Слайд 1Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной
или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.
Слайд 2 Например:
[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли
до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).
(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].
[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].
Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:
И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).
Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).
Слайд 3Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное
1. Партизаны свернули в лес; это
лес тянулся на сотни километров.
2. Березки выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями; эти березки при мне были посажены около забора.
3. Из лесного оврага донеслось воркование диких голубей; на дне этого оврага бежал родничок.
4. В комнате воцарилась тишина; дедушка начал рассказывать детям о своей поездке на Алтай.
5. Болота покрылись крепким слоем льда; в конце октября начались сильные морозы.
6. Путник присел в тени дерева; он почувствовал усталость.
Слайд 4Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не
только главному предложению, но и друг другу.
Например:
Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)
… , (когда…), (потому что…).
Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)
(Когда…), … , (что…).
Слайд 5Орфографическая разминка.
– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?
Лагерь, инженер,
окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.
– Расставьте ударения в следующих словах:
Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.
Слайд 6Творческие задания.
– Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным
предложением.
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на поднявшееся солнце, в степи было тихо и пасмурно.
Слайд 7– Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами.
1) Туристы вынуждены
были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города.
Слайд 8Внимательно прочитайте текст, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Союзы заключите
в овал, а союзные слова подчеркните как члены предложения.
Слайд 9Найти и исправить ошибки в построении предложений (предупреждаем, что одно и
то же существительное нельзя пояснять придаточным предложением и причастным оборотом).
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно.
Слайд 10Выяснить, почему герою романа И. А. Гончарова «Обломов» не понравилось его
письмо.
Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:
«Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…»
Объяснить, в чем А. Чехов отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных?
1) Вы меня извините, я человек, который работающий…
2) Я человек, который в чинах, и то живу просто.
Слайд 11Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.
«Война отняла у
меня всех: и отца, и мужа, и брата», – сказала она глухо. (В. Чубакова.)
«Выдержу, не струшу», – произнесла Женя вслух. (Б. Полевой.)
«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду». (А. Фадеев.)
«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» – закричал я ему в окно. (М. Лермонтов.)
Слайд 12Запишите цитаты в виде СПП с придаточными изъяснительными. Составьте схемы.
«Любовь к
родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев)
«Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».(В.Некрасов)
Слайд 13Составьте предложения по данным схемам.
1. ,
(которые…).
2. , (где…).
3. Там…, (где…),… .
4. (Чтобы…), .
Слайд 14Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным
времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером. (19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.
Слайд 15Составьте сложноподчиненные предложения по схемам.
1. (пока…), […].
2. […], (где…).
3. […],
(до тех пор пока…).
4. [… ,(едва…), …].
Слайд 16Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.
1. когда, блестя разноцветной чешуей,
они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.
3. когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.
1. 200 млн. лет назад громадный океан Тетис шумел там
2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас
3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца