Презентация, доклад по русскому языку на тему Сложноподчиненное предложение

Содержание

Например:[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его].

Слайд 1Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной

или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения). Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).

Слайд 2 Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли

до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Например:[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).(Чтобы

Слайд 3Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное
1. Партизаны свернули в лес; это

лес тянулся на сотни километров.
2. Березки выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти березки при мне были посажены около забора.
3. Из лесного оврага донеслось воркование диких голубей; на дне этого оврага бежал родничок.
4. В комнате воцарилась тишина; дедушка начал рассказывать детям о своей поездке на Алтай.
5. Болота покрылись крепким слоем льда; в конце октября начались сильные морозы.
6. Путник присел в тени дерева; он почувствовал усталость.
Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное1. Партизаны свернули в лес; это лес тянулся на сотни километров.2. Березки

Слайд 4Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не

только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
… , (когда…), (потому что…).
Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
(Когда…), … , (что…).


Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг

Слайд 5Орфографическая разминка.
– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?
Лагерь, инженер,

окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.
– Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.

Орфографическая разминка.– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.–

Слайд 6Творческие задания.
– Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным

предложением.
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на поднявшееся солнце, в степи было тихо и пасмурно.
Творческие задания.– Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением.1) Учащиеся пришли в ботанический сад

Слайд 7– Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.
1) Туристы вынуждены

были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.
– Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как

Слайд 8Внимательно прочитайте текст, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Союзы заключите

в овал, а союзные слова подчеркните как члены предложения.
Внимательно прочитайте текст, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Союзы заключите в овал, а союзные слова подчеркните

Слайд 9Найти и исправить ошибки в построении предложений (предупреждаем, что одно и

то же существительное нельзя пояснять придаточным предложением и причастным оборотом).
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно.

Найти и исправить ошибки в построении предложений (предупреждаем, что одно и то же существительное нельзя пояснять придаточным

Слайд 10Выяснить, почему герою романа И. А. Гончарова «Обломов» не понравилось его

письмо.
Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:
«Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…»
Объяснить, в чем А. Чехов отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных?
1) Вы меня извините, я человек, который работающий…
2) Я человек, который в чинах, и то живу просто.
Выяснить, почему герою романа И. А. Гончарова «Обломов» не понравилось его письмо.Илья Ильич сел к столу и

Слайд 11Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.
«Война отняла у

меня всех: и отца, и мужа, и брата», – сказала она глухо. (В. Чубакова.)
«Выдержу, не струшу», – произнесла Женя вслух. (Б. Полевой.)
«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду». (А. Фадеев.)
«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» – закричал я ему в окно. (М. Лермонтов.)

Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.«Война отняла у меня всех: и отца, и мужа,

Слайд 12Запишите цитаты в виде СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы.
«Любовь к

родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев)
«Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».(В.Некрасов)
Запишите цитаты в виде СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы.«Любовь к родному краю, к родной культуре, к

Слайд 13Составьте предложения по данным схемам.
1. ,

(которые…).

2. , (где…).

3. Там…, (где…),… .

4. (Чтобы…), .

Составьте предложения по данным схемам.1.      , (которые…).2.

Слайд 14Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным

времени. Напишите номер этого предложения.

14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером. (19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Слайд 15Составьте сложноподчиненные предложения по схемам.
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […],

(до тех пор пока…).
4. [… ,(едва…), …].

Составьте сложноподчиненные предложения по схемам. 1. (пока…), […].2. […], (где…).3. […], (до тех пор пока…).4. [… ,(едва…),

Слайд 16Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.
1. когда, блестя разноцветной чешуей,

они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

3. когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

1. 200 млн. лет назад громадный океан Тетис шумел там

2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца

Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы. 1. когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть