Слайд 1Совершенствование умений и навыков в работе с текстом при подготовке к
ЕГЭ
.
Учитель русского языка и литературы
1 категории МАОУ Каскаринская СОШ №1
Демчук Н.И.
Слайд 2Текст и его теория открывают следующие возможности:
- Понимать слово, обороты речи,
грамматические формы в тексте
- Устранить разрыв в исследовании структуры языка и механизмов речи
- Применять разные типы заданий: выразительное чтение, переработка текста, редактирование, собственное творчество на основе исходного текста
- Осваивать коммуникативно- деятельностную методику(методику, ориентированную на текст: в ней взаимодействует грамматика, стилистика, интонация, психология речи ( общение), риторика, литературоведение и т.д.)
Слайд 3Цели и задачи при подготовке к ЕГЭ (написание сочинения-рассуждения)
Устранить пробелы в
знаниях речеведческих понятий.
Отработать требования критериев оценки части С: формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его и т.д.
Последовательно и логично излагать мысли.
Применять практическую грамотность.
Слайд 4Повторим теорию
Тема текста- это то , о чём ( или о
ком) в нём говорится . Очень часто тема текста отражается в его заглавии.
Основная мысль текста- это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста, но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Слайд 5
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 8Композиция сочинения-рассуждения (ЕГЭ)
1.Проблема текста.
2. Комментарий проблемы.
3. Позиция автора.
4. Собственное
мнение.
5.Аргументация собственного мнения.
Слайд 9Проблема-
В основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация
(проблема отцов и детей, например).
Проблема-это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.
Сложный вопрос, требующий
разрешения, исследования.
Слайд 10Какие бывают проблемы?
ПРОБЛЕМЫ
Философские
Политические
Экологические
Нравственные
(Морально-этические)
Социальные
(Социально-экономические)
Слайд 11ПРОБЛЕМА
МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА
ДВУМЯ СПОСОБАМИ:
Слайд 121. СПОСОБ:
В тексте
ИССЛЕДУЕТСЯ
АНАЛИЗИРУЕТСЯ
ПОДНИМАЕТСЯ
РАССМАТРИВАЕТСЯ
ЗАТРАГИВАЕТСЯ
проблема (чего?) (Род. падеж):
нравственного выбора
экологии
добра и зла и т.д.
ОДНИМ СЛОВОМ ИЛИ СОЧЕТАНИЕМ
СЛОВ
Слайд 132.СПОСОБ
Что важнее- закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Необходимо ли милосердие
в нашей жизни?
В форме вопроса:
Слайд 14Речевое клише
В тексте автор затрагивает( ставит, освещает) проблему…
Одна из проблем, которые
поднимает автор, касается…
Публицист подчеркивает важность вопроса…
Автор данного текста останавливается (особо) на следующих проблемах(вопросах, фактах)…
Проблема, поднятая автором всегда актуальна: это проблема…
Слайд 15Комментарий проблемы
Комментирование- рассуждение, пояснение, замечание по поводу чего-либо.
(Толковый словарь)
Прокомментировать проблему- значит
Показать:
степень понимания текста; умение видеть его важные аспекты.
Понять замысел автора; ход авторской мысли.
Слайд 16
Пересказа исходного текста или любой его части.
Рассуждений по поводу всех проблем
текста.
Комментариев о действиях героев текста.
Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
В комментарии н е должно быть
Слайд 17Комментарий
Концептуальный
Текстуальный
Объясняет проблему текста, её актуальность, различные мнения о проблеме
Поясняет текст, авторский
замысел, проблемы
Слайд 18Комментарий проблемы
Концептуальный
Усилия должны быть направлены в первую очередь на анализ того,
что сказано и как сказано в тексте.
Ученик должен извлечь из текста мысли, чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения.
Текстуальный
Следуем за автором в раскрытии проблемы.
На каком материале автор раскрывает проблему?
На какие аспекты проблемы он обращает внимание?
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?
Почему именно эти аспекты его волнуют?
Слайд 19
Речевое клише
Автор считает(полагает, придерживается точки зрения)…
Автор сравнивает( сопоставляет, противопоставляет)…
Автор приводит
читателя к мысли о том, что…
Проблему (чего?) автор раскрывает на примере...
Рассматривая проблему…на примере…, автор с ( иронией, тревогой, возмущением и т .д.) рассказывает о том, что…
Слайд 20Пример комментария
В приведенном тексте М.Пришвин ставит проблему: какова роль природы в
жизни человека.
Рассуждая, автор приводит красочный образ двух дождевых капелек, которые догоняли друг друга, потом слились в одну и вместе упали на землю. Эта аллегория позволяет писателю строить размышления о мире человека и мире природы.
Слайд 21Позиция автора- это
Выражается
его ответ на
поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме.
Чётко, прямо
Косвенно
Слайд 22Позиция автора выражается
Прямо, непосредственно
В названии текста.
В отдельных предложениях текста.
Через ряд аргументов.
Косвенно,
через модальный план текста
Риторические вопросы.
Риторические восклицания
Порядок слов.
Лексические повторы.
Оценочную лексику.
Модальные слова и частицы.
Слайд 23 Определяя позицию автора,
Учитываем его настроение
Ирония;
Сарказм;
Грустная, печальная
тональность;
Радость;
Оптимистический настрой
Пессимистический настрой.
Используем глаголы:
Утверждает
Призывает
Сомневается
Заставляет задуматься
Негодует
размышляет
Слайд 24Речевое клише
Автор утверждает, что…., сравнивая (назвать предметы сравнения)…
Автор призывает к…, так
как убежден, что…
Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор)
Рассуждая о…, автор сожалеет о том, что…
Автор считает, что…
Задача автора-убедить читателей в том, что…
Позиция автора очевидна: …
Слайд 25Позиция читателя-
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция читателя
не считается сформулированной!!!
это собственное мнение (отношение) к позиции автора текста-
согласны вы или не согласны с мнением автора.
Слайд 26 Оценочные слова(клише)
С удовольствием
прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению,…
К немалому удивлению, узнал, что…
Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
Разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
Возмущает(радует, восхищает, огорчает и т.д.) то, что…
Интересно то, как автор…
Слайд 27 Возражаем корректно(клише)
Автор, по-моему, не совсем
прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения , но я считаю, что…
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Слайд 28Последовательность действий
. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее
2-х, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
(К-4)
При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…»)
Слайд 29Аргументация
Аргументация- это совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.
Аргумент- это довод,
подтверждение, объяснение, основание, приводимые в доказательства чего-либо.
Слайд 30 Аргументами являются
Ссылки на передачи телевидения, радио,
кинофильмы
Ссылки на признанные авторитеты и их произведения
Имена исторических деятелей
Свидетельства очевидцев
Названия событий
Цитаты
Различные факты( место, обстоятельства, участники событий)
Собственные наблюдения и выводы
Положения официальных документов
Различные общественные законы
Законы природы
Народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т. д.
Статистические данные
Научные данные
Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
Примеры из жизни окружающих
Слайд 31 Обрати внимание!
Аргументация будет более убеди-тельной,
если аргументы иллюстри- ровать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент.
Слайд 32
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Слайд 33Типы аргументации.
Поддерживающая
Тезис
Прямые доказательства
Вывод
Слайд 37Типы аргументации.
Опровергающая
Тезис
Обратные
доказательства
Антитезис
Слайд 40литература
Н.А. Сенина. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А,В
и С (модели сочинений).Учебно-методическое пособие. «Легион»,Ростов-на-Дону,2011г.
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич.-Изд-3.-Ростов-на-Дону:Легион,2011г.
Слайд 41литература
Презентация Г.Т. Егораевой. ЕГЭ. Часть С.
Г.Т. Егораева. Практикум по русскому языку.
Подготовка к выполнению части 3 (С).Издательство «Экзамен», М. 2011.
Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов-на- Дону,2011г.