённым частям текста;         выделение

Слайд 1Чтение-понимание (молча) научно-популярного текста
Класс 7
Предмет – русский язык
Тип урока – урок

развития речи
Подготовила: Чаленко О.В.,
учитель ДКГГ
Чтение-понимание (молча) научно-популярного текстаКласс 7Предмет – русский языкТип урока – урок развития речиПодготовила: Чаленко О.В.,учитель ДКГГ

Слайд 2Цели и задачи урока:
        чтение (молча) научно-популярного текста, работа с незнакомыми

словами и выяснение их значения по контексту и словарю;
        анализ заглавия, его соответствие теме или основной мысли;
         формулировка вопросов к логически завершённым частям текста;
         выделение тематических предложений в абзацах, составление простого плана текста;
         нахождение средств связи между предложениями и частями текста.
Цели и задачи урока:        чтение (молча) научно-популярного текста, работа с незнакомыми словами и выяснение их значения по

Слайд 3Что такое научно – популярный текст? В чем состоят его особенности?
Научно-популярная

литература — литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей.

Научно-популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков.
Что такое научно – популярный текст? В чем состоят его особенности?Научно-популярная литература — литературные произведения о науке,

Слайд 4Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые

средства характерны для него.

Языковые средства, характерные научному стилю:
▪ научная лексика (терминология);
▪ повторение ключевых слов;
▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные);
▪ конкретная лексика - для обозначения общих понятий;
▪ словосочетание «существительное +
существительное в родительном падеже»;
▪ сложные предложения;
▪ прямой порядок слов.
Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность

Языковые средства, делающие текст популярным:
▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений;
▪ сравнение;
▪ перифраза;
▪ вводные слова;
▪ модальные частицы;
▪ риторические восклицания.
Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме

Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.

Слайд 5Прочитайте молча данный текст!!!
- Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев.

Неужели и сегодня овсянка?
- Да. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном несомненно должны быть надеты.
- Можно посыпать овсянку сахаром?
- Отсутствие сахара в сахарнице, имеющейся в нашем распоряжении, отмечалось некоторое время тому назад папой. Однако в настоящее время очередная доза этого вещества доставляется мамой из кухни, где оно хранится в специально приспособленном контейнере.
Бернард Диксон. Ученый язык // New Scientist, April, 1968 (Цит. по кн.: Физики шутят. -М.: Мир - Российское физическое общество, 1993).
Прочитайте молча данный текст!!!- Папа, я хочу на завтрак кукурузных хлопьев. Неужели и сегодня овсянка? - Да.

Слайд 6Скажите, о чем этот текст?

Скажите, о чем этот текст?

Слайд 7 Что собой представляет данный фрагмент? Все ли вам понятно

в нем?
Что собой представляет данный фрагмент? Все ли вам понятно в нем?

Слайд 8Давайте переведем с русского на русский язык, чтобы все стало ясно!
1.

Выдвинуть предположение – высказать мысль, соображение, не перешедшие еще в окончательное намерение. Здесь, подумала и сказала (о маме).
2. Ввиду – из-за того, что…
3. Температура тела - комплексный показатель теплового состояния организма животных, включая человека. Понижение (гипотермия) или повышение (гипертермия) температуры тела на несколько градусов нарушает процессы жизнедеятельности и может привести к охлаждению или перегреванию организма и даже к его гибели. При многих заболеваниях температура тела повышается до определённых пределов и регулируется организмом на новом уровне, например при лихорадке или простуде.
4. Путем поедания – съевши, покушав и т.д.
5. Температурные условия – похолодание (здесь), дискомфорт для человека и, как следствие, высокий риск простудиться.
6. Отсутствие сахара в сахарнице – в сахарнице закончился сахар.
7. Отмечалось … и папой – папа это тоже заметил.
8. В настоящее время – сейчас.
9. Очередная доза этого вещества – некоторое количество сахара.
10. Доставляется мамой – мама выдает сахар по своему усмотрению.
11. Хранится в специально приспособленном контейнере – где спрятан.



Давайте переведем с русского на русский язык, чтобы все стало ясно!1. Выдвинуть предположение – высказать мысль, соображение,

Слайд 9Задания по тексту:
Составьте пять предложений со словосочетаниями, относящимися к научному стилю.
Выделите

в каждой реплике главную информацию. Составьте из этих простых предложений простой план.
Задания по тексту:Составьте пять предложений со словосочетаниями, относящимися к научному стилю.Выделите в каждой реплике главную информацию. Составьте

Слайд 10Давайте посмотрим, что у вас получилось!
Примерный план текста
Почему опять овсянка?
Нужно повысить

температуру тела.
Овсянка + сахар =?
Выдача сладкого вещества контролируется мамой.


Давайте посмотрим, что у вас получилось!Примерный план текстаПочему опять овсянка?Нужно повысить температуру тела.Овсянка + сахар =?Выдача сладкого

Слайд 11Как вы считаете, почему книга, из которой взят текст, называется «Физики

шутят»? Кто такие физики, и почему им понадобилось шутить?

Физика — естественная наука. В ее основе лежит экспериментальное исследование явлений природы, а ее задача — формулировка законов, которыми объясняются эти явления. Физика сосредоточивается на изучении фундаментальных и простейших явлений и на ответах на простые вопросы: из чего состоит материя, каким образом частицы материи взаимодействуют между собой, по каким правилам и законам осуществляется движение частиц и т. д. В основе физических исследований лежат наблюдения.

Фи́зик — учёный, чьи научные исследования в основном посвящены физике. Физики работают над широким кругом проблем как в фундаментальной науке, начиная от субатомных частиц и заканчивая поведением Вселенной как целого, так и в прикладной физике.

Кому больше всех подходит роль физика в нашем тексте?
Зачем маме это понадобилось? Заметили ли вы в этом легкую иронию?

Как вы считаете, почему книга, из которой взят текст, называется «Физики шутят»? Кто такие физики, и почему

Слайд 12Давайте прочитаем по ролям этот диалог, а затем разыграем!!!

Давайте прочитаем по ролям этот диалог, а затем разыграем!!!

Слайд 13Рефлексия: продолжите мысль!
На уроке я узнал, что …
Больше всего мне понравилось


Я хочу, чтобы …
Рефлексия: продолжите мысль!На уроке я узнал, что …Больше всего мне понравилось …Я хочу, чтобы …

Слайд 14Домашнее задание (творческое): придумайте продолжение этому тексту!
Спасибо за работу на уроке!
До

новых встреч!
Домашнее задание (творческое): придумайте продолжение этому тексту!Спасибо за работу на уроке!До новых встреч!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть